Главные вкладки

    Методическая разработка урока-игры по теме «Морфемика. Орфография» (5 класс)
    методическая разработка по русскому языку (5 класс)

    Ганова Светлана Валерьевна

    Данный урок завершает изучение раздела «Морфемика. Орфография» и предваряет урок подготовки к контрольному диктанту по теме «Морфемика».

    Необычная (с элементами игры) форма урока помогает поддержать интерес к изучению русского языка, обладает образовательной, развивающей и воспитывающей функциями в их органическом единстве. Играя, дети не замечают, что учатся: познают, применяют изученное на практике, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию и творческие способности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФИО: Ганова Светлана Валерьевна

    Место работы, должность, преподаваемый предмет: НОУ «Православная гимназия во имя Иоанна Кронштадтского», учитель русского языка и литературы.

    Тема урока: «Морфемика. Орфография».

    Класс: 5.

    Цель урока: выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков, при необходимости скорректировать пробелы в знаниях учащихся.

    Задачи. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, формировать умение работать с тестовыми заданиями.

    воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, духовно-нравственные качества личности (доброжелательность, отзывчивость, взаимовыручку).

    развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, творческие способности; формировать навыки самоконтроля и самоорганизации.

    Обоснование целесообразности выбранной формы урока. Данный урок завершает изучение раздела «Морфемика. Орфография» и предваряет урок подготовки к контрольному диктанту по теме «Морфемика».

    Игровая деятельность отвечает психологическим потребностям пятиклассника, учитывает психологические особенности данного возраста. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и умений. Кроме того, игра всегда связана с различными переживаниями учащихся: волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, огорчением в случае неудачи и т.д. Для пятиклассника же характерно эмоциональное отношение к выполняемой деятельности, поэтому использование на уроке элементов занимательности, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников.

    Игра способствует развитию навыков самоорганизации учащихся, активизирует работу на уроке. Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное содержание и исполнительную часть – игровые действия. В игре возникает необходимость что-то сказать, возникает внутреннее желание ребенка принять участие в общении, в игровом действии. Следовательно, игра помогает сплотить коллектив, развить коммуникативные навыки учащихся.

    Немаловажен тот факт, что необычная форма урока помогает поддержать интерес к изучению русского языка.

    Таким образом, игровая деятельность является признанным современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями в их органическом единстве. Играя, дети не замечают, что учатся: познают, применяют изученное на практике, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию и творческие способности.

    Конечно, игровая деятельность не может быть ведущей при изучении нового материала, но ее использование на уроках обобщения и проверки знаний представляется вполне оправданным и уместным.

    Оборудование: мягкая игрушка «Поросенок Хрюня»; клетка; короны с опознавательными знаками для Морфемы, Приставки, Корня, Суффикса, Окончания; ключи; карточки со словами, бланки тестов.

    Ход урока

    I. Организационный момент (1 мин.).

    II. Постановка цели урока. (1 мин.).

    Учитель: Ребята, мы с вами на протяжении нескольких недель изучали различные морфемы, а также правила орфографии, связанные с правописанием морфем. Теперь вы знаете, что такое морфема и морфология, можете разобрать слово по составу, составить ряд однокоренных слов, выбрать правильное написание букв в разных частях слова. Сегодня наша цель – выяснить, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

    Учащиеся записывают в тетради дату, тему (2 мин.).

    III. Вступительное слово. Введение в игру (2 мин.).

    Учитель: Ребята, Я хочу вас познакомить с поросенком Хрюней.

    (учитель демонстрирует игрушку)

    Он живет со своими мамой, папой, братьями и сестрами в одной далекой деревне. Он любит гулять, играть в футбол, купаться в речке, а еще он любит ходить в школу. Да, именно ходить в школу, а не учиться. Он считает, что учиться – занятие ужасно скучное и совершенно бесполезное. Поэтому на уроках он обычно скучает и с нетерпением ждет перемен, домашние задания делает кое-как, лишь бы «двойку» не получить.

    Но наука не прощает такого небрежного и равнодушного к себе отношения. И вот однажды, когда Хрюня возвращался из школы домой, налетел ветер и поднял бедного поросенка в воздух. Закружило его в вихре, так, что он ничего не мог видеть, а только кричал от ужаса: «Спасите! Помогите!»

    И вот таким чудесным образом очутился Хрюня в стране Морфемике, прямо во дворце королевы Морфемы (учитель надевает на себя корону с опознавательным знаком), которая начала расспрашивать его о своей стране. Но Хрюня ничего не знал о Морфемике. Тогда королева Морфема заточила его в темницу (учитель сажает поросенка в клетку), приказала закрыть на пять замков и не выпускать его, пока он не решит загадок всех ее детей: Приставки, Корня, Суффикса, Окончания и Основы (учитель надевает на детей (роли назначаются заранее; дети, задействованные в инсценировке, выполняют дома те задания, которые будут предлагаться классу) коронки с опознавательными знаками).

    Конечно, без вашей, ребята, помощи, Хрюне никак не справиться. Поможем ему?

    Учащиеся: Конечно.

    IV. Повторение основных понятий, применение полученных знаний, умений на практике. Основной этап игры (22 мин.).

    К доске выходит ученица, исполняющая роль Приставки: Здравствуй, Хрюня. Меня зовут Приставка. Я самая старшая дочь королевы Морфемы. У меня очень важная роль: если я встану слева от Корня, он изменит свое значение. Поиграй со мной в прятки.

