"Неопределенные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Бедарева Екатерина Николаевна

Данный урок посвящен теме "Неопределнные местоимения". Проводится он в 6 классе по учебнику под редакцией Е.А. Быстровой. Помимо конспекта уроков, в наличии презентация и рабочие листы для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelennye_mestoimeniya_6kl.doc54.5 КБ
Файл k_otkrytomu_uroku.pptx570.33 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_uchenikov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Организационный момент.

–  Ребята, начинаем  урок  русского  языка.  У каждого из вас на парте лежит рабочий лист.  Именно с ним мы сегодня будем работать. В этом листе представлены задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Если вы внимательно посмотрите, ваш рабочий лист 1) индивидуален, 2) за правильное выполнение заданий начисляются баллы, 3) в конце урока каждый из вас сам оценит свои знания.


– Запишите в
РЛ число, классная работа (С.№2) 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую часть речи мы с вами изучаем? (Местоимение)

- Дайте определение понятию «местоимение» (самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, количество, но не называет их).

- Сколько разрядов местоимений  существует в русском языке (9)

Вспомним уже изученные нами разряды местоимений. Обращаю ваше внимание на листочек с заданием №1(С.№3).

Первое, что необходимо сделать, это вспомните те разряды, которые нам уже  известны. Какие вы можете назвать? (называют).

(после того, как назовут, открывается слайд). Правильно, теперь запишем все разряды в 1 столбик. (Личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно-относительные)

Молодцы. А теперь, обращаю ваше внимание на примеры местоимений, которые представлены на вашем рабочем листе (одновременно слайд). Ваша задача распределить их во второй столбик таблицы. На работу даю вам 3 минуты.

Проверяем (по цепочке) – таблица открывается по мере ответов учеников.

Посчитайте количество слов, правильно распределенных по таблице, это и будет вашим заработанным за 1 задание баллом. Теперь, поставьте в квадратик рядом с этим заданием соответствующий заработанный балл.

Скажите, есть ли местоимения, которые вы не отнесли ни к одному из разрядов? (да, есть; их 2). Назовите их (некто, что-нибудь)  

3. Освоение нового материала.

(1)

– Мы выяснили, что у  нас остались местоимения, которые не подходят ни к одному из приведенных разрядов. Чтобы нам выяснить, о каком разряде пойдет речь, обратимся к стихотворению Юрия Иосифовича  КовалЯ «На яхте» (учитель читает).

(С.№4)

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то 
Кто-то поплыл, 
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал: 
“Скорей возвращайся назад.”
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

-Скажите, о чем это стихотворение? (о путешествии на яхте в открытом море).

Хорошо. А теперь в рабочем листе, оставив строчку для темы урока, ответим на следующие  вопросы (СЛАЙД № 5): попутно отвечают.


– Кто плыл на яхте? (кто-то)


– О чём кричали чайки? (о чем-то)


– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то)


– Какой дельфин в зелёные волны нырял?  (какой-то)


– К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным)


– Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок? (СЛАЙД №5)


ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» (С.№5)

(2)

Обратите внимание на слайд и скажите, какова цель нашего урока сегодня? (знать: на что указывают эти местоимения, как изменяются, какая у них синтаксическая функция) (С.№6)

-Как вы понимаете, что значит, неопределенные местоимения? (невозможно определить о ком или о чем пойдет речь).

- В «Толком словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова дано следующее определение понятия «неопределенный», т.е. 1) точно не установленный, 2) не вполне отчетливый. (С.№7)

- Исходя из этого, сформулируйте, пожалуйста, на что будут указывать неопределенные местоимения? (будут указывать на неопределенные лица, предметы, признаки, количества). Запишите, пожалуйста, это в табличку. (С.№8)

Какой разряд?

На что указывает?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

Какая синтаксическая функция?

Неопределенные

На неопределенные лица, предметы, признаки, количества

Падежные вопросы

изменяются по падежам, кроме НЕКТО (И.п.), НЕЧТО (И.-В. п.).

 «НЕКОТОРЫЙ» изменяются по родам, числам и падежам).

Подлежащее, дополнение, определение.

Теперь заполним остальные графы таблицы. Смотрим задание №3 в вашем рабочем листе. Дано 2 предложения, которые нужно:

-разберите все предложения по членам.

-найдите в предложениях неопределенные местоимения.

-сделать самостоятельно вывод о том, на какие вопросы отвечают неопределенные местоимения, как изменяются, какая у них синтаксическая функция. Запишите в оставшиеся столбики таблицы.

3 минуты.

 Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил.

Теперь посмотрим, что у вас получилось. Оцениванием свои ответы. За каждое выполненное правильно задание 1 балл.

(3)

Задание №4. Следующее задание имеет несколько вариантов сложности. Начинаете работать с 1 задания. Оно самое простое и дает вам возможность заработать 1 балл. Каждое последующее задание сложнее, но и количество баллов, которые вы можете заработать, больше.  Попробуйте свои силы.

На работу даю 3 минуты. Время прошло. Поставьте себе балл, соответствующий заданию, которое вы смогли выполнить.

