Открытый урок по лексике, этимологии и фразеологизмам
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ламатханова Лариса Сергеевна

Открытый урок по лексике, этимологии и фразеологизмам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_leksike.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Дата проведения: 16.11.2019г.

Тема: Повторение и закрепление раздела Лексика и Фразеология

Цель: - Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Задачи:

- формировать умение применять полученные знания на практике

- развивать творческое мышление, активность учащихся

-  совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

- воспитывать бережное отношение к родному языку

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент
  2. Постановка темы и целей урока

1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением (текст проецируется на экран)

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"                            

Э. Асадов

-Какой раздел русского языка изучает слова?

- Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология».

-Ребята, сформулируйте цели урока?

 -Закрепление, повторение  знаний,,умений и навыков по разделу «Лексика».

- Уметь применять эти знания.

- Обогащать свой  словарный запас, развивать свою речь.

Богатая красивая речь важна и нужна. И насколько важен русский язык, нам расскажет Яна Симоноа

1 этап Этимология

Что изучает этимология? (происхождение слов)

Правильно!

На уроке литературы мы прошли с вами произведение Бежин луг.

Кто автор? (Иван Сергеевич Тургенев)

Правильно! А каково происхождение фамилии Тургенев?

Слайд 1 Фамилия Тургенев имеет татарское происхождение. Согласно архивным сведениям, в 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, который принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру и русское имя Иван.

Фамилия Тургенев образована от прозвища Тургень (Турген). В переводе с тюркско-монгольских языков слово «турген» означает «быстрый», «скорый
От Ивана Тургенева и пошла на Руси фамилия Тургеневых.

Задание: - Происхождение слова -платить

Слайд2  В далекую пору , когда не было денег , расплачивались за товары в основном разными украшениями, бусами, шейными украшениями, кольцами, браслетами. Расплачивались также полотняными платочками, сотканными славянскими женщинами. Слово «платить» во всех славянских языках образовано от слова «полотно», «платок».
ПЛАТА. Общеслав. Форма ж. р. к платъ "кусок материи". Соврем. значение обусловлено тем, что ткань в виде отдельных кусков выполняла раньше роль денег. Этимологический словарь

Итак, наука этимология чем занимается?

Выявляет происхождение слов

Почему важно изучать этимологию слова?

Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.

2 этап Лексическое значение слов

Назовите слово по его лексическому значению.

Слайды демонстрировать

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

3.Смотр войск (парад)

4. Стадо лошадей, а также оленей и некоторых других животных (табун)

5.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

6. 7.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

8. -Любитель подводного плавания-дайвер

9. исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении- актер, артист

Итак, что такое лексическое значение слова?

Почему нужно постоянно обогащать свой словарный запас?

Суть словарного запаса в выборе более подходящих по смыслу слов. Думайте о словарном запасе как о ящике для инструментов. Каждое слово это инструмент, ждущий своего часа для правильного применения. Попытка при помощи молотка создать реалистичную скульптуру обречена на провал.

Чем больше слов находится в вашем распоряжении, тем точнее ваши высказывания, выражения ваших чувств и эмоций. Попытка объяснить всю гамму эмоций одним словом работает только в комедиях, но никак не в жизни. Более того, при общении с самим собой это тоже крайне важно. Вы сможете объяснить самому себе то, что чувствуете или размышлять на разные темы. И вы донесете сою мысль точнее, ярче, понятнее и красиво.

3 этап Устаревшие слова и неологизмы

Слайд2

 Задание:Разделите данные слова на две категории: чело, перст, луноход,око, врата, ноутбук, кастинг, кафтан, десница, дайвер, хит,десница, сайт,флэшка

Ответ: устаревшие слова и неологизмы

Переведите  устаревшие  слова на современный язык

Выя - шея;

десница- правая рука;

рамена – плечи,

длань - ладонь;

чело-лоб;

уста-губы,

ланиты-щеки,

перста – пальцы,

Задание: Составьте словосочетания с двумя устаревшими словами и с двумя неологизмами

Итак, что такое устаревшие слова и неологизмы?

4 этап Заимствованные слова

Что общего у этих слов?

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, купе, ателье, пальто, рюкзак, авеню

Какие слова называются заимствованными?

