«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»
материал

Куредина Татьяна Викторовна

Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_uprazhneniya_po_razvitiyu_pamyati.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  

г. Мичуринска Тамбовской области

Выступление на тему:

« Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»

                                     Учителя русского языка и литературы

                                   Курединой Татьяны Викторовны

                                   

     На уроках русского языка  и чтения сочетаю и чередую разные виды деятельности, развивающие память  школьников с нарушением интеллекта, поэтому ученики не устают и не скучают. Игровые формы на уроках русского языка, способствующие развитию памяти, снимают, предупреждают опасения детей, обеспечивают их уверенность в себе, стимулируют активность.  “На равных” учувствует в играх. Прыгаю и бегаю, когда это требуется по роли,  делюсь с детьми своими чувствами.

    Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с произведением.

    Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании  стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам.

Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана.

     Обучающимся доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Позже картины заменяются перечнем основных мыслей: “О чем говориться в начале? На какие части можно разделить рассказ?”.

     Успеха в развитии памяти достигаю путём пробуждения у школьников интереса к учебе, к занятиям, стремлению к постоянному совершенствованию.

    Этому способствуют дидактические виды работ и упражнения на уроках русского языка:

  • диктанты, включая выборочный, свободный;
  • игра “Живые слова”;
  • веселые запоминалки;
  • индивидуальные карточки с картинками;
  • таблицы, алгоритмы;
  • тренировочные “зарядки” над работой с предложением;
  • русские народные скороговорки и чистоговорки;
  • дидактические кроссворды;
  • дидактические ребусы;
  • задания “Послушаем звуки”;
  • веселые стихи на уроках обучения грамоте;
  • игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти;
  • дидактические сказки;
  • памятки для обучающихся, учителей, родителей.

1. Диктанты с предварительной подготовкой по учебнику.

    Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания.

2. Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученики сами проверяют написанное.

3. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Оно требует тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), объясняет все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.

4. Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно записывать текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать. Ошибки предупреждаются до записи текста.

5. Восстановленный диктант. Ученики выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности детей, так как хотя выписанные “опорные” слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.

6. Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников.

    Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.

     Практика показывает, что все эти упражнения положительно влияют на развитие детской памяти.

    Чаще школьникам очень трудно запомнить правила русского языка. И для того, чтобы не обременить их ненужной зубрежкой, эффективными  считаю  упражнение – запоминалки на эти правила. Дети заинтересовываются ими и запоминают непроизвольно.

     Для развития слуховой памяти эффективным являются задания, которые можно использовать на уроках обучения грамоте “Послушаем звуки”. Во время урока учитель говорит: “Ребята, сейчас в школе тихо, идут уроки, а умеем ли мы слушать тишину? Какие звуки мы можем услышать? Что они обозначают? Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте окружающие звуки”. Минуты две, три дети вслушиваются в тишину, затем учитель предлагает сделать глубокий вдох, выдох, спокойно открыть глаза и вернуться к общей работе. Дети рассказывают, кто что слышал и как это понял, и тут обнаруживается, что последовательность и громкость, интенсивность звуков они запоминают по-разному. Это упражнение позволяет понизить порог слышимости (громко говорящие дети не воспринимают тихий голос) и готовит учеников к интерпретации длительной аудиозаписи.

    Большое внимание уделяю решению кроссвордов (ребусовшарад, исходя из того, что перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что влияет на освоение орфографии, словообразования и морфемики.

    Школьников коррекционных школ следует специально учить разгадыванию ребусов. Так как здесь необходимо умение удерживать в памяти части слова, одновременно осуществляя перебор вариантов. Сначала нужно брать короткие слова, а затем уже использовать сложные случаи, когда буква или рисунки предметов находятся над, под за, перед, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Также, с целью развития памяти на уроках русского языка подходят задания на придумывание предложения на каждую картинку, чтения стихотворения, отгадывания загадки на каждую картинку.