Суммируйте полученные баллы и поставьте себе оценку.

 

4. Рефлексия.

Теперь отложите листочки в сторону. Подведем итоги урока.

-Встаньте, если у вас хорошее настроение.
–Повернитесь направо, если 
неопределенные  местоимения указывают на неизвестные, неопределенные  лица, предметы, их признаки.
– Повернитесь прямо, если  
местоимение НЕКТО имеет форму только И.п.
– Хлопните в ладоши, если местоимение НЕЧТО имеет форму только И.п   (НЕТ!!!)
– Сядьте на своё место, если вы считаете, что тему поняли.

(С.№10).Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Домашнее задание по выбору: 

§8, упр. №45(2)

Дополнительная отметка: «Составьте из 20 слов словарный диктант на тему "Неопределённые местоимения».

«РЛ» сдать. Каждому из вас будет поставлена оценка за работу на уроке в соответствии с полученными баллами.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Первое марта. Классная работа.

Слайд 3

Распредели следующие местоимения по разрядам: Собой, мои, у них, который, чей, некто, вы, таков, что-нибудь, свои, этот, любой, кто, весь. Примеры Разряды У них, вы Личные Собой Возвратные Притяжательные Мой, свои Указательные Этот, таков Определительные Любой, весь Который Вопросительно-относительные Некто, что-нибудь

Слайд 4

Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть- чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то , наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чём кричат чайки. Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждёт. Ю .Коваль «На яхте»

Слайд 5

Ответь на вопросы: Кто плыл на яхте? О чём кричали чайки? Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? Какой дельфин в зелёные волны нырял? Тема: НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Слайд 6

Каковы цели урока ? НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ у казывают на… изменяются по… с интаксическая функция

Слайд 7

Неопределённые местоимения. Неопределенный 1)точно не установленный ; 2)не вполне отчётливый

Слайд 8

Исследуй предложение и сделай вывод Неопределенные На неопределенные лица, предметы, признаки, количества Падежные вопросы Изменяются по падежам (кроме НЕКТО (И.п.), НЕЧТО (И.-В. п.)) Местоимения типа «НЕКОТОРЫЙ» изменяются по родам, числам и падежам. Подлежащее, дополнение, определение. НЕКТО ШЕЛ ПО КАКОЙ-ТО ДОРОГЕ И НАШЕЛ НЕЧТО. НЕКОТОРУЮ ЧАСТЬ НАЙДЕННОГО ОН ОТДАЛ ТОВАРИЩУ, А КОЕ-ЧТО БРОСИЛ. Разбери все предложения по членам; Найди неопределенные местоимения . Какой разряд? На что указывает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какая синтаксическая роль?

Слайд 9

Домашнее задание 1) §8 2 ) Упражнение №45(2) *3) Составьте из 20 слов словарный диктант на тему «Неопределённые местоимения».



Предварительный просмотр:

Рабочий лист учени___  6__: ______________________________________

(число)_______________________________

(вид работы)_________________________________________

Задание №1: заполни второй столбик таблицы примерами местоимений.

Собой, мои, у них, который, чей, некто, вы, таков, что-нибудь, свои, этот, любой, кто, весь.  

Разряд

Примеры

9-10

– 5 баллов

8

 – 4 балла

7

 – 3 балла

6

 – 2 балла

0-5

 – 0 баллов

Сумма балов

Тема урока: ______________________________________

Задание №2: ответь на вопросы по стихотворению Ю.И. Коваля «На яхте».

– Кто плыл на яхте? _________________________________________________


– О чём кричали чайки? ______________________________________________


– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след?______________________


– Какой дельфин в зелёные волны нырял? _______________________________ 

– К какому разряду относятся данные местоимения? __________________

Задание №3: заполни таблицу сведениями о неопределенном местоимении.

Какой разряд?

На что указывает?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

Какая синтаксическая функция?

Чтобы заполнить 3,4,5 столбики, выполни следующие задания:

Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. 

1) Разберите все предложения по членам.

2) Найдите в приведенных предложениях неопределенные местоимения.

3) Сделайте устно вывод о том, на какие вопросы отвечают неопределенные местоимения, как изменяются, какая у них синтаксическая функция. Запишите в оставшиеся столбики таблицы.

3 задания

– 1 балл

2 задания

– 1 балл

1 задание

– 1 балл

0 заданий

– 0 баллов

Сумма баллов

Задание №4.

  1. Найти в тексте неопределенные местоимения, сверху над ними поставить «+»  (1 балл)                     
  2. Подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения (2 балла).
  3. Определите признаки неопределенных местоимений (3 балла).

Кое с кем это уже случалось, кое у кого  совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.

*Перевод баллов в оценку:

14-11 баллов

10-9 баллов

8-7 баллов

6 и меньше

Ваша оценка

«5»

«4»

«3»

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...

Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе

Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...

презентация "Неопределенные местоимения"

презентация по русскому языку, 6 класс...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс

Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....

Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».

Урок на  тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков  «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...

Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....