Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Поддубная Марина Михайловна

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения

                                    на уроках литературы

       Данный урок разработан учителями русского языка и литературы в рамках методической темы лицея «Формирование смыслового чтения на уроках», был представлен на открытом заседании МО учителей русского языка и литературы.

8 класс Тема: «Помните о силе слова»

Личность УУД: проявлять интерес к новому, формировать оценочные суждения;

Регулятивные УУД: искать информацию для достижения поставленной цели, сопоставлять полученный результат с предположением, развивать навыки самооценки;

Коммуникативные УУД: осуществлять смысловое чтение, умение находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Оборудование: доска, карточки с написанными словами («друг», «слепой», «весна», «слеза», «доброта», «непонимание», «общение», «слово», «надежда», «отчаяние», «уважение», «помощь», «я слепой - а на улице весна…»), текст для чтения и анализа «Помните о слове» (по материалам журнала « История и обществознаение для школьников №2).

                                              Ход урока

1 этап. Предтекстовая стратегия «Ключевые слова».

  1. Театр начинается с вешалки, а рассказ начинается с заглавия.

Читаем заголовок (Помните о силе слова).

- Давай предположим, о чем пойдет речь в данном рассказе? Для этого выберем из представленных слов те, которые ассоциативно связаны с заголовком. («друг», «слепой», «слеза», «доброта», «непонимание», «общение», «слово», «надежда», «отчаяние», «уважение», «публицистика», «помощь»).

2 этап. Работа с текстом.

  Основная стратегия работы с текстом «Чтение с остановками»

  1. Читаем 1 абзац.

Ответим на вопросы по тесту (стратегия «Таксономия Блюма»)

- Когда (майским утром)

-Какое оно? (Радостно, сияющие…)

- Где? (В городе, так как Энди шел на собеседование)

-Кто (Энди, дизайнер)

- Что омрачает состояние Энди?

-Предположите, как могут развиваться события дальше?

     - Какие встречи могут ждать Энди этим ярким утром?

     3. Читаем 2 абзац. Попробуем представить себя на месте Энди (стратегия «Следуйте за персонажем книги»)

-Кого встретил Энди?

- Какой это нищий? (назовите 2 определения)? (молодой и слепой)

Сравним 3 детали (работа с художественной деталью текста)

Майское утро

Энди

Нищий

Яркое, сияющее

В долгах, удручен

проблемой

Несчастный ,молодой

Человек, один из многих

-Какой художественный прием использует автор? (Антитеза)

-Что написано на плакате у нищего? (я слепой)

- Как реагируют прохожие? (Миска для денег пуста) Почему? (Равнодушие)

-Как, вы думаете, как поведет себя Энди: как другие прохожие или как-то иначе? Почему?

4. Читаем 3 абзац. Давайте попробуем разобраться, что же так тронуло Энди, почему он решил помочь нищему? (Стратегия «Таблица исследования»)

Вопросы

Ответы

Когда появилось желание помочь?

В чем его причины?

Каковы последствия?

Как может помочь Энди?

Как отреагирует нищий?

Для того чтобы подвести итог, ответим на вопросы:

Какие чувства переполняют Энди? (Милосердие сострадание, сопереживание, доброта).

Какую роль эти качества играют в роли человека? (слушаем ответы)

5. Читаем 4 абзац. Энди сожалеет о том, что не может деньгами помочь нищему, но остаться безучастным не позволяет ему совесть. Давайте предположим, какую помощь герой окажет этому несчастному человек.

(стратегия «Граф-схема»)

                                           Как помочь нищему?

6. Читаем 5-6 абзацы. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера (работа в парах). Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на всеобщее обсуждение в классе (стратегия «Тайм-аут»).

А теперь давайте снова вернемся на место Энди и посмотрим, как разворачиваются события в тексте (стратегия «Следуйте за персонажем книги»).

- Как вам кажется, что мог Энди подписать на плакате? (Варианты ответов)

- Как, на ваш взгляд, дальше будут разворачиваться события? (Варианты ответов)

- Улучшится ли материальное положение нищего? (Варианты ответов)

7. Читаем 7-8 абзацы (до предпоследнего предложения). Продолжаем следить за событиями глазами нашего героя (стратегия «Следуйте за персонажем  книги»).

- Что произошло в жизни Энди за следующие 3 часа? (Он получил хорошую работу. Значит, финансовые проблемы будут вскоре решены).

- Изменилось ли что-либо в жизни молодого нищего, с которым свела его судьба? (Дела пошли намного лучше. Помог новый плакат. Миска была полна денег, причем не только мелких.)

- Над каким вопросом размышлял нищий, сидевший с плакатом на улице? Что его так озадачило?(Почему люди стали ему помогать? Что же теперь было написано на плакате «Я слепой»?) (Варианты ответов).

8. Чтение текста до конца. «Что вы сделали с моим плакатом? – озадаченно спрашивает нищий. Обратимся к тексту (стратегия «Таксономия Блюма»).

- Что же теперь было написано на плакате, ( «Я слепой – а на улице весна…)

- Какие средства выразительности использовали в тексте для создания следующего выражения: «Плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих»)? (Развернутая метафора с глубоким смыслом)

- Почему эта фраза не оставила людей равнодушными?

- Что же она означает? Как люди её понимали?

Выберите утверждения, соответствующие смыслу этой фразы. Дайте правильный вариант ответа, предварительно обсудив в парах, собственное мнение аргументируйте.

                           (Стратегия «Верно ли, что…» - да или нет)

  1. Я слепой. Пожалуйста, помогите! (нет)
  2. Сейчас весна, а я слепой. Пожалуйста помогите! (нет)
  3. Это прекрасный день, но я не могу видеть его! (нет)
  4. Не лишайте человека, уже обиженного судьбой, хоть этого счастья! (нет)
  5. Вы сами не понимаете, как вам много дано, насколько мы богаты. (да)
  6. По сравнению с вами я всегда буду нищим (да)

3 этап. Послетекстовая стратегия .

9. Вернемся к началу занятия. Вспомним наши предположения, ассоциации. Обратим внимание еще раз на слова, которые мы отобрали.

- Правы ли мы были? ( текст относится к художественному стилю, и слова отобраны были правильного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Методическая разработка"Применение разнообразных форм работы с текстами для совершенствования навыков смыслового чтения."

Методическая разработка"Применение разнообразных форм работы с текстами для совершенствования навыков смыслового чтения."...

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...