Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Иванова Марина Ивановна

Урок развития речи в 9 классе.

Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая:

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

  • формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  4. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива», автор  ПрищепаТ.А. доцент Томского ГПУ, к.п.н.

Вид кейс-метода: обучающий

Тип кейса: аналитический

Оборудование:  план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.

 

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

Цели и задачи.

Сегодня  у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. 1 слайд

 - Работать мы будем в группах.   (Все учащиеся заранее делятся на 4 группы). Группы получили материалы:

- приемы сжатия текста,

- памятки «Как писать сжатое изложение» 2 слайд

и «Как проверить написанный текст»  3 слайд

- образец написания сжатого изложения

Каждая группа заранее получила  задание  - изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

- Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

- Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

  • Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.  (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).

 

        Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

 В конце занятия подведем итоги.

Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и  обратить внимание на таблицу, в которой есть  графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

На доске таблица:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

 

II. Защита группами своих тезисов.

  1. раунд: Выступление первой группы.

Тезисы выступления.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 4 слайд

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:         

Пессимисты:

Эксперты:

Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.

Меняются ролевые позиции. (баллы выставляются в таблицу)

 

По этой же схеме выступают другие группы.

  1. раунд: Выступление второй группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 5 слайд

  1. раунд: Выступает третья группа.

(на экран проецируется отсканированное изложение 3 группы). 6 слайд

  1. раунд  Выступление четвёртой группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 4 группы). 7 слайд

 

III. Работа над образцом изложения:    8 слайд

- Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.

(на экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.

 

В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:

В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.

Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.

При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.

IV. Подведение итогов:

Шкала оценок:

14-15 баллов =5

12-13 баллов=4

11-10 баллов=3

Рефлексия:

  • Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
  • Чувствуете ли вы,  что овладели приемами сжатия текста?
  • Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? 9 слайд

    Домашнее задание: Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту. 10 слайд

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Иванова Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы,

 МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева».

Урок развития речи в 9 классе.

Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

  • формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  4. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива», автор  ПрищепаТ.А. доцент Томского ГПУ, к.п.н.

Вид кейс-метода: обучающий

Тип кейса: аналитический

Оборудование:  план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

Цели и задачи.

Сегодня  у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. 1 слайд

 - Работать мы будем в группах.   (Все учащиеся заранее делятся на 4 группы). Группы получили материалы:

- приемы сжатия текста,

- памятки «Как писать сжатое изложение» 2 слайд

и «Как проверить написанный текст»  3 слайд

- образец написания сжатого изложения

Каждая группа заранее получила  задание  - изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

- Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

- Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

  • Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.  (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).

        Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

 В конце занятия подведем итоги.

Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и  обратить внимание на таблицу, в которой есть  графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

На доске таблица:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

II. Защита группами своих тезисов.

  1. раунд: Выступление первой группы.

Тезисы выступления.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 4 слайд

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:          

Пессимисты:

Эксперты:

Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.

Меняются ролевые позиции. (баллы выставляются в таблицу)

По этой же схеме выступают другие группы.

  1. раунд: Выступление второй группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 5 слайд

  1. раунд: Выступает третья группа.

(на экран проецируется отсканированное изложение 3 группы). 6 слайд

  1. раунд  Выступление четвёртой группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 4 группы). 7 слайд

III. Работа над образцом изложения:    8 слайд

- Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.

(на экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.

В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:

В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.

Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.

При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.

IV. Подведение итогов:

Шкала оценок:

14-15 баллов =5

12-13 баллов=4

11-10 баллов=3

Рефлексия:

  • Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
  • Чувствуете ли вы,  что овладели приемами сжатия текста?
  • Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? 9 слайд

    Домашнее задание: Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту. 10 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...