Урок «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Правило «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных» осознаётся через организацию наблюдений и обобщений над языковыми явлениями, в ходе которых выводится способ действия для решения орфографической задачи.
Совместно с учителем обучающаяся «пошагово» устанавливает порядок действий, который должен обеспечить решение орфографической задачи в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Ученица осознаёт, что орфографическое действие распадается на несколько основных последовательных операций:
выясняется частеречная характеристика слова (какой частью речи является анализируемое слово?);
выделяется значимая часть слова (суффикс), содержащая в себе изучаемую орфограмму;
производятся дополнительные умственные операции, вытекающие из условий применения правила для написания орфограммы в анализируемом слове:
от глагола какого вида образовано слово;
наличие или отсутствие приставки в слове;
наличие или отсутствие зависимых слов у анализируемого слова;
имеются ли суффиксы -ованн- (-ёванн- ) в слове
правило реализуется в письменной деятельности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
Дидактическая цель: осознать правило «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных» через организацию наблюдений и обобщений над языковыми явлениями, в ходе которых вывести способ действия для решения орфографической задачи.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Установить порядок действий, который должен обеспечить решение орфографической задачи, связанной с изучением частей речи.
2.Организовать целенаправленную тренировку в применении алгоритма для обучения правописанию Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных через использование познавательного языкового материала.
Развивающие:
1.Помочь осмыслению необходимого способа действия (операционализировать учебное действие).
2.Способствовать развитию орфографической зоркости на усложняющемся лингвистическом материале.
3.Развивать общеучебные умения и навыки сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающие:
1.Воспитывать коммуникативно целесообразное взаимодействие с учителем в процессе совместного решения орфографической задачи.
2.Воспитывать такое качество личности, как способность самостоятельно мыслить, рассуждать.
Планируемые результаты:
Личностные: повышение положительной мотивации к изучению русского языка, становление элементов учебной самостоятельности.
Метапредметные: развитие способности извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы интернета (Единая коллекция ЦОР).
Предметные: освоение способа действия по алгоритму для обучения правописанию Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер и другая техника (микрофон, колонки и т.д.), интернет (видеотелефон Skype, браузер Firefox, информационная обучающая среда МЭО, ссылка на приложение LearningApps.org ), файл с опорной таблицей «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных», музыкальная гимнастика для глаз.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.):
установление видеосвязи в Skype
приветствие
мотивация учебной деятельности
II. Изучение новой темы «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
1. Постановка орфографической задачи (3 мин.).
Цель: помочь ученице уяснить необходимость разграничения полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных на основе предъявления их отличительных признаков в целях решения орфографической задачи.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предъявляю орфографическую задачу. Какая орфограмма обозначена в теме?Какие два языковых факта обозначены в теме? Установлено, что обучающиеся часто их смешивают. Формулирую вопрос для ученицы: что нужно сделать до того, чтобы начать выбирать орфограмму? Для того чтобы разграничить два взаимосмешиваемых языковых факта, надо опираться на их отличительные признаки. Пересылаю файл с таблицей по Скайпу ученице. Предлагаю перейти к анализу таблицы «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных». | ра Правописание Н и НН. Страдательные причастия и отглагольные прилагательные.
Пытается сформулировать ответ на вопрос (надо разграничить полные страдательные причастия и отглагольные прилагательные). |
2. Совместное исследование орфографической задачи (таблица «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных») (12 мин.).
Цель: дать понятие об отличительных признаках страдательных причастий и отглагольных прилагательных для приучения школьницы к нужной логике действия.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Анализируем таблицу: - объясни термин «страдательное причастие»; - объясни термин «отглагольное» прилагательное; -анализируем отличительные признаки по горизонтали. Как называется первый отличительный признак? -какие закономерности мы можем установить? - как называется второй отличительный признак? - есть ли приставка в страдательных причастиях? Прочитаем пример в таблице. - есть ли приставка в отглагольных прилагательных? Осознаем пример в таблице. - как называется третий отличительный признак? Есть ли зависимые слова у страдательных причастий? Осознаем пример в таблице. -есть ли зависимые слова у отглагольных прилагательных? - как называется четвёртый отличительный признак? В словах какой части речи они могут быть? [Только в отглагольных прилагательных!] Приведём примеры. | Ученица принимает файл, открывает таблицу «Отличительные признаки страдательных причастий и отглагольных прилагательных». -страдательное причастие обозначает признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Например: старшая сестра, заплетаемая младшей сестрой - отглагольное прилагательное — имя прилагательное, образованное от глагола. Образование (то есть: от глагола какого вида образованы?) -страдательное причастие ВСЕГДА образуется от глаголов совершенного вида - отглагольное прилагательное ВСЕГДА образуется от глаголов несовершенного вида Приставка. Да. Нет. Зависимые слова Да, имеются. Нет. Суффиксы -ованн- (-ёванн-). |
3. Конструирование нового способа действия с опорой на таблицу (разложить действие на «шаги») (2 мин.).
Цель: научить школьницу сложному умственному действию (как выбирать орфограмму в зависимости от частеречной принадлежности слова).
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мы изучили таблицу, в которой отражена «привязка» орфограммы к конкретной части речи. Попробуем обозначить «шаги» («операции»). |
|
4. Отработка действия разграничения отглагольных прилагательных и страдательных причастий через тренировочные упражнения (17 мин.).
Цель: закрепить материал через тренировочные упражнения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предлагаю ученице выполнить интерактивное задание в приложении LearningApps.org https://learningapps.org/display?v=ps4169ao520 Ссылку отправляю по Скайпу. Данное задание выстроено в логике отрабатываемого учебного действия и проверяет, как ученица поняла отличительные признаки отглагольных прилагательных и страдательных причастий. Каждая ячейка предназначена для отдельно взятого примера. | Тренируется в использовании действия разграничения отглагольных прилагательных и страдательных причастий. |
Музыкальная гимнастика для глаз (4 мин.)
Цель: профилактика утомляемости глаз при работе с компьютером, профилактика снижения внимания.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Предлагаю выполнить гимнастику для глаз | Ученица выполняет гимнастику, отвернувшись от монитора. |
4. (продолжение). Отработка действия разграничения отглагольных прилагательных и страдательных причастий через тренировочные упражнения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организую вход на платформу МЭО (учебник 7 класса; занятие 11 (интернет-урок 1): выполнение теста "Различаем. Страдательные причастия и отглагольные имена прилагательные". | Использует тест информационно-образовательной среды МЭО. |
III. Подведение итогов урока (4 мин.).
Цель: получение информации о степени усвоения материала.
- поработай с глаголом «бросить». Определи категорию вида. Образуй от этого глагола слово, которое «вписывается» в тему нашего урока; какой частью речи является это слово? Объясни орфограмму; - сравни два языковых факта (лома..ая линия и слома..ая ветка). На какой отличительный признак ты будешь опираться для того, чтобы выяснить часть речи? Объясни орфограмму; - сравни два языковых факта (жаре..ые караси и жаре..ые в сметане караси). Какой отличительный признак здесь предъявлен? Назови часть речи. Объясни орфограмму. |
Оценивание.
Домашнее задание:
- выучить способы разграничения страдательных причастий и отглагольных имён прилагательных (опора на таблицу «Отличительные признаки отглагольных прилагательных и страдательных причастий»);
- уметь приводить свои примеры (опора на таблицу).