5 этап    Диалектизмы и профессинализмы

Слайд3 Задание: Разделите данные слова на 2 категории:

Бурак, вакцина, акварель, кавун, летятина, кок, скальпель, наждак, вокализ

Ответ: диалектизмы и профессионализмы

Составьте предложение с диалектизмом и профессионализмом

Итак, что такое диалектизмы и профессионализмы?

6 этап Фразеологизмы

Игра

Кто придумает большее количество фразеологизмов?

1 ряд: язык

2 ряд душа

3 ряд-глаз

Какая команда больше фразеологизмов вспомнит?

Слайд3

  • ЯЗЫК: Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
  • Чесать языком – сплетничать
  • Наступить на язык – заставить замолчать
  • Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну
  • Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания
  • Держать язык за зубами – не болтать лишнего

Слайд4 ДУША: 

Душа нараспашку
Так говорят об очень общительном, открытом человеке.

Душа компании, душа общества
Главный собеседник, умеющий вести беседу и оживлять разговор.

В глубине души
О глубоко скрытом чувстве.

Накипело на душе
О накопившемся гневе или обиде.

Вкладывать душу
Делать что-то с любовью, большим старанием.

Греть душу
О том, что радует человека,

Слайд5 ГЛАЗ: 

Не в бровь, а в глаз
О точно сделанном замечании или наблюдении.

В оба глаза, во все глаза глядеть
Очень внимательно следить за чем-либо

Для отвода глаз
То есть для отвлечения чьего-либо внимания.

Куда глаза глядят
Идти в неопределенном направлении,

Мозолить глаза
Надоедать кому-либо своим присутствием.

Не верить своим глазам
Выражение удивления, при наблюдении чего-то крайне маловероятного,

Задание: Составить 2 предложения с фразеологизмами

Физминутка:

Встали на физминутку

Передайте значение с помощью жестов.

сесть в калошу                                                                       водить за нос

дело в шляпе                                                                          льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать руки

реветь в три ручья                                                                

7 этап Синонимы и Антонимы

Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

  1. Слайд Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

  1. Слайд  Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

8 этап Крылатые слова

Черный ящик

Вначале сказать о крылатых выражениях из мифологии

Яблоко раздора, ахиллесова пята,ящик пандоры, вавилонское столпотворение

Слайд Дары данайцев, и Троянский конь- исследовательскую работу провела Диана Филонова

Хорошо, вспомнили крылатые выражения.

Теперь Внимание вопрос: О каком крылатом выражении идет речь?

 Ариаднина нить

Выражение означает “путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос”. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных 

9 этап Составление текста

Слайд Написать мини-сочинение «Однажды поздней осенью»(пишут под музыку)

Опрос по сочинению

Итог по сочинению

10 этап Рефлексия: Оценочные листы

Оценочные листы заполняют окончательно

(под музыку)

Оценочные листы заполняют под музыку

Затем спрашиваю 3-4 учеников:

- Что вы повторили, закрепили?

-Что вы узнали нового?

-Что особенно вам запомнилось?

-Чему вы научились?

-Что урок вам дал полезного для жизни?

Оценки

Спасибо за урок!

Резерв: Вопрос

Об этом понятии составлено много фразеологизмов

Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и
показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно провести , а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают , что оно дороже золота.

- О чем идет речь? (ОТВЕТ: О времени)

Итак, для чего существуют фразеологизмы в нашей речи?

Обогащают речь, делают ее выразительной, ярче, точнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"

данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова...

Методическая разработка урока "Лексика. Знакомство с фразеологизмами"

На данном уроке обучающиеся знакомятся с фразеологизмами, учатся правильно употреблять их в своей речи, тем самым обогащая свой словарный запас фразеологическими оборотами....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Этимология слова" (ФГОС)

Материал содержит конспект открытого урока по ФГОС,презентацию,а также необходимый дидактический материал. Для урока потребуются этимологические словари....

Презентация к открытому уроку в 10 классе УМК "Spotlight" по теме "ЕДА". Этимология слова "Sandwich"

Презентация представляет собой визуальное сопровождение к открытому уроку....

Статья по теме: «Занимательная этимология исторических фразеологизмов русского языка на занятиях с учащимися с задержкой психического развития».

В статье даются определения понятий этимология и фразеология, кратко описываются особенности усвоения фразеологизмов учащимися с задержкой психического развития и объясняется возникновение ряда  ...

Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)

Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...

Конспект открытого урока "Обсценная лексика в исторических источниках"

Конспект открытого занятия для расширения кругозора....