О преподавании русского языка как иностранного для иностранных граждан
статья по русскому языку

Русский язык довольно востребован в современном мире. Он стремительно получает широкое распространение. Практически в каждой стране можно услышать русскую речь, более 250 миллионов людей говорят по-русски.

Русский язык – богатый и многоликий, это очень хорошо известно и россиянам, и всему мировому сообществу. Огромная область лингвистики, которая однозначно будет сложна, но вместе с тем и интересна, способствует раскрытию внутреннего мира, умственных способностей среди сверстников и в профессиональной сфере. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.А.Кирьянова

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»

О преподавании русского языка как иностранного для иностранных граждан.

Русский язык довольно востребован в современном мире. Он стремительно получает широкое распространение. Практически в каждой стране можно услышать русскую речь, более 250 миллионов людей говорят по-русски.

Русский язык – богатый и многоликий, это очень хорошо известно и россиянам, и всему мировому сообществу. Огромная область лингвистики, которая однозначно будет сложна, но вместе с тем и интересна, способствует раскрытию внутреннего мира, умственных способностей среди сверстников и в профессиональной сфере. Он довольно сложен в изучении, поэтому те, кто всё же справился с ним, обладают исключительным интеллектом, усидчивостью и сообразительностью.

Русская культура так же богата, как и сам русский язык. Именно по этой причине хочется его выучить, чтобы приобщиться к многообразию культур и традиций России. Ценителям искусств и литературы можно будет читать в оригинале великих классиков, наслаждаться постановками русского театра.

История преподавания русского языка как иностранного в России насчитывает более 1000 лет. Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей). Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин). Это обстоятельство дало основание некоторым исследователям (например, И.А. Зимней) говорить о «беспредметности» иностранного языка. Другое отличие иностранного языка заключается в его беспредельности, т.е. отсутствии границ в овладении языком.

Таким образом, отличительными особенностями учебного предмета «русский язык как иностранный» считаются следующие:

язык является одновременно и целью, и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке);

в отличие от родного языка, усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский);

изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей;

учитывается опыт овладения учащимися родным языком;

в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.

Методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ) представляет собой самостоятельную педагогическую дисциплину о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком, а также об особенностях образования и воспитания средствами языка. Это теория обучения русскому языку как средству общения, развитие у учащихся-иностранцев способности пользоваться изучаемым языком как средством коммуникации. Язык — это средство общения, речь — это деятельность общения. Иностранец, изучающий русский язык, должен не только знать, как устроен язык, но и практически владеть языком, т.е. знать, как он действует.

Как писал А.А. Леонтьев: «Предмет методики обучения русскому языку как иностранному – оптимальная система управления учебным процессом, т.е. система, направленная на наиболее эффективное овладение учащимися русским языком».

Сегодня первое место среди методов обучения русскому языку как иностранному принадлежит коммуникативному методу (название предложено Е.И. Пассовым). Это направление методических исследований рассматривает в качестве главных свойств изучаемого языка такие его качества, как:

- коммуникативность (так как назначение языка – быть орудием общения),

- системность (поскольку языковые средства взаимно организованы и должны изучаться в единстве),

- функциональность (языковые средства используются в целях осуществления коммуникаций и по этой причине содержание высказывания определяет порядок подачи и овладения языковыми средствами).

Коммуникативная цель и направленность обучения включают в себя языковой материал на разных уровнях (фонетика, лексика, грамматика, стилистика), информативный материал (тексты всех категорий учащихся), задания по формированию навыков и умений речевой деятельности (чтении, аудировании, говорении, письменной речи).

При планировании и организации учебного процесса преподаватель РКИ опирается на следующие положения современной методики:

- практическая направленность обучения,

- функциональная группировка и последовательность подачи языкового материала,

- ситуативно-тематическая обусловленность организации материала,

- принципы организации языкового материала (лексики и морфологии) на синтаксической основе,

- концентрическое расположение изучаемого материала,

- принцип учета родного языка обучаемых,

- принцип методической интерпретации языкового материала,

Единицей обучения в практическом курсе РКИ является не звук, слово или словосочетание, а самостоятельное высказывание - предложение либо текст. Такую единицу обучения в методической литературе называют речевым образцом.

Методическая ценность такой речевой единицы в том, что в ней связь всех уровней языка - грамматического, лексического, фонетического - реализуется в простом речевом действии, естественном для языка как средства общения и мышления. Умение учащихся пользоваться разнообразными речевыми образцами определяет богатство их речи.

Среди методических принципов назовем следующие:

− ситуативно-тематическая организация речевого материала предполагает, что преподаватель отбирает языковой и речевой материал и предъявляет его в моделях и речевых образцах, соотнесённых с темами и ситуациями общения, что позволяет учащимся с первых занятий включаться в общение на русском языке.

− принцип обучения лексике и морфологии на синтаксической основе, где предложение является минимальной единицей обучения. Основой организации учебного материала используется синтаксическая модель, а лексика и морфология усваиваются параллельно.

− принцип взаимосвязанного обучения обеспечивает одновременное развитие умений во всех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме).

− принцип устного опережения (или устной основы обучения) предполагает: а) устное введение и закрепление учебного материала; б) наличие устной речевой практики на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.

В связи с развитием современных технологий обучения в учебный процесс стали широко внедряться аудио- и видеозаписи, компьютерные программы, дистанционное обучение. Информационные технологии обогащают учебный процесс во многих областях знания, в самых различных условиях обучения и на всех его уровнях. В полной мере это относится к преподаванию иностранных языков особенно за рубежом, где непосредственный контакт с изучаемым языком ограничен.

В своей исследовательской практике филологи давно признали необходимость международных связей, а также прямого доступа к каналам актуальной информации о культуре изучаемого языка и используют информационные технологии очень широко.

Список литературы:

  1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Антонова, В.Е. Дорога в Россию: Учебник русского языка (элементарный уровень) / В.Е. Антонова, М.М. Нахабина, А.А. Толстых. − СПб.: Златоуст, 2013 – 334 с.
  3. Борисова Е.Г., Латышева А.Н. Лингвистические основы РКИ (педагогическая грамматика русского языка): Учебное пособие. М., 2003.
  4. Курьянова С.А. Особенности обучения русскому языку как иностранному без опоры на язык-посредник или родной язык учащихся // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 28-34.
  5. Методика / Под ред. А.А.Леонтьева. М., 1988.
  6. Павлова, Е.А. Место и роль родного языка в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Павлова // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/525159.
  7. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка как иностранного

Цель методики: корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка....

Преподавание русского языка как иностранного в общеобразовательной школе

В настоящее время можно наблюдать приток людей в Россию из ближнего и дальнего зарубежья. Они приезжают на работу, учебу или просто путешествовать.В московских школах учится большое количество д...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Современный подход к преподаванию русского языка как иностранного в вузе

Научная статья опубликована в журнале World Science том 5, номер 10 (14) в 2016 году, стр. 16-19....

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...