Урок «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Немова Альбина Николаевна

Правило «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных» осознаётся через организацию наблюдений и обобщений над языковыми явлениями, в ходе которых выводится способ действия для решения орфографической задачи.

Совместно с учителем обучающаяся «пошагово» устанавливает порядок действий, который должен обеспечить решение орфографической задачи в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Ученица осознаёт, что орфографическое действие распадается на несколько основных последовательных операций:

  • выясняется частеречная характеристика слова (какой частью речи является анализируемое слово?);

  • выделяется значимая часть слова (суффикс), содержащая в себе изучаемую орфограмму;

  • производятся дополнительные умственные операции, вытекающие из условий применения правила для написания орфограммы в анализируемом слове:

  • от глагола какого вида образовано слово;

  • наличие или отсутствие приставки в слове;

  • наличие или отсутствие зависимых слов у анализируемого слова;

  • имеются ли суффиксы -ованн- (-ёванн- ) в слове

  • правило реализуется в письменной деятельности ученика.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

Дидактическая цель: осознать правило «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных» через организацию наблюдений и обобщений над языковыми явлениями, в ходе которых вывести способ действия  для решения орфографической задачи. 

Задачи урока:          

          Обучающие:

1.Установить порядок действий,   который должен обеспечить решение орфографической задачи, связанной с изучением частей речи.

2.Организовать целенаправленную тренировку в применении алгоритма для  обучения правописанию  Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных через   использование познавательного языкового материала.   

          Развивающие:

1.Помочь осмыслению необходимого способа действия (операционализировать учебное действие).

2.Способствовать развитию орфографической зоркости на усложняющемся лингвистическом материале.

3.Развивать общеучебные умения и навыки сравнивать, анализировать, делать выводы.

          Воспитывающие:

1.Воспитывать коммуникативно целесообразное взаимодействие с учителем в процессе совместного решения орфографической задачи.

2.Воспитывать такое качество личности, как способность самостоятельно мыслить, рассуждать.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение положительной мотивации к изучению русского языка, становление элементов учебной самостоятельности.

Метапредметные: развитие способности извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы интернета (Единая коллекция ЦОР).

Предметные: освоение способа действия по алгоритму для обучения правописанию Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер и другая техника (микрофон, колонки и т.д.), интернет (видеотелефон Skype, браузер Firefox, информационная обучающая среда МЭО, ссылка на  приложение LearningApps.org ), файл с опорной таблицей «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных»,  музыкальная гимнастика для глаз.

      

Ход урока

    I. Организационный момент (2 мин.):

            установление видеосвязи в Skype

            приветствие

            мотивация учебной деятельности

             

 II. Изучение новой темы «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

     

1. Постановка орфографической задачи (3 мин.).

Цель: помочь ученице уяснить необходимость разграничения полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных на основе предъявления их отличительных признаков в целях решения орфографической задачи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предъявляю орфографическую задачу.

Какая орфограмма обозначена в теме?Какие два языковых факта обозначены в теме?  

 Установлено, что обучающиеся  часто их  смешивают.

Формулирую вопрос для ученицы: что нужно сделать до того, чтобы начать выбирать орфограмму?

Для того чтобы разграничить  два взаимосмешиваемых языковых факта, надо опираться на их отличительные признаки.

Пересылаю файл с таблицей по Скайпу ученице.

Предлагаю перейти к анализу таблицы «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

ра      Правописание Н и НН.

Страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

 

Пытается сформулировать ответ   на вопрос   (надо разграничить полные страдательные причастия и отглагольные прилагательные).

2. Совместное исследование  орфографической задачи (таблица «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных») (12 мин.).

Цель:  дать понятие об отличительных признаках страдательных причастий и отглагольных прилагательных для приучения школьницы к нужной логике действия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Анализируем таблицу:

- объясни термин «страдательное причастие»;

- объясни термин «отглагольное» прилагательное;

-анализируем отличительные признаки по горизонтали. Как называется первый отличительный признак?

-какие закономерности мы можем установить?

