Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Трунова  Оксана Евгеньевна

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. 

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.
  2. Развивать речь, мышление учащихся.
  3. Воспитывать чувство дружбы, коллективизма. Прививать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.doc1018 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 29                              г. Усть-Лабинска

Внеклассное занятие по русскому языку

«Знатоки русского языка»

Подготовила и провела:

учитель русского языка

Трунова Оксана Евгеньевна

2021 – 2022 учебный год

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.
  2. Развивать речь, мышление учащихся.
  3. Воспитывать чувство дружбы, коллективизма. Прививать любовь к русскому языку.

Оформление: (на слайде)

Учите русский год из года,

С душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.

(Читают стихотворение учащиеся)

О Русский язык великоведов,

Он говорит о Родине моей:

Он говорит о множестве поэтов-

Тех замечательных по знанию людей.

 

Стихи чьи, фразы превзошли высоты,

А люди, написавшие нам их,-

Они умели создавать красоты,

Всю душу они вкладывали в них.

 

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

 

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз

 

Родной язык мой - Русский...

Ему я буду предана всегда.

горжусь я тем, что он Великий,

Его я не забуду никогда!

I. Вступление.

Ведущий. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.

- Сегодня мы проведем внеклассное занятие «Знатоки  русского языка». В соревновании примут участие  учащиеся 6-9   классов, две сборные команды: команда «Знатоки» и команда «Русоведы».

Конкурсная программа

Конкурс 1. «Разминка»

        Я буду командам по очереди  задавать вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько букв гласных? (10)

- Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

- Сколько букв согласных? (21)

- Назовите, сколько слогов в слове зима?(2). Посчитайте количество гласных букв (2) и согласных (2)

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- В зависимости от количества слов, какие бывают предложения? (распространенные и нераспространенные)

- Послушайте предложение, какое оно? Пришла зима (распр.)  В зимний день дети катались на санках (распр)

- Какие знаки препинания  ставятся в конце предложений? (вопросит, восклиц, точка)

- Из каких частей состоит слово? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Конкурс 2. «Расшифруй пословицу»

Ведущий. Часто можно услышать: «Пословица - всем углам помощница». И в самом деле, пословица нас поучает, советует, наставляет и предупреждает. Итак, следующий  конкурс.

-Вспомните известные вам пословицы о труде и запишите их.

(Члены команд записывают пословицы, затем каждая команда читает свою пословицу и объясняет значение)

Команда «Знатоки»

16, 20                20, 18, 21, 5, 1                     9, 5, 16, 18, 16, 3, 6, 32, 20,

__________________________________________________________

1         16, 20                      13, 6, 15, 10                     2, 16, 13, 6, 32, 20.

__________________________________________________________

(От   труда   здоровеют, а от  лени  болеют).

Команда «Русоведы»

14, 1, 13,  6, 15, 28, 12, 16, 6                    5, 6, 13, 16                   13, 21, 25, 26, 6      

__________________________________________________________

2, 16, 13, 28, 26, 16, 4, 16                      2, 6, 9, 5, 6, 13, 28, 33.      

__________________________________________________________

(Маленькое  дело  лучше большого безделья).

Ведущий: Все пословицы объединены одной темой. Какой?

Конкурс 3 «На внимание».

- Внимательно нужно  смотреть по строчкам, двигаясь в следующих направлениях: слева направо, сверху вниз и прочитать слова на тему «Русский язык»

а

ь

с

л

о

в

о

к

л

а

г

б

к

о

р

е

н

ь

ъ

э

л

ы

б

о

ь

ъ

п

р

и

с

т

а

в

к

а

ю

я

э

ж

ю

ь

ь

г

л

а

г

о

л

п

а

в

р

и

ь

ю

э

ъ

с

а

ь

р

ы

у

д

а

р

е

н

и

е

ы

э

е

у

ц

й

ы

ю

ж

э

ъ

х

з

щ

д

ь

ц

з

а

п

я

т

а

я

у

с

л

у

ь

ъ

з

э

ж

п

т

р

н

л

о

ы

т

и

р

е

ы

ц

у

в

ч

о

г

о

о

ш

д

ъ

э

ю

ц

ц

ц

г

я

ы

ц

е

т

о

ч

к

а

ц

г

ь

ъ

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

(слово, корень, приставка, глагол, предлог,    ударение,   запятая, тире, слог,  точка,  предложение)

Конкурс 4 «Блиц - опрос»

  • Существительные могут употребляться в ед. ч. и во множ.числе. Сейчас я буду называть существительные ед.ч., а вы,  если это возможно, будете ставить их во множ. число

(за правильный ответ — 1 балл);

крот (кроты), рука (руки), мука (…),

житель (жители), сметана (…), дом (дома),

цемент (…), дерево (деревья), книга (книги),

сахар (…), молоко (…), нефть (…).

