Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Кочергина Наталья Сергеевна

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_slozhnyh_predlozheniy_9_klass.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцатое октября. Классная работа. Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения. Урок : русский язык Класс: 9 Учитель : Кочергина Наталья Сергеевна

Слайд 2

Цели урока : повторить теоретические сведения о сложном предложении; дать сведения учащимся о типах сложных предложений; изучить типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений; совершенствовать умения опознавать сложные предложения; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений; определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения . Задачи: Личностные : Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность. Предметные: 1. Научиться отличать типы сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с различными видами связи; 2.Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного предложений, предложения с различными видами связи; 3.Усвоить знание понятия о сложных предложениях, классификации типов сложных предложений; 4.Усвоить алгоритм определения видов сложных предложений; 5.Сформировать умения разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений. 6.Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки у обучающихся. Метапредметные : Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формировать умение интонационно правильного прочтения сложного предложения; развивать самостоятельность в использовании сведений теоретического характера; активизировать познавательный интерес к предмету; Развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач. Извлекать нужную информацию.

Слайд 3

Задание №1 Словарно- орфографическая работа Прот ..рать доску, с(?) едобный гри ( б,п ), ш ..пот листвы, ц ..пленок, (не) брежность , подоко ( н,нн ) ик , пол(лимона), у( с,з )кий мост, осе( н,нн ) ий день, глиня ( н,нн ) ый кувшин, ярко(красный) шарф, изл ..гать св..и мысли, пр..интересный ра ( с,сс ) каз , темная ноч (?), стрич (?) волосы, заг .. реть на со.. нце , вым .. кнуть под дождем, цветущее р.. стение , подск .. чить от неожиданности, две св.. чи , я рас( сс ) ердилась , кле .. щий карандаш, усевшись под дер.. вом , высоко над з ..млей, как в воду гл..дел, к.. никулы , сам..вар.

Слайд 4

Фразеологизм « Как в воду глядел» Значение данного оборота — «словно знал заранее», «словно предугадал».

Слайд 6

КАНИКУЛЫ… Рубрика урока « Почему мы так говорим ?» Оказывается, по-латыни CANIKULA - «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус(значит «палящий, жгучий» – самую яркую звезду в созвездии Большой Пес. В знойное время года(с середины июля до конца августа)Солнце ближе к Сириусу. Именно в этот период звезда хорошо видна. Древние греки были уверены, что от Сириуса пышет жарой. В «собачью» жару никому не до учебы, поэтому еще в древние времена придумали устраивать летом перерыв в занятиях и назвали его так же ,как и сами жаркие дни-КАНИКУЛЫ. В русский язык КАНИКУЛЫ пришли из польского языка в 18 веке. В современном языке каникулами называют любые перерывы в занятиях .

Слайд 7

Самоварное ремесло. Примеры профессионализмов, появившихся в Туле в результате самоварного ремесла самоварного ремесла: ВЕТКА- верхняя часть самоварного крана, художественно оформленная. ДАВИЛЬЩИК- рабочий, делающий крышки для самовара на давильном станке. ЛУДИЛЬЩИК- рабочий, покрывающий оловом внутренние стенки самовара. ШИШКИ- ХВАТКИ- приспособления для снятия с самовара крышки. ЗАГЛУШКА- колпачок для закрытия самоварного кувшина. КУВШИН- внутренняя труба в самоваре, в которую кладут угли.

Слайд 8

Проверим Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, загореть на солнце , предложить помощь, вымокнуть под дождем, цветущее растение, подскочить от неожиданности, две свечи, я рассердилась, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под деревом, высоко над землей, как в воду глядел, каникулы, самовар.

Слайд 9

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» Н. Островский

Слайд 10

Сложное предложение- это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации или пунктуации. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. ( А.С.Пушкин)   ,  , НО   .

Слайд 11

Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире: Змея лежала под колодой И злилася на целый свет; У ней другого чувства нет, Как злиться: создана уж так она природой. ( И. Крылов)   И  ;   :    .

Слайд 12

Возьмите на заметку! Точка с запятой(;) ставится между частями сложного предложения с бессоюзной связью, а также перед некоторыми союзами в том случае, когда в одной из частей сложного предложения уже есть свои знаки ( обычно запятая) или когда части сложного предложения настолько самостоятельны, что их можно было бы разделить точкой. Мороз и солнце; день чудесный!( А.С.Пушкин) Ср.: Мороз и солнце. День чудесный! Татьяна, Варя и он были почти одних лет; но тогда он был студентом, а они почти взрослыми девушками.( А.П.Чехов) Данное предложение, как и первое, можно преобразовать в два самостоятельных предложения, разделив их точкой.

