Урок «21 февраля – Международный день родного языка»
план-конспект по русскому языку

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся; воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят. Формировать бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21fevralya.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок «21 февраля – Международный день родного языка»

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка,

воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть

терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию

устной речи учащихся; воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей,

память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят. Формировать

бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам,

народу, культуре.

Ресурсы: выставка книг, презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

I.Вступительная часть.

  1. Приветствие.
  2. Чтение стихотворения.

Он  так  могуч  и   так   прекрасен
Суровый   РУССКИЙ   наш  язык!
Мир  покорен   одной   лишь фразой,
С  которой   дрался  наш  мужик,
Когда  громил  фашистов  клятых,
И  шел  в  атаку   на  врага.
И  пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до  смерти три  шага,
На  РУССКОМ  РУССКУЮ  «Катюшу»,
И  было   легче  во  сто  крат.
И  враг  коварный   песню  слушал,
В  руках  сжимая   автомат.

Есенин  наш  под звуки  танго,
Или  танцуя   вальс,  фокстрот,
Любил  прекрасной   иностранке
Шепнуть  на РУССКОМ пару  строк.

Когда  ворвались   в  космос  бурей
Мы  на железном   рысаке,
Услышал   мир:   Гагарин   Юрий
Дал  старт  на  РУССКОМ   языке.

Мы   речь  родную с  детства   слышим,
На  РУССКОМ  пишем,  говорим.
Олимпиады   РУССКИЙ   Миша
Все  страны  мира  покорил.

Наш   РУССКИЙ   так   многообразен,
Изящен,  скромен   и   силен:
Он  для  врага  настоль  опасен,
В  любви  насколько  ласков  он.

Оставь,  мой  друг,  свои  сомненья,
И  честь  родного  языка
Неси  достойно  поколеньям
На все  грядущие  века.

- О чём пойдёт речь на нашем занятии?

3. Обобщающее слово учителя.

- Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения. Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.

- Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.  

Вы обратили внимание, что с самого утра в нашем классе висят высказывания  великих людей о русском языке. И это не случайно. Сегодня, 21 февраля – Международный день родного языка. Наше мероприятие посвящено именно этому дню. И сегодня мы с вами  

Познакомимся

Продолжим работу над

Будем развивать

Воспитывать в себе

II. Основная часть.

1.Слово учителя.

 – Международный день родного языка- это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.

- С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир.  А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие – родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки в жизни можно обойтись, а без родного языка - нет. И это именно так.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.  Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка....

2. Сообщение ученика об истории праздника.

3.Выполнение заданий.

- Родной язык – это богатство, к которому необходимо относиться бережно и с уважением, не засорять речь грубыми и бессмысленными словами. Чтобы научиться хорошо и красиво говорить, необходимо читать книги. Чтение книг – самый верный путь к постижению великого русского языка. Обратите внимание на нашу выставку «Хранители русского языка». Здесь представлена не только классическая литература, но и научная. Ведь нам невозможно обойтись без словарей, так много непонятного и загадочного в нашем языке.

- Язык – средство человеческого общения и одно из самых удивительных чудес!

- Существует много занимательных игр, которые помогают лучше узнать свой язык. Посмотрим, как вы сумеете разгадать мудрые языковые загадки и насколько окажитесь находчивыми и остроумными.

Логические вопросы:

Может ли страус назвать себя птицей? (Он не разговаривает)

Был ли в XX столетии такой год, который не изменился, когда его, написав цифрами, перевернули вверх ногами? (1961 год)

Врач выписал вам три таблетки. Их нужно принимать каждые полчаса. За сколько времени вы их выпьете? (За один час)

За чем вода в бутылке? (За стеклом)

Если из стакана вылить воду, что в нем останется? (Воздух)

Горело 5 электрических лампочек, три лампочки выключили. Сколько лампочек осталось? (Пять)

Водоплавающее мужское имя. (Карп)

