Конспект по теме "Стилистически нейтральная и книжная лексика" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект по русскому языку по теме "Стилистически нейтральная и книжная лексика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № ________

Тема: «Стилистически нейтральная и книжная лексика»

Цель урока: познакомить учащихся с таким понятием как стилистические пласты лексики.

Задачи:                                                                                                                       предметные:  закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; отработка знаний, умений, навыков по теме.                                                     метапредметные: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений: определять лексическое значение слов; работа со словарем; развитие устной и письменной связной речи; определять, в каком значении употреблены слова в контексте;  употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; применение изученного материала в нестандартной ситуации; отработка навыков анализа изученного материала;    личностные:  отработка навыков работы в группе; умение слушать друг друга; уважать мнение других; помогать друг другу; уважать достижения других.

 Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса  к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

  1. Орфографический практикум (стр.96)

Общеупотребительные слова, диалектизмы, термины, профессионализмы, специальные слова, жаргонизмы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Продолжите фразу.

Архаизмы –это…

Историзмы – это…

Неологизмы – это…

Диалектизмы – это…

Профессионализмы  - это…

Жаргонизмы – это…

  1. Мотивация УД

Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел

Дэниэл Уэбстер

Как вы понимаете это изречение?

Ответы учащихся.

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач.

Учитель объявляет тему, цель, задачи урока. Запись на доске и в классном журнале.

  1. Работа над темой.

Работа с учебником (стр.96).

Выполнение упражнения 182.

Слово учителя.

Слова языка неоднородны с точки зрения экспрессивно-стилистических возможностей. В лексике существуют такие единицы, выбор которых зависит от ситуации речевого общения, от целей и темы высказывания. Применительно к русскому языку этот вопрос поднимался ещё М. В. Ломоносовым, который разработал «теорию трех штилей»: высокого, среднего и низкого.

Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за). Это слова, которые не закреплены за каким-нибудь определённым стилем и могут употребляться в любой ситуации. Нейтральная лексика — та точка отсчёта, относительно которой и определяется отнесение некоторых слов к «высокому» стилю (ср.: кровать — ложе, спать — почивать, большой — титанический), а некоторых — к «низкому» (ср.: спать — дрыхнуть, если — кабы).

К «высокому стилю» относятся слова, которые используются преимущественно в письменной речи и в особых ситуациях, требующих создания необычной, торжественной обстановки. К высокой лексике относится лексика книжная, высокая и официальная. Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и поэтической речи (титанический, избранник, творец, кончина). Книжными называются слова, которые не закреплены за какой-либо разновидностью письменной речи (беспрецедентный, воззрение, декларировать, чрезвычайно). К официальной лексике относятся слова, употребляемые в канцелярско-административных документах (удостоверить, соучастие, вследствие). Слова «высокого стиля» принадлежат литературному языку и помещаются в толковых словарях с пометами высокое, книжное или официальное.

К «низкому стилю» относят лексику устной речи, употребляющуюся в непринуждённом разговоре, но не употребляющуюся, как правило, в письменных жанрах (научной, официально-деловой речи). В рамках «низкого стиля» выделяют разговорную лексику, не выходящую за рамки литературного языка (работяга, электричка, вздремнуть, безалаберный, большинство междометий: эх, ага и др.) и просторечную лексику, находящуюся за пределами литературного языка; просторечная лексика может быть грубовато-экспрессивной, что обуславливает её частое использование в устной речи многих носителей языка (балбес, трепач, муторно, паршиво, вляпаться) и грубой, в том числе ненормативной (обсценной). Если слова такого рода и помещаются в толковые словари, то с пометами разговорное и разговорно-сниженное.

Определение лексики как книжной или разговорной не означает, что книжная лексика не употребляется в устной речи, а разговорная — в письменной. Речь идёт о том, что, употребляясь, например, в обиходно-разговорной речи, книжное слово тем более осознаётся говорящими как стилистически окрашенное, инородное.

  1. Физкультминутка

Один учащийся проводит разминку.

  1. Закрепление материала.

Выполнение упр. 184.

Стилистически нейтральные

Книжные

Разговорные

рука

работа

читать

писатель

время

вещий

доверенность

дефект

вакуоль

чело

эксперимент

квартиросъёмщик

дева

ахнуть

картошка

отлынивать

хихикать

книжонка

Выполнение упр. 188.

Определите, какие из слов в синонимических парах являются высокими.

 Стяг, старец, лик, преграда, вкушать, врата, кончина, воздвигнуть, низвергнуть, соратник.

Выполнение упр. 189.

Надо заменить выделенные слова и словосочетания синонимами с высокой стилистической окраской, используя слова для справок.

Проявить гуманность и сострадание. Испытывать благоговение. Изгнать врага.

  1.  Рефлексия.

1.Что изучили на уроке?                                                

2.Понятен ли вам новый материал?                                            

3. В чем вы не совсем разобрались?                                            

4. Какие вопросы по теме у вас остались?                                      

5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    11.  Домашнее задание.

Упр.186, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Закрепление изученного по теме «Лексика»

Урок ставит своей цельюформировать умение использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употреблением синонимов, антонимов, омонимов....

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

Конспект урока по немецкому языку Активизация лексики по теме "Защита окружающей среды" 7 класс

Конспект урока по немецкому языку для 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....

Конспект урока по немецкому языку Активизация лексики по теме "Защита окружающей среды" 7 класс

Конспект урока по немецкому языку для 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по теме «Стилистически нейтральная и книжная лексика»

Познакомить учащихся с таким понятием как стилистически нейтральная и книжная лексика....