Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Соловьёва Ирина Касимовна

Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к экзамену, позволить учащимся проявить себя на разных этапах работы, выполняя упражнения разной направленности, разного уровня сложности. Кроме того, погружение в один текст позволяет сосредоточиться на работе, увидеть глубоко замысел автора, связь темы, идеи, композиции, языка, стиля, средств художественной изобразительности и так далее. Замечено, что и грамматические задания, разборы учащиеся охотнее выполняют, когда получили эмоциональный отклик от знакомства с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadania_dlya_komplexnogo_analiza_texta.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

«Комплексный анализ текста»

в 8 классе

Учитель Соловьёва Ирина Касимовна

Текст для анализа

Когда я,  как говорится,  стану человеком  -  буду сам зарабатывать свой хлеб, иметь свой угол, -  вот тогда первым делом я заведу пса.

        Потому что жизнью своей я обязан собаке.

           То есть,  конечно,  своей жизнью я обязан родителям: отцу и матери. Отец мой,  Прохоров Геннадий Петрович,  был армейским капитаном. Мать, Прохорова Тамара Александровна,  была военфельдшером.  Поженились они  на  фронте,  а после  войны  вместе с  той  частью,  где  служили,  обосновались в  городе Ашхабаде. Здесь-то я и родился.

           А   в   ночь   на 6  октября  1948   года  произошло  ашхабадское землетрясение.  Город рухнул, погребя под своими камнями людей. В том числе и моих родителей.

           Вот так - провоевали всю войну, и не тронули их пули, а уже при полном мире, тихой ночью, в покойном сне придавила упавшая стена.

           Но как же уцелел и  спасся,  остался жив я  сам?  Ведь и я был в ту ночь вместе с ними, в той же комнате, спал в своей детской кроватке...

        Ничего этого  сам  я,  конечно,  не  помню -  ровным счетом ничего:  ни землетрясения,  ни  бедных своих родителей,  ни  своего чудесного спасения.

        Ведь мне в ту пору еще и двух лет не исполнилось.

           Но  впоследствии одна  женщина,  приехавшая навестить  меня  в  детдоме, рассказала мне  все,  а  она  это знала вполне достоверно,  потому что была сослуживицей отца с матерью.

           Она привезла мне гостинцев,  всяких конфет и пряников,  а потом,  утирая слезы, поведала такую историю.

           Будто в  нашей семье была собака,  овчарка по  имени Рекс.  Она,  как  и положено собаке, верно служила хозяевам, но больше всех любила меня, хотя я и  был совсем маленьким,  -   она сторожила меня,  когда родителей не  было дома, приглядывала.

           И  вот в  ту  самую ночь,  когда ашхабадские жители спали,  а  до толчка оставалось еще  несколько секунд,  собака  услышала,  как  изнутри загудела земля (они ведь,  животные, гораздо раньше людей такое слышат и раньше чуют беду),  и тогда она вспрыгнула на мою кровать, вцепилась зубами в рубашонку и  одним махом выскочила в  окно:  оно оказалось открытым,  потому что ночь была очень душная. И тотчас обрушился дом.

   Так собака спасла меня.

(Александр Рекемчук. Мальчики)

https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/832971/

Задания для комплексного анализа текста

  1. Прочитать текст выразительно (подготовленный ученик)
  2. Какие эмоции вызвал рассказ? (обсуждение)
  3. Все ли слова были понятны? Что нужно прокомментировать?

Военфельдшер – фельдшер, место службы которого – армия, военные действия

Сослуживица – та, кто служила или служит вместе с кем-то

Ашхабад – столица Туркменской ССР

  1. О чём рассказ? (тема) ( О собаке, которая спасла мальчика во время землетрясения)
  2. А что известно о землетрясении? Когда оно случилось? Насколько сильным было? Много ли людей погибло? (работа с самостоятельным поиском информации в интернете) 
  3. Как можно озаглавить текст?

Жизнью своей я обязан собаке

Собака, спасшая ребёнка

Собачий подвиг

Собака-герой

Семейное предание

Запишите заголовок, который считаете лучшим.

  1. А что хотел сказать автор этим текстом?

Рассказать о подвиге собаки

Рассказать о мальчике, оказавшемся в детдоме после землетрясения

Рассказать о том, что необходимо помнить хорошие поступки не только людей, но и животных (собак в том числе)

Героями могут быть не только люди, но и собаки

  1. Какие слова, выражения, средства художественной изобразительности помогли вам понять мысль автора, испытать особые чувства от прочитанного текста? (называем и записываем)

Слова и выражения  в переносном смысле (как вы их понимаете?)

Стану человеком

Иметь свой угол

Обязан жизнью

Ровным счётом

Не тронули их пули

Парцелляция - это когда автор делит одно связное предложение на несколько, чтобы подчеркнуть интонацию. Обычно парцелляцией занимаются авторы художественных произведений, когда пишут от первого лица и хотят подчеркнуть чувства

Риторический вопрос - вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Ряды однородных членов

Умолчание - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.

Эпитеты -  определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Помогла ли детальная работа с текстом лучше понять чувства мальчика, пережившего землетрясение и потерю родителей, услышать то, что хотел сказать нам автор этого текста?

Вы видите, как важно вчитываться в каждое слово, знать разные средства выразительности, которыми пользуются писатели и самим учиться использовать эти средства в своей речи.

Надеюсь, эмоциональное восприятие рассказа мальчика поможет вам лучше справиться с грамматическими заданиями, которые я приготовила.

(Задания распечатаны для каждого ученика, выполняются самостоятельно, обсуждаются в группах, результаты озвучиваются на весь класс. Возможны другие формы организации работы)

  1. Подведение итогов урока.

У нас получился не совсем обычный урок. Вроде бы обсуждали текст, делали разные виды разборов, анализировали ошибки и радовались правильным решениям и интересным ответам, но урок получился интересным, правда? Что понравилось больше всего? Что, на ваш взгляд, у нас получилось хуже? Какие будут пожелания себе и друг другу? Захотелось ли рассказать о своих историях, связанных с домашними животными? Возникло ли  желание почитать художественные произведения о собаках?

  1. Домашнее задание. Выписать из текста слова с орфограммами, обозначить их. Сделать несколько разборов разного типа по выбору. Написать рассказ (сочинение) о своей собаке (другом домашнем животном), по желанию.
  2. Подарок (рассказ «Тайфун»)

Фамилия, имя, класс

  1. Найти предложения с однородными членами, выписать однородные члены с определяемым словом.

  1. Найти предложение с причастным оборотом, выписать его с определяемым словом.

  1. Найти предложения с деепричастными оборотами, выписать деепричастные обороты с определяемыми словами.

  1. Выполнить разборы.

Фонетический: Гостинцев, хозяевам

Морфемный:   обосновались,    землетрясения,       вспрыгнула

Морфологический:     армейским, ашхабадские

Синтаксический:

Но как же уцелел и спасся, остался жив я сам?

Она привезла мне гостинцев, всяких конфет и пряников, а потом, утирая слёзы, поведала такую историю.

  1. Записать прописью числительное из текста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.

Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...

Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...