- как называется второй отличительный признак?

- есть ли приставка в страдательных причастиях? Прочитаем пример в таблице.

- есть ли приставка в отглагольных прилагательных? Осознаем пример в таблице.

- как называется третий отличительный признак?

Есть ли зависимые слова  у  страдательных причастий? Осознаем пример в таблице.

-есть ли зависимые слова у отглагольных прилагательных?

- как называется четвёртый отличительный признак? В словах какой части речи они могут быть? [Только в отглагольных прилагательных!] Приведём примеры.

Ученица принимает файл, открывает таблицу «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

-страдательное причастие обозначает признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Например: старшая сестра, заплетаемая младшей сестрой

- отглагольное прилагательное — имя прилагательное, образованное от глагола.

Образование (то есть: от глагола какого вида образованы?)

-страдательное причастие ВСЕГДА образуется от глаголов совершенного вида

- отглагольное прилагательное ВСЕГДА образуется от глаголов несовершенного вида

Приставка.

Да.

Нет.

Зависимые слова

Да, имеются.

Нет.

Суффиксы -ованн- (-ёванн-).

3. Конструирование нового способа действия с опорой на таблицу (разложить действие на «шаги») (2 мин.).

Цель: научить школьницу сложному умственному действию (как выбирать орфограмму в зависимости от частеречной принадлежности слова).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мы изучили таблицу, в которой  отражена «привязка» орфограммы к конкретной части речи. Попробуем обозначить «шаги» («операции»).

  • выясняю, какой частью речи является анализируемое слово;
  • выделяю значимую часть слова, содержащую в себе изучаемую орфограмму;
  • проверяю:
  • от глагола какого вида образовано слово;
  • есть приставка или нет;
  • есть зависимое слово или нет;
  • имеются ли суффиксы -ованн-  (-ёванн- ) в слове
  • пишу слово.

4. Отработка действия разграничения отглагольных прилагательных и страдательных причастий через тренировочные упражнения (17 мин.).

Цель: закрепить материал через тренировочные упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагаю ученице выполнить интерактивное задание  в приложении LearningApps.org  

https://learningapps.org/display?v=ps4169ao520 

Ссылку отправляю по Скайпу.

 Данное задание выстроено в логике отрабатываемого учебного действия и проверяет, как ученица поняла отличительные признаки отглагольных прилагательных и страдательных причастий. Каждая ячейка предназначена для отдельно взятого примера.

Тренируется в использовании действия разграничения  отглагольных прилагательных и страдательных причастий.

 

Музыкальная гимнастика для глаз (4 мин.)

Цель: профилактика утомляемости глаз при работе с компьютером, профилактика снижения внимания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагаю выполнить гимнастику для  глаз

Ученица выполняет гимнастику, отвернувшись от монитора.

4. (продолжение). Отработка действия разграничения отглагольных прилагательных и страдательных причастий через тренировочные упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организую вход на платформу МЭО (учебник 7 класса; занятие 11 (интернет-урок 1): выполнение теста  "Различаем. Страдательные причастия и отглагольные имена прилагательные".

Использует тест информационно-образовательной среды МЭО.

III. Подведение итогов урока (4 мин.).

Цель: получение информации о степени усвоения материала.

- поработай с глаголом «бросить». Определи категорию вида. Образуй от этого глагола слово, которое «вписывается» в тему нашего урока; какой частью речи является это слово? Объясни орфограмму;

- сравни два языковых факта (лома..ая линия и слома..ая ветка). На какой отличительный признак ты будешь опираться для того, чтобы выяснить часть речи? Объясни орфограмму;

- сравни два языковых факта (жаре..ые караси и жаре..ые в сметане караси). Какой отличительный признак здесь предъявлен? Назови часть речи. Объясни орфограмму.

Оценивание.

Домашнее задание:

  • выучить способы разграничения  страдательных причастий и отглагольных имён прилагательных (опора на таблицу «Отличительные признаки отглагольных прилагательных и страдательных причастий»);
  • уметь приводить свои примеры (опора на таблицу).