Материал для подготовки к экзамену по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Материал для подготовки к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к экзамену27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Теория.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Вместе они передают основное смысловое и грамматическое значение (составляют грамматическую основу). Без них предложение обойтись не может.

   Обычно в предложении имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), и тогда оно называется двусоставным.

   Бывают предложения, в которых присутствует один главный член (только подлежащее или только сказуемое). Такое предложение называется односоставным.

       Подлежащие и сказуемые могут быть однородными.

   В предложении может быть одна грамматическая основа или несколько. Предложения с одной грамматической основой простые,  с двумя и более – сложные.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы КТО?  или ЧТО? Чаще всего выражается существительным.

В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин).

Чтобы выделить подлежащее, используем также вопросительное слово ЧТО вместе со сказуемым. Что горит?  - костер. Следовательно, подлежащим в этом предложении является слово костер, образующее вместе со сказуемым грамматическую основу.

Подлежащее может быть выражено:

Существительным в Им.п.: Сонный туман на лугах серебрится. (И.Бунин)

Местоимением в Им.п.: Все утомились за день до изнеможения.

Инфинитивом: Врага уничтожить -  большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский)

Цельным словосочетанием: Две капли брызнули в стекло. На съезд прибыло около двухсот делегатов. Сестра с братом учатся в разных школах.

Место подлежащего может занять любая часть речи:

Прилагательное: Смелый к победе стремится (А. Сурков)

Наречие: Светлое завтра в наших руках!

Числительное: Пять – моя любимая цифра.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем (предмете речи) и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что такое предмет? что с ним происходит?

Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.

Сказуемые бывают простыми и составными.

     Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено:

     1) глаголом в форме изъявительного наклонения: Непосеянные зерна не взойдут, условного: + БЫ: Я волком бы выгрыз бюрократизм... (В. Маяковский)

и повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький)

2) инфинитивом: Увлечься наукой – постичь мир.

3) устойчивым сочетанием (в т. ч. фразеологизмом): Он легко находил общий язык с ребятами.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

СГС 1   =     вспомогательный глагол   +   инфинитив   со значением

1) начала, конца, продолжения    действия:  Он начал кашлять.

2) желательности, необходимости,  возможности    действия:

Надо учиться языку. Никто не сможет нас согнуть в бараний рог. (К. Пауст.)

3) эмоциональной оценки  действия         Я люблю читать.

СГС 2 =  краткое прилаг.   + инфинитив.        Она рада его видеть. 

  

Составное именное сказуемое (СИС):

Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.

 глагол-связка  быть   (в наст. вр. может отсутствовать)  +  именная часть

1)  являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться:

Вода была теплая.  Вода казалось теплой.

2) со значением   движения, положения в пространстве. Осень пришла дождливая, холодная.

            .                                           

                                              

Практикум в формате ОГЭ

Выпишите грамматическую основу предложения.

I 1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. 

   2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки. 

   3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. 

   4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.

   5. Мимо меня прошел один из моих друзей.

   6.  Мы по очереди помогали ему идти.

   7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.

   8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме.

   9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

  10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать!

II 1.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим.

    2. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.

   3. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.

   4. Сад залило неспокойной водой.

   5.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

   6. Я стал много и увлеченно читать.

   7. По дороге на озеро стояло несколько ив.

   8. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.

   9.Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

   10. Они были вдвое выше тех.

  III  1. В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.

     2. У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

     3. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.

    4. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.

    5. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду...

    6. В прощании собак было что-то трогательное ...

    7.  Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.

    8.  Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...

    9.Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.

    10. Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.

Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу(-ы). Будьте внимательны: кроме простых предложений встречаются и сложные.

1. Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.

4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.

5. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.

6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

7. А вдруг зал будет не полный?

8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.

9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.

10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.

11. Чешуйки бывают разные по форме, и все они — видоизменённые волоски.

12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения.

13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.

14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.

15. Потушили пожар — это хорошо.

16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!

17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.

18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.

19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов.

20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

В работе предложено несколько занятий  на основные правила орфографии, встречающиеся в тестах на экзамене.  В каждом занятии  предусмотрен краткий обзор правил и рекомендаций выпускника...

ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

Подготовка к экзамену по русскому языку...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Материал для подготовки к экзамену по русскому языку.

Памятки для написания сочинения и изложения....

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...