Открытый урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ромм Ирина Геннадьевна

Открытый урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" 9 класс. Дано описание урока, приложены карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_rus._9.doc.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 «Ж» классе.

«Сложноподчиненные предложения с придаточными причины».

Цели урока:

- обучающая: 1) повторить и обобщить знания по темам «Орфография», «Лексика», «Синтаксис словосочетания и простого предложения»;  2) познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными причины;

- развивающая: развитие мышления и элементов творческой деятельности;

- воспитательная: помочь детям научиться концентрировать свое внимание на выполняемой работе, адекватно реагировать на замечания и пожелания.

Оборудование:

           - дидактический материал; индивидуальные таблицы «Виды придаточных в СПП»; карточки для работы в парах, разноуровневые карточки для индивидуальной работы.

         Тип урока: комбинированный.

          Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели.
  2. Задания на повторение для  подготовки к тестированию ГИА.
  1. Написать слова в столбик, объяснить правописание приставки. Подобрать синонимы.

Преподаватель – учитель

Преобразовать – изменить

Приезжать – прибывать

Пререкаться – спорить

Преградить – загородить

Превозносить – хвалить

Прибавить – добавить

Принести –  доставить

Преследовать – догонять

  1. Записать словосочетания, определить способ связи. Подобрать синонимичное слово с приставкой на –з, -с.

Прекратить знакомство – раззнакомиться

Провести следствие – расследовать

Начать смеяться – рассмеяться

Сесть по местам – рассесться

Беспечное настроение – беззаботное

Речь без смысла – бессмысленная

Жестокий поступок – бессердечный

  1. Работа с текстом.

- выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне;

- выписать цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения;

- выписать цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения;

- укажите количество грамматических основ в последнем предложении.

     Наша Ира стирает,(1)убирает,(2), пыль вытирает. Всегда всё уберёт,(3)вещи соберёт,(4) ягод наберёт. А я ей помогаю: когда она стирает,(5) я играю, песни распеваю, Иру развлекаю. Ира ягод наберёт,(6) я скорей тащу их в рот.

3.  Новый материал. Предложения для наблюдения.

Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он н.. мог н.. обратить на неё внимания.

На дне океанов всегда бывает ночь, потому что солнечные лучи н.. могут пройти через толщу воды.

 

Вывод. На что указывают придаточные предложения? На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? Отчего?)

  1. Закрепление.

а) Творческая работа. Добавьте к предложениям придаточные причины:

Я очень устал______________.        

Сразу потемнело_____________.

_________ мы были очень довольны.

б) Работа в парах. Собрать предложения, подобрав к главным соответствующие придаточные, определить их вид.

Карточки №2.

в) Проверочная работа. В индивидуальных карточках расставить в предложениях знаки препинания, определить вид придаточных, вставить в словах пропущенные буквы.

Карточки №3.

  1. Обобщение. На какие вопросы отвечают придаточные причины?

6.  Рефлексия. На вертикальной прямой указать снежинкой степень усвоения материала: снежинка вверху – материал усвоен полностью, снежинка посередине – материал частично усвоен, снежинка внизу -   материал не усвоен.

7.  Домашнее задание. Тестовые задания  вариантов 7-10 по сборнику «Русский язык. 9 кл. Подготовка к ГИА»

                                              Карточка №1.

- выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне;

- выписать цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения;

- выписать цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения;

- укажите количество грамматических основ в последнем предложении.

     Наша Ира стирает,(1)убирает,(2), пыль вытирает. Всегда всё уберёт,(3)вещи соберёт,(4) ягод наберёт. А я ей помогаю: когда она стирает,(5) я играю, песни распеваю, Иру развлекаю. Ира ягод наберёт,(6) я скорей тащу их в рот.

                             

                                        Карточка №2.

Соберите предложения, подобрав к главным соответствующие придаточные, определите их вид.

Главные:

  1. Мама закрыла шторы
  2. Первыми тронулись на юг болотные птицы
  3. Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
  4. Я плохо спал этой ночью

                                        Карточка №2а.

Соберите предложения, подобрав соответствующие придаточные к главным, определите их вид.

Придаточные:

  1. что самолет улетел рано утром
  2. так как было душно
  3. потому что свет мешал малышу спать
  4. так как болота уже начали замерзать.

                                     Карточка №3.

Расставить в предложениях знаки препинания, определить вид придаточных, вставить пропущенные буквы.

  1. Я проснулся (от) того что хотелось пить. 2) Не буд(?)те равнодушны ибо равнодушие смерт..носно для души человека. 3) Шли медле(н, нн) потому что ноги вязли в песке. 4) Я не усп..ваю ответить потому что в класс вл..вается большая группа девочек. 5) Ребята (не) заблудились в лесу благодаря тому что умели пользова..ся компасом.

                                            Карточка №3а.

Из двух простых предложений образуйте сложноподчиненные с придаточными причины.

1) Зимний наряд у птиц, например у белой куропатки, более теплый. Число перьев по сравнению с летним нарядом увеличивается. 2) Густая трава росла по берегам озера. Здесь достаточно было влаги.

                                     Карточка №3.

Расставить в предложениях знаки препинания, определить вид придаточных, вставить пропущенные буквы.

  1. Я проснулся (от) того что хотелось пить. 2) Не буд(?)те равнодушны ибо равнодушие смерт..носно для души человека. 3) Шли медле(н, нн) потому что ноги вязли в песке. 4) Я не усп..ваю ответить потому что в класс вл..вается большая группа девочек. 5) Ребята (не) заблудились в лесу благодаря тому что умели пользова..ся компасом.

                                            Карточка №3а.

Из двух простых предложений образуйте сложноподчиненные с придаточными причины.

1) Зимний наряд у птиц, например у белой куропатки, более теплый. Число перьев по сравнению с летним нарядом увеличивается. 2) Густая трава росла по берегам озера. Здесь достаточно было влаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

"Придаточные уступительные предложения и придаточные предложения следствия"

Методический материал по учебнику И.Бим "Немецкий язык.11 класс". В данном материале дано определение придаточных уступительных предложений и предложений следствия. А также приведены примеры...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"

Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся  предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на ...

Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс

Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...