Обучение написанию изложения ОГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (8, 9 класс)

Горлова Ирина Сергеевна

Презентация для учащихся 8-9 класса поможет преподавателю объяснить принцип написания сжатого изложения, показать способы сжатия текста,  поработать на практике, используя различные приемы сжатия текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сжатое изложение1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ (Презентация к уроку развития речи в 8 классе)

Слайд 2

Приёмы сжатия изложения: Исключение: • исключение повторов; • исключение одного или нескольких из синонимов; • исключение уточняющих и поясняющих конструкций; • исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких предложений .

Слайд 3

Приёмы сжатия изложения: 2. Обобщение: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Слайд 4

Приёмы сжатия изложения: 3 . Упрощение: • слияние нескольких предложений в одно; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена сложноподчинённого предложения простым; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Слайд 5

Итак, предлагаю вам поработать над сжатием данного текста изложения.

Слайд 6

Способы сжатия текста: Выделите опорные слова в предложении. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

Слайд 7

1 абзац (авторский) Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал читать книги и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес, и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке.

Слайд 8

Пробуем убрать «лишнее»… Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестант у, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал читать книги и вдруг увидел , что к книжной странице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес, и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке. (75слов)

Слайд 9

Сжатый 1 абзац Не помню, где вычитал трогательную историю о травинке, выросшей из крохотного семечка, найденного арестантом в книге и показавшегося ему величайшим чудом из всех возможных чудес . (25 слов)

Слайд 10

2 абзац (авторский) У арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать! Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развертываться на глазах у потрясенного узника. Кустик был красив, а вернее сказать – прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумностью, которая не поддается анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является ее частицей.

Слайд 11

Пробуем убрать «лишнее»… У арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло , и это очень обрадовало человека . Да и как могло не обрадовать! Чудо , к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развертываться на глазах у потрясенного узника. Кустик был красив, а вернее сказать – прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той разумностью , которая не поддается анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком , может быть, потому, что и сам он является ее частицей.

Слайд 12

Сжатый 2 абзац Человек опустил семечко в землю, которое проросло и не могло не обрадовать его. Чудо начало происходить и развёртываться на глазах у потрясённого узника, радовать глаз той разумностью, частицей которой является он сам.

Слайд 13

3 абзац (авторский) Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

Слайд 14

Пробуем убрать «лишнее»… Арестант в воспоминаниях утверждал , что у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

Слайд 15

Сжатый 3 абзац Арестант утверждал, что у него в жизни не было радости более полной, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. Вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

Слайд 16

Советы для учащегося: Во время экзамена внимательно слушайте текст во время 1 прочтения. Затем вам даётся 5 минут, за которые вам нужно проделать следующую работу с текстом: составьте к нему план (текст состоит из 3 абзацев); набросайте ряд ключевых слов по каждому абзацу Во время 2 прочтения дополните ключевыми словосочетаниями записанное вами. Далее отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом – это ваш черновик. После чего перечитайте полученное, уберите речевые повторы, грамматические недочёты, проверьте ваше изложение с точки зрения орфографии и пунктуации. Затем можно начать переписывать изложение в бланк ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку ОГЭ

Данная презентация содержит материал,обучающий написанию сочинению-рассуждению ОГЭ задания типа 2.1 и 2.2....

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...

Технологическая карта урока русского языка - обучение написанию изложения

Техническая карта -подготовка к написанию изложения. Работа с текстом...

Обучение написанию сочинения ОГЭ по русскому языку 9.3.

Материал предназначен учащимся 9-х классов....

Обучение написанию сочинения – рассуждения по русскому языку

Открытый урок по русскому языку в рамках подготовки учеников к ОГЭ...