    Задание 1. Отыщи меня в словах: землетрясение, расписной, громоотвод, рассыпной, гостеприимный, роспись, благородный, роскошный, здесь. 

    Слова учитель заранее записывает на оборотной стороне доски. Учащиеся должны выписать в тетрадь слова с приставками, выделить приставки.

    Учитель: Ребята, давайте подскажем Хрюне, где спряталась Приставка.

    Учащиеся называют выделенные приставки.

    Правильный ответ: расписной (рас-), громоотвод (от-), рассыпной (рас-), гостеприимный (при-), роспись (рос-).

    Ученица в роли Приставки при необходимости исправляет ответы учащихся, отдает свой ключ.

    К доске выходит ученик, исполняющий роль Корня: Здравствуй, Хрюня. Меня зовут Корень. Я старший сын королевы Морфемы. Без меня вообще никакого слова быть не может. Выполни мое задание и тогда, получишь ключ от второго замка.

    Задание 2. Разбери слова на группы однокоренных.

    На доске вывешены листочки со словами:

    перина, перенести, перышко, перо, период,

    вина, винтик, виноватый, завинтить, винить,

    знать, знамя, знамение, знание.

    Учитель: Ребята, давайте поможем Хрюне, выполнить задание.

    Учащиеся выписывают в тетрадь ряды однокоренных слов, выделяют корень.

    Затем задание проверяется.

    Правильный ответ: перина, перышко, перо (корень –пер-); 

    вина, виноватый, винить (корень –вин-); 

    винтик, завинтить (корень –винт-); 

    знать, знание (корень –зна-).

    Ученик в роли Корня при необходимости исправляет ответы учащихся, отдает свой ключ.

    К доске выходит ученик, исполняющий роль Суффикса: Здравствуй, Хрюня. Меня зовут Суффикс. Я средний сын королевы Морфемы. Если я встану от корня справа, он обретет новое значение.

    Задание 3. Давай сделаем зарядку. А ты послушай и найди слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    Ножками затопали,        (топанье ногами)

    Ручками захлопали,        (хлопки в ладоши)

    Головку опускаем        (наклон, руки вперед)

    И спинку выпрямляем.        (выпрямиться, руки на пояс)

    Учащиеся делают физкультминутку, дают правильный ответ. 

    Ученик в роли Суффикса отдает свой ключ.

    К доске выходит ученик, исполняющий роль Окончания: Здравствуй, Хрюня. Меня зовут Окончание. Я младший сын королевы Морфемы. Я умею образовывать формы слова. А еще я умею делаться невидимым.

    Задание 4. Попробуй, найди меня.

    Открывается доска, где прикреплены карточки со словами с нулевым окончанием и без окончания: диван, хорошо, сегодня, день, снег, ветвь, дом, рядом.

    Учащиеся должны выписать в тетрадь слова с нулевым окончанием, выделить его.

    Проверка задания. Ученик в роли Окончания убирает с доски слова без окончания, отдает свой ключ. Остальные учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания.

    Учитель: Молодцы, ребята. Мы почти освободили Хрюню. Но чтобы открыть последний замок вам придется выполнить задания Основы. Она не смогла прийти, т.к. очень занята, но прислала свои задания по почте.

    V. Выполнение и проверка тестового задания (10 мин.).

    Учащиеся выполняют тестовое задание. Затем учитель зачитывает правильные ответы, критерии оценивания.

    Учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки.

    Королева Морфема отдает последний ключ. Хрюню освобождают и отправляют домой.

    VI. Домашнее задание (1 мин.)

    Стр. 183. ответить на вопросы, упр. 450.

    VII. Итог урока (1 мин)

    Учитель: Молодцы, ребята. Мы с вами хорошо сегодня поработали, повторили изученный материал и спасли Хрюню из заточения. Что же нужно делать, чтобы не оказаться на его месте?

    Предполагаемый ответ: Быть внимательным на уроке, учить правила и выполнять все задания.

    Литература:

    1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др]. – 36-е изд. – М.: Просвещение, 209. – 317 с. [4] л. ил.: - ISBN 978-5-09-021400-1

    2. Олимпиадные задания по русскому языку. 5-6 классы / авт.-сост. Л.Р. Ефремова, Г.М. Постовалова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 103 с. - ISBN 978-5-7057-2348-5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

    Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

    Методическая разработка урока-игры по теме "Квадратные корни", 8 класс, коррекционная школа

    Методическая разработка урока - игры по теме "Квадратные корни" для 8 класса коррекционной школы VII вида....

    Методическая разработка раздела общеобразовательной программы "Фонетика. Орфоэпия. Орфография" (10 класс)

    В методической разработке  раскрыты цели, задачи, содержание раздела, программные требвания, методы и формы организации деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических и индивидуальныхосо...

    Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

    Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается т...

    Методическа разработка урока-игры по истории для учащихся 7-х классов в форме «брейн -ринг».

    Повторительно-обобщающий материал, направленный на закрепление изученного материала...

    Методическая разработка урока- игры "Путешествие в страну дорожных знаков" 5 класс

    Во многих странах пытаются пропагандировать безопасность на дорогах именно в образовательных учреждениях, так как большинство пострадавших – дети, которые перебегают дорогу на красный свет или в...

    Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» 5 класс

    Цели: Повторение материала по теме «Морфемика».Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.Формированию интереса к русскому языку.Задачи урока: Образовательные:...