Слайд 13

Сложное предложение Простые предложения соединяются в сложные ? Интонации и союзов (союзных слов) Интонации (без союзов и союзных сл ов) 1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. союз    , И   . 2.Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши. лошади. союзное слово – относительное наречие    , ГДЕ (  ). 3. Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла. союз    , ЧТО (  ). 1.Покраснела рябина, посинела вода .   ,   . 2.Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила .    :   . 3. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес .   ;   .

Слайд 14

Основные виды сложных предложений ? союзные бессоюзные 1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. союз 2.Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади. союзное слово – относительное наречие 3. Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла. союз 1.Покраснела рябина, посинела вода. 2.Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. 3. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

Слайд 15

СОЮЗНЫЕ ? Сложносочинённые ( с сочинительными союзами) и , а, но, да, или, либо, то-то, не только- но и и др. Наступил октябрь, и заметно похолодало. Сложноподчинённые ( с подчинительными союзами) Что, чтобы, когда, где, кто, который, так как и др. Заметно похолодало, так как наступил октябрь.

Слайд 16

Сложносочинённые предложения Предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами Разделительные ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ Соединительные И, ДА (в значении И), НИ – НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ Противительные А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ ?

Слайд 17

* Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. ( А.С.Пушкин)    , и    , и    . Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ( Ф.И.Тютчев)    , а    .

Слайд 18

Сложноподчинённое предложение Предложение, в котором одно предложение по смыслу подчинено другому (от одного предложения к другому можно поставить вопрос) и связано подчинительным союзом или союзным словом 1 . Не является членом предложения; нельзя поставить вопрос. Я сказал, что люблю осенний лес . 2. Союз может быть опущен. Я сказал: «Люблю осенний лес». 3. Можно заменить другим союзом. Я сказал, будто люблю осенний лес. 1. Является членом предложения; можно поставить вопрос. Мы не знали, что произошло. 2. Союзное слово опустить нельзя. Мы не знали … произошло. 3. Можно заменить другим значащим словом. Мы не знали, какое событие произошло. ?

Слайд 19

Сложноподчиненное предложение * Я вернусь, когда раскинет ветви по- весеннему наш белый сад. (С.А. Есенин) когда?    , ( когда  ). * Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ( К.Симонов) каким образом?    так , (как  ).

Слайд 20

Сложное предложение с разными видами связи Грохот и треск нёсся с окружных гор ; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив здесь хоть один человек . ( Л.Н. Толстой)  и   ;    , и   , ( как   ). В данном предложении бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь.

Слайд 21

Работа с текстом В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру. Домовитый ежик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашел в чьём-то саду. ( Н.Сладков)

Слайд 22

В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру.    , а    :    . В предложении три части: говорится о том, что: 1.Урчали лягушки; 2.Плескались щуки; 3. Щуки метали икру. Первая и вторая части противопоставлены одна другой с помощью союза А. Третья часть предложения тесно связана со второй: она поясняет причину, по которой плескались щуки, и эта причинная зависимость оформлена бессоюзной связью, а на письме обозначена двоеточием.

Слайд 23

Домовитый ежик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашел в чьём-то саду. В данном предложении две части: 1. Ёжик тащит в норку яблоки; 2. Эти яблоки ежик нашел в чьем-то саду. Связь между частями предложения подчинительная: вторая часть зависит от первой, и эта зависимость передаётся с помощью союзного слова который, являющегося относительным местоимением.    , ( которые   ).

Слайд 24

1. На какие две группы делятся сложные предложения? 2. Какие бывают союзные предложения? 3.Что вы можете сказать о сложносочиненном предложении? 4. Назовите виды сложносочиненных союзов. Соединительные: Разделительные: Противительные: 5.Что вы можете сказать о сложноподчиненном предложении? 6.Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений? 7.Чем отличаются союзы от союзных слов? 8.В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

Слайд 25

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему. Вдруг лес кончился и тропа оборвалась. После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей. Солнца еще не было но дождь перестал. Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять. Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Слайд 26

Все в твоих руках….

Слайд 27

Итоги урока Научились: Повторили теоретические сведение о сложном предложении; Изучили типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений; Научились отличать типы сложных предложений ; П равильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях; С оставлять схемы сложных предложений ( сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных); Соблюдать правильную интонацию при прочтении сложных предложений.

Слайд 28

Домашнее задание: Выступление ученика с мини исследованием «Роль сложносочиненных//сложноподчиненных // бессоюзных предложений в речи». (по вариантам) Работа с притчей «Все в твоих руках…» , написание мини сочинения; 3. Для всех: теоретические сведения о классификации сложных предложений (стр.60).Упр.№ 1 32 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии по теме" Генетическая связь между классами веществ"

Материал данной презентации предназначен для учителей и учащихся работающих по УМК О.С. Габриеляна....

«Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)»

«Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)» Конструирование и анализ современного урока русскогоязыка и литературы в условиях реализации ФГО...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Способы и средства связи между частями текста

Конспект урока русского языка в 10 классе...