Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

     Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходят внеурочный занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.docx396.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по русскому языку

«Выразительность художественной речи»

в 7 классе.

Цель занятия: На занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания о художественных средствах и вызвать живой интерес у детей к  их изучению.

Задачи занятия:

•        развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.

•        развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное использование художественных средств в разных коммуникативных ситуациях;

•        повышение уровня культуры речи;

•        развитие мотивации к речевому самосовершенствованию в  частности и к учебной деятельности в целом.

        

  Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

   Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

   Предметными  результатами его изучения являются новые сведения о лексических терминах; художественно-выразительных средствах языка; виды словесных игр.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

( На доске записаны  художественные средства. Одни знакомы детям с уроков русского языка, другие не знакомы: эпитет, гипербола, литота, олицетворение, антитеза, метафора, перифраз, фразеологизм, сравнение). На начало занятия ученики не сидят за партами, а становятся около доски  вместе с учителем.  

Учитель: Ребята, на доске записаны термины, внимательно прочитайте их и скажите, чем же сегодня мы будем заниматься? Что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым? (Ученики вспоминают понятия и объясняют их значение. Затем говорят, что некоторых средств не знают. Отсюда выводится цель занятия).

  Цель  занятия: вспомнить знакомые выразительные средства языка, узнать новые, научиться находить их в текстах.

1. Разделитесь на три группы (по желанию). Достаньте свои словарики (блокноты или тетради), запишите новые художественные средства и пояснения к ним под мою диктовку.

2. А сейчас попробуйте узнать, какое средство спрятано в этих  предложениях. Я буду читать, слушайте внимательно. Словарики лежат перед вами.

1.Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая (эпитет).

2. Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны (гипербола)

3. Плачет ива у дорожки, Просит всех лесных зверей…(олицетворение)

4. Петров-то, смельчак, первым убежал с места происшествия (антитеза)

5. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой (метафора)

6. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (сравнение)

7. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (литота)

8. Сегодня на перемене Иванов кричал на всю ивановскую (фразеологизм)

9.Солнце русской поэзии (перифраз)

 3.  Молодцы, справились! А сейчас выполните задание в группах. Я случайно перепутала художественные средства и пояснения к ним. Я раздам по группам карточки, распределите их правильно. (Учитель раздаёт по 4 карточки с текстами и 4 карточки с терминами в каждую группу).

1. …яблоко, оно

Соку спелого полно,

(Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,)

Будто медом налилось!

2.(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,

(Полная) луна.

Свет небес (высоких),

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

3.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

4.Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

5.Буря мглою небо кроет,

  Вихри снежные крутя;

 То, как зверь она завоет,

 То заплачет, как дитя…

6.И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

7.Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

 Ты румян, как маков цвет,

  Я, как смерть, и тощ и бледен.

8. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами

9.Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

10.  В цирке выступал сам царь зверей.

11. На уроке после ответа Петрова было море смеха.

12.  Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Отгадайте загадку).

4. Ребята, как вы думаете, а в текстах песен  музыкальных групп или известных певцов есть художественно-выразительные средства языка?  (Дети дают положительный ответ). Давайте докажем свою версию. (Используется проектор).

Виктор Цой и группа «Кино»

Теплое место, но улицы ждут

Отпечатков наших ног.

Звездная пыль - на сапогах.

Мягкое кресло, клетчатый плед,

Не нажатый вовремя курок.

Солнечный день - в ослепительных снах.

Группа крови - на рукаве,

Мой порядковый номер - на рукаве,

Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне:

Не остаться в этой траве,

Не остаться в этой траве.

Пожелай мне удачи, пожелай мне удачи!

Российская группа «Вирус!»

Как стрелы летят капли дождя

На мокрый асфальт и на меня.

И ты не поймешь, что же со мной,

А стрелы летят, в сердце любовь.

Всё как будто было на виду,

И я думала, с ума сойду.

Но прошло с тобой много лет.

Из двадцатого в двадцать первый век.

Певица Ёлка

В сказочном лесу город растворился.

Костёр над полями от улыбок взвился.

Мы за руки все взялись и смотрели в огонь.

Всё что загадали, появилось как сон.

И вот снежинки закружились в танце.

Звёздочки зажглись и подарили нам счастье.

Смех и веселье у Кремлёвских ворот,

Здравствуй страна, идёт Новый год.

Ученики вместе с учителем находят тропы и делают вывод, что художественные средства необходимы и используются как  в различных текстах, так  и в разговорной речи.

Учитель: А теперь попробуем сами составить текст по картинке, используя наши  выразительные средства (5 – 6 предложений). (Работа в группах)

Дети зачитывают тексты и обсуждают их.

Учитель: Ребята, справились ли мы с вами сегодня с поставленной нами  целью?   (Ответы детей).

Попробуем продолжить предложения:

"Особенно мне понравилось…";

"Было трудно…";

"Было интересно…";

"После урока мне захотелось…".

Подведение итогов. Учитель благодарит учеников за работу, отвечает на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

конспект внеурочного занятия по русскому языку

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

План-конспект открытого занятия по русскому языку и культуре речи

Разработка одного из занятий по русскому языку и культуре речи     ...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...