  •  Сейчас я буду называть существительные множ.ч., а вы, если это возможно, будете ставить их в ед.число

(за правильный ответ — 1 балл);

сапоги (сапог), тетради (тетрадь), опилки (…),

выборы (…), столы (стол), окна (окно),

журавли (журавль),  финансы (…), ручки (ручка),

очки (…), брюки (…), ножницы (…).

- Пока жюри подведет промежуточный итог, подсчитает баллы, 3 класс  под руководством Екатерины Виктороны нам приготовил музыкальный подарок.

Музыкальная  пауза

Частушки:

Русский я язык люблю,

Буквы ровненько пишу.

Только вот одна беда –

Не прочтёшь их иногда!

Мы по русскому ошибки

Очень любим допускать.

А потом учитель строго

Говорит: «Переписать!»

Я в тетрадь слова писала,
Ударенье проверяла.
Ударяла! Ударяла,
Так что парту разломала!

Если хочешь много знать,

Многого добиться

Обязательно читать

 Должен научиться.

На уроки чтения,

Как на крыльях  я лечу.

Всех писателей прочел я.

Стать писателем хочу.

И диктантов не боимся,

Их напишем мы на пять!

«Дети, правила учите!» -

Мы хотим друзьям сказать!

Орфограммы, пунктограммы

Изучаем часто мы.

Будем грамотными лучше,

Чем писать с ошибками.

У нас по русскому — пятерки!

И даем совет мы всем:

Вы учитесь, не ленитесь.

Пригодится! Нет проблем!

Конкурс 5 «Скороговорка» (5 баллов)

- Ребята, скажите, что такое скороговорка?

- Каждая команда, внимательно прочитайте свою скороговорку.

- И теперь попробуйте ее прочитать как можно быстрее.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

                          Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Конкурс 6 «Крылатые выражения» (5 баллов)

- Почему какое-то выражение становится вдруг «крылатым» и  оно прочно входит даже в разговорную речь? Все дело в том, что фраза имеет глубокий, часто скрытый смысл, и представляет собой игру слов. Крылатые выражение всегда  содержат в себе  много смысла.

- Почему крылатыми? Именно смысл таких выражений  становится теми крыльями, на которых эти фразы разлетаются по свету и живут в языке на протяжении долгих лет и даже столетий. Все мы не раз слышали такие выражения, как

НАПРИМЕР:

Желтая пресса- Выражение это, употребляемое в значении низкопробная, лживая  на сенсации печать.

Заблудшая овца -Так говорят о человеке беспутном, сбившемся с пути праведного.

Варвар - Презрительное обозначение грубого и некультурного человека.

Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.

1) Рукой подать. (Близко.)

2) В час по чайной ложке. (Медленно.)

3) Морочишь голову. (Обманываешь.)

4) Во весь дух. (Быстро.)

5) Белая ворона (Редкий, исключительный человек.)

6) Засучив рукава. (Хорошо работать.)

7) Спустя рукава. (Работать плохо.)

8) Прикусить язык. (Замолчать.)

9) Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)

1) Рукой подать.                                                         (Работать плохо.)

2) В час по чайной ложке.                                                (Быстро)

3) Морочишь голову.                                                        (Замолчать.)

4) Во весь дух.                                                                   (Медленно)

5) Белая ворона.                                                        (Пожелать удачи.)

6) Засучив рукава.                                                    (Хорошо работать.)

7) Спустя рукава.                                                              (Близко.)

8) Прикусить язык.                                                        (Обманываешь.)

9) Ни пуха, ни пера.                     (Редкий, исключительный человек.)

Конкурс 7  «Творческий» (5 баллов)

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\product_detailed_image_239806_48430.jpg

Глаза,      снежок, ведро, снеговик,  метла,   ветки,  ком,  снеговичок,   друга, морковка.

Конкурс 8  «Грамматический диктант»

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Русский язык.

  1. Я люблю уроки рус.кого языка.
  2. На этих урок.х мы учимся понимать силу и красоту р.дного языка.
  3. Рус.кий язык пом.гает нам дружить.
  4. Теплотой веет от бли.ких с детства слов: ручей, п.ляна, тропинка.
  5. Рус.кий язык красив и богат!

Итог занятия.

1. Чтение стихотворения.

Ведущий

- Пока жюри подведет итоги, послушайте стихотворение.

Грамматика, грамматика —

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравления,

Помни правило склонения.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

2. Подведение итогов. Награждение.

Ведущий благодарит детей за участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по теме:Викторина Русские народные сказки"

Внеклассное занятие разработано для учащихся 1 и 2 класса коррекционной школы 8 вида. к занятию подготовлена презентация....

Внеклассное занятие "Путешествие на планету Русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку для 5 класса. В презентации представлены различные задания по разделам лингвистики....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)

Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие  проводится на двух языках: русский и татарский...

Внеклассное занятие по теме "Цветы", французский язык

Презентация к внеклассному занятию по французскому языку по теме "Цветы"...