Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Комарова Валерия Александровна

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными." Работа содержит теоретический и практический материал (ответы прилагаются).

Цели урока:

•получить общее представление о группах СПП по их значению;

•сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры;

•совершенствовать пунктуационные навыки.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Волково» Комарова Валерия Александровна

Слайд 2

Цели урока: получить общее представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуационные навыки.

Слайд 3

При помощи данных ниже слов составьте предложение по следующей схеме: [ ] , (который…). от реки, который, луг, солнце, находился, осветило, неподалёку

Слайд 4

Найдите грамматические основы в данном предложении Солнце осветило луг, который находился неподалёку от реки. Солнце осветило луг, который находился неподалёку от реки. Который является союзом или союзным словом? Какой вопрос вы задали от главного предложения к придаточному? Какую роль выполняет придаточное предложение?

Слайд 5

Прочитайте предложения и рассмотрите их схемы. Что общего вы можете отметить в их построении? Какие различия? Это та школа, в которой я учусь. [ … указат. сл. + сущ. ] , (в которой…). Это школа, в которой я учусь. [ … сущ. ] , (в которой…). Это школа, где я учусь. [ … сущ. ] , (где…).

Слайд 6

Придаточные определительные Отвечают на вопрос какой? Относятся к определяемым существительным или другим словам, употреблённым в значении существительного, например: Врач подошёл к больному (к какому?), которому вчера была сделана операция. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др. К определяемому существительному может прибавляться указательное слово тот, такой , чтобы выделить его: Покажите мне те книги (какие?) , которые лежат на верхней полке. Всегда стоят после определяемого существительного.

Слайд 7

На заметку! К определительным придаточным близки местоименно-определительные придаточные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям тот, все, всё, каждый и др., употреблённым в значении существительного, например: Каждый , кто был летом на севере , навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то , что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе . (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 8

Местоименно-определительные придаточные Могут стоять и перед определяемым словом: Кто ищет , тот всегда найдёт. (В. Лебедев-Кумач) Указательные местоимения в главном предложении могут опускаться: Счастлив, кто посетил сей мир в минуты роковые . (Ф. Тютчев) В предложениях с устойчивыми оборотами, например Делай что хочешь , эти обороты не являются придаточными предложениями и не выделяются запятыми.

Слайд 10

Найдите все СПП с придаточным определительным Мы добрались до цели нашего пут е шествия, когда наступил вечер. Система жизн е обеспечения на нашей планете устроена настолько остроумно и мудро, что она самообновляется и таким образом обеспеч и вает благополучное существ о вание людей. (В. Солоухин) Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай. Я стремился к тому, чтобы мои стихи были для детей благозвучны, музыкальны. (В. Берестов) И боль, что скворч о нком стучала в виске, стихает, стихает… Дополнительное задание: объясните выделенные орфограммы.

Слайд 11

Проверь себя! Комната (какая?) , куда меня привели , была похожа, скорее, на сарай. [ ,(куда…), ]. И боль (какая?) , что скворч о нком стучала в виске , стихает, стихает… [ ,(что…), ].

Слайд 12

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы. Молодой город что был основан на иско ( н,нн )о русской земле воссоединё ( н,нн )ой с Россией в результате славных побед над сильнейшим тогда врагом – Швецией город что был создан упорным трудом в самых (не) благ_приятных природных условиях выр_с со сказочной быстротой и сделался к концу восемнадцатого века одним из пр_краснейших городов мира. (По Н. Анциферову)

Слайд 13

Проверь себя! Молодой город , что был основан на иско нн о русской земле, воссоединё нн ой с Россией в результате славных побед над сильнейшим тогда врагом – Швецией, город , что был создан упорным трудом в самых не благоприятных природных условиях, выр о с со сказочной быстротой, сделавшись к концу восемнадцатого века одним из пр е краснейших городов мира.

Слайд 14

Преобразуйте простые предложения, осложнённые причастным оборотом в СПП с придаточным определительным Главные ворота города Вавилона, посвящённые богине Иштар, находились в пределах оборонительных стен. За воротами девятиметровой высоты, увенчанными зубчатыми башнями, располагался роскошный царский дворец. Можно только удивляться способностям архитекторов, точно рассчитавших маршрут искусственного ручья или речки.

Слайд 15

Проверь себя! Главные ворота города Вавилона, которые были посвящены богине Иштар, находились в пределах оборонительных стен. За воротами девятиметровой высоты, которые были зубчатыми башнями, располагался роскошный царский дворец. Можно только удивляться способностям архитекторов, которые точно рассчитали маршрут искусственного ручья или речки.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Список источников 1. Влодавская Е.А. Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс.» ФГОС (к новому учебнику). - М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 206 с. 2. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 368 с. 3. Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Диктанты по русскому языку: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Презентация содержит материал к уроку на основе заочной экскурсии в Ясную Поляну...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Порядковое числительное как член предложения"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Порядковое числительное как член предложения" разработана мной в 2014 году и имеет отсылки к олимпиаде в Сочи....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Цепная и параллельная связь предложений в тексте".

Наглядное схематическое представление строения текстов с цепной и параллельной связью предложений....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."...

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания при словах, грамматически не связанные с членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....