    Продуктивному развитию памяти  школьников на уроках обучения грамоте способствует проведение анализа звучащей речи, работа со схемами и таблицами. В том числе работа над тем, что читается в данный момент:  школьники рассматривают и вспоминают книги, иллюстрации.  В ходе данной работы ребята уже не только охотно слушают, но и переживают, и запоминают услышанное.

    Развитию произвольного запоминания способствует применение каждодневных тренировочных “зарядок” с одним или двумя предложениями, а  могут быть и слова.

    Для этого проводиться следующая работа над предложениями (словами):

  1. Предложение, записанное на доске, прочитывается вслух учителем, для осознания смысла детьми.
  2. Обучающиеся читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.
  3. Читают предложение по слогам про себя.
  4. Просматривают его, чтобы глаза запомнили.
  5. Закрывают глаза и мысленно крупно “пишут” каждое слово.
  6. Запись предложения в тетрадь.
  7. Проверка от последнего слова к первому.

     Формирование слуховой и зрительной зоркости начинается с периода обучения грамоте, где сначала важно научить слуховой зоркости (вниманию, памяти), а затем зрительной. Ученики должны на слух различать гласные и согласные звуки. Сначала на слух звуками, а затем зрительно – буквами. Ключом для выработки орфографической зоркости является умение различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова.

     Важным здесь является то, что именно после таких каждодневных “зарядок”  становится меньше исправлений в тетради, увеличивается скорость письма, обучающиеся становятся внимательными. И таких результатов учитель добивается благодаря развитию всех видов памяти, не делая акцент на каком-то одном из данных видов (зрительном, слуховом или двигательном).

    Целесообразно использовать отрывки из стихотворений, скороговорки, поговорки, благодаря которым закрепляется правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, развивается голосовой аппарат, темп речи.

    Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти, в частности слуховую, зрительную и двигательную.

Для того чтобы школьники успешно овладели грамотным письмом, основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства школьника. Для этого нужна опора учителя на синтез зрительной, слуховой и двигательной памяти школьников. Например, чтобы обеспечить грамотность письма обучающихся, необходимо развить у них зрительно-двигательную память, чтобы правильно и красиво написать букву на уроке обучения грамоте, ребенок должен увидеть ее и для лучшего запоминания прописать в воздухе.

     Учу детей переживать  услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, тем самым предаю их речи ясность и яркость. В этом заключается неумолимая заслуга сочетания трех важных видов памяти: зрительной, слуховой и двигательной.

    Достичь этого можно на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность, в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения.

    Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, магнитофон, при котором школьники водят пальчиком по строкам книг. И понимают смысл и рисуют зрительные образы.

Можно использовать пение, которое очень любят  школьники среднего звена. Так как во время пения глаза опережают на 2-3 слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.

    Синтезирующим разные типы памяти является метод коллективного сочинения с одновременным изображением. Здесь обучающиеся одновременно заняты в трех видах деятельности: наблюдение, рисование и рассказывание.

       Использую метод, основанный на знаменитом магическом “если бы…”.

    Чтобы проникнуть “внутрь” любого произведения – словесного, музыкального, изобразительного необходимо отождествлять себя с каким-то персонажем и уже, потом передавать мысли и чувства героя с помощью изобразительно-выразительных средств.

    Вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к Слову, которое дает возможность услышать шум воды, вой ветра.

    У школьников пробуждается желание повторить самостоятельно: сочинить сказки и стихи, рисовать картины и тем самым развивать свою память. Нужно как можно больше играть, так как в игре ребенку открывается мир взрослых.

    Для сочетания наиболее важных видов памяти эффективным является прием “рассказывание руками”. При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения. После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками.

    Эффективному развитию памяти школьников с нарушением интеллекта способствует коррекционная работа по индивидуальным карточкам – заданиям.

    Рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания учить школьников систематически в ходе своих уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"

Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Применение пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения в коррекционной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Представлен практический материал для работы с пословицами и поговорками, который может использовать учитель русского языка и чтения на своих уроках....