Какие ноты растут в огороде? (Фа-соль)

Какой цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-марья)

За чем во рту язык? (За зубами)

Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и в третий ряд. Сколько их было всего? (Три)

За чем мы едим? (За столом)

Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Железнодорожного)

Какая птица из яйца родится, а яйца не несет? (Петух)

Какая птица из сорока букв? (Сорока)

Каким гребешком не причешешься? (Петушиным)

Какое колесо не крутится у машины? (Запасное)

Какой ключ не бьет и не отмыкает? (Музыкальный)

Какой слон без хобота? (Шахматный)

Когда мы смотрим на цифру два, а говорим десять? (На часах)

Когда петух бывает курицей? (В супе)

Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку)

1 задание.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т.  Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы и загадки.

2 задание.

Не зря говорят: “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”

  1. Длинная нитка…(ленивая швея)
  2. Ленивому всегда …(праздник)
  3. Не место красит человека, а …(человек место)
  4. С таким человеком каши …(не сваришь)
  5. По одежке встречают, а …(по уму провожают)
  6. Какова пряха, такова…(на ней рубаха)
  7. Без топора не плотник, без…(иглы не портной)
  8. Что посеешь, то…(и пожнешь)
  9. Поспешишь - людей…(насмешишь)
  10. Много снега – … (много хлеба).
  11. Кашу маслом … (не испортишь).
  12. Щи да каша … (пища наша).
  13. Умелые руки – … (не знают скуки).
  14. Славен человек не словами - … (славен делами).
  15. Делу время – … (потехе час).
  16. Делано наспех – … (сделано на смех).
  17. По одежке встречают, … (по уму провожают).
  18. Глаза страшатся, … (а руки делают).
  19. Семь раз отмерь – … (один раз отрежь).

3 задание

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.

– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Фразеологизмы имеют переносное значение. А теперь давайте посмотрим, что можно представить себе, если понимать фразеологизм в буквальном смысле.

Просмотр слайдов:

  1. Выйти из себя - разозлиться. Два сапога пара
  2. Тянуть кота за хвост
  3. Водить за нос. Море по колено
  4. Сесть в калошу. Щеки горят.

А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.

Объяснить  значение фразеологизмов.

1.в час по чайной ложке (мало)

2.кривить душой (лгать)

3.себе на уме (хитрить)

4.кожа да кости( худой)

5.раз, два и обчелся (мало)

6. вставлять палки в колеса (мешать)

7.заячья душа (трус)

8.в двух словах ( коротко)

9.куры не клюют (много)

10.зарубить на носу (запомнить)

11.ушки на макушке (внимательно)

12.язык проглотить (молчать)

13.повесить голову (печалиться)

14. клевать носом (дремать)

15.рукой подать (близко)

16.гонять лодыря (бездельничать)

17.во все лопатки (быстро)

4 задание 

«Плач предложения» (исправьте речевые ошибки в предложении)

Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.

Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.

Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

      С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

     Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

     Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

     В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.

     В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

5 задание

Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда.

Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.

Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что слово дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача ещё маленький, отец привёл его на каток.

6 задание

1. На языке коми «син» - глаз, «лыс» - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс». (ресницы)

2. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)

3. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (одеколон)

4. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)

7 задание

- Составьте газету «Родной язык, как ты прекрасен!»

III. Заключительная часть.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

21 февраля - Международный день родного языка

Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка.  Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх...

21 февраля-Международный день родного языка

21 февраля отмечается день родного языка...

21 февраля - Международный день родного языка

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 «А» класса «21 февраля – Международный день родного языка»Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.Задачи:1....

21 февраля - Международный день родного языка

Информация о проведении праздника в школе....

21 февраля - Международный день родного языка

Конкурс знатоков русского языка, посвящённый к международному дню родного языка. Участинки - учащиеся  6,7 классов....

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля -  Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...

21 февраля - Международный день родного языка

21 февраля - Международный день родного языка...