Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе.
Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Образовательная:
- формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
- формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.
Задачи урока:
- Повторить приемы сжатия текста.
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии «Перспектива», автор ПрищепаТ.А. доцент Томского ГПУ, к.п.н.
Вид кейс-метода: обучающий
Тип кейса: аналитический
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.
Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент.
Цели и задачи.
Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. 1 слайд
- Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее делятся на 4 группы). Группы получили материалы:
- приемы сжатия текста,
- памятки «Как писать сжатое изложение» 2 слайд
и «Как проверить написанный текст» 3 слайд
- образец написания сжатого изложения
Каждая группа заранее получила задание - изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.
Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?
- Отмечать в выступлении все положительное.
- Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?
- Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?
- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.
(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).
- Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее. (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).
Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
- 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
- 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
- 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
- 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
- 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.
В конце занятия подведем итоги.
Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
На доске таблица:
Группы | Новаторы | Оптимисты | Пессимисты | Штрафы | Итого |
1 группа |
|
|
|
|
|
2 группа |
|
|
|
|
|
3 группа |
|
|
|
|
|
4 группа |
|
|
|
|
|
II. Защита группами своих тезисов.
- раунд: Выступление первой группы.
Тезисы выступления.
(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 4 слайд
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.
Меняются ролевые позиции. (баллы выставляются в таблицу)
По этой же схеме выступают другие группы.
- раунд: Выступление второй группы.
(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 5 слайд
- раунд: Выступает третья группа.
(на экран проецируется отсканированное изложение 3 группы). 6 слайд
- раунд Выступление четвёртой группы.
(на экран проецируется отсканированное изложение 4 группы). 7 слайд
III. Работа над образцом изложения: 8 слайд
- Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.
(на экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.
В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:
В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.
Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.
При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.
IV. Подведение итогов:
Шкала оценок:
14-15 баллов =5
12-13 баллов=4
11-10 баллов=3
Рефлексия:
- Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
- Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?
- Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? 9 слайд
Домашнее задание: Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту. 10 слайд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Иванова Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева».
Урок развития речи в 9 классе.
Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Образовательная:
- формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
- формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.
Задачи урока:
- Повторить приемы сжатия текста.
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии «Перспектива», автор ПрищепаТ.А. доцент Томского ГПУ, к.п.н.
Вид кейс-метода: обучающий
Тип кейса: аналитический
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.
Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент.
Цели и задачи.
Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. 1 слайд
- Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее делятся на 4 группы). Группы получили материалы:
- приемы сжатия текста,
- памятки «Как писать сжатое изложение» 2 слайд
и «Как проверить написанный текст» 3 слайд
- образец написания сжатого изложения
Каждая группа заранее получила задание - изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.
Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?
- Отмечать в выступлении все положительное.
- Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?
- Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?
- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.
(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).
- Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее. (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).
Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
- 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
- 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
- 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
- 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
- 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.
В конце занятия подведем итоги.
Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
На доске таблица:
Группы | Новаторы | Оптимисты | Пессимисты | Штрафы | Итого |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа |
II. Защита группами своих тезисов.
- раунд: Выступление первой группы.
Тезисы выступления.
(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 4 слайд
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
Пессимисты:
Эксперты:
Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.
Меняются ролевые позиции. (баллы выставляются в таблицу)
По этой же схеме выступают другие группы.
- раунд: Выступление второй группы.
(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). 5 слайд
- раунд: Выступает третья группа.
(на экран проецируется отсканированное изложение 3 группы). 6 слайд
- раунд Выступление четвёртой группы.
(на экран проецируется отсканированное изложение 4 группы). 7 слайд
III. Работа над образцом изложения: 8 слайд
- Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.
(на экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.
В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:
В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.
Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.
При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.
IV. Подведение итогов:
Шкала оценок:
14-15 баллов =5
12-13 баллов=4
11-10 баллов=3
Рефлексия:
- Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
- Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?
- Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? 9 слайд
Домашнее задание: Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту. 10 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"
На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"
Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...