Родной язык. Урок-исследование «Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева как отражение культурного кода родного языка»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Птицина Елена Михайловна

урок родного языка, на котором исследуется самобытность лексики произведений К.Д.воробьева,  своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной язык. Урок-исследование

«Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева

как отражение культурного кода родного языка»

Цель урока:выявить своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выраженияна примерерассказа К.Д.Воробьева «Трое в челне».

Задачи:

  • проверить умения учащихся находить изученные явления в тексте, давать грамматическую характеристику, определять особенности словоупотребления в данном тексте;
  • развивать умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал;
  • воспитывать умениеправильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.

Ход урока:I. Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хочу начать с экскурсии. Да, да, я приглашаю  вас в музей – музей одного слова. Такой увлекательный проект подготовила Гуторова Лиза, и на публичной защите проекта мы представляем вам только фрагмент. Называется он «Здравствуй, слово «попереть»!

Представление проекта.

Слово учителя: Вот такое организующее начало дает старт нашей работе. О чем же мы сегодня будем говорить, что станет объектом исследования? (о самобытности лексики, о своеобразии художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения).

Ну что ж, старт дан и мы продолжаем. Блиц-опрос:

  • Употребляете ли вы в своей речи лексику разных пластов или она содержит только книжную нейтральную лексику?
  • А ваши знакомые, друзья, родственники используют в разговоре ограниченную лексику?
  • А почему не принято всегда и со всеми строить диалог, используя  лексику ограниченного употребления?

Вывод: лексика ограниченного употребления несет в себе на только какой-то определенный смысл, который может быть не всем понятен, но и может содержать оттенки пренебрежительности. Если человек употребляет в своей речи слишком много таких лексем, могут возникать проблемы: недопонимание, вызванное, например, диалектами, или даже обида, которая может  быть спровоцирована   сниженной лексикой.

  • А в произведениях художественной литературы встречаются диалекты и просторечия?

II. Приглашаю вас на аукцион пассивной лексики. Я буду читать предложения, а вы выписывать диалектные слова и просторечия. Кто больше выпишет, тот будет объявлен знатоком родного языка.

  1. «Петрак, как его звали домашние, не торопясь вяжет отличные рамы, тешет дуплятки для многочисленных пасек села и ладно шьет зипуны»
  2. «В поклоне у Матвея Егоровича горбилась голубая в белую полоску сатиновая рубаха, из- под нее виднелась заношенная исподница»
  3. «- Дядя Матюша, видно, специально кобеднишнюю блошницу надел…»
  4. «Зоб кочетиный сварили!»
  5. «Он рубил плотно литой комель»
  6. «Ну иди в курень, раз пришел»
  7. «Захватив беремя дров, он понес их в хату»
  8. «поглядев на соломенный горб своей клуни»

Итак, сколько слов у вас получилось? Все ли они были понятны? Проверим себя. Обратите внимание на слайд. Здесь указаны не только значения слов, но и имеются некоторые пометы. О чем они рассказывают?

Дуплятка (дуплянка) - улей, выдолбленный в обрезке древесного ствола.

Зипуны - зипун - м.р. (устар.) - старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна.

Исподница - нижняя рубашка (обычно женская).

Кобеднишняя  - (обл.)праздничная, ходить в церковь к обедне.

Блошница - ж., ночная женская рубашка.

Кочет - м. (обл.), петух.

Комель - м. (обл.), 1. нижняя, основная, прилегающая к корню часть (растения, волоса, пера, рога), 2. толстый конец дерева

Курень - 1. соломенный шалаш, временное помещение для рабочих, барак (обл.); 2. отделение военного стана запорожцев; административное деление запорожского войска под управлением куренного атамана (истор.)

Беремя, мени - мн. нет, ср. (обл.), охапка.

Клуня - ж. (обл.), хозяйственная постройка для молотьбы и хранения хлеба.

Может быть, эти предложения показались вам знакомыми?

III.Нам хорошо знакомы произведения этого автора. Думаю,  о его творчестве можно сказать словами К.Г. Паустовского: «Если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие хотел ему передать».

У нас сегодня исследование, поэтому ставится лингвистическую задачу: через осмысление средств языкового выражения определить грамматический ресурс художественного текста.

Объект исследования: отрывок из рассказа «Трое в челне»

  1. Внимательно прочитаем его.
  2. Обратите внимание на пропуски слов. Давайте выступим соавторами писателя, проведем лингвистический эксперимент и заполним эти пропуски. Какие будут варианты?  (загребая пыль ногами, светились лица, удильные предметы (вещи, снасти), мне удобней, шевелилось десятка три).
  3. А теперь посмотрите на слайд. Угадали ли мы мысли автора?С какими словами текст заговорил по-другому, стал выразительнее?
  4. Следующее задание предполагает групповую работу. Давайте заполним таблицу №1 в «Листе исследователя». Для этого нужно разделиться на 5 групп, каждая из которых будет работать с одним словом.  Ваша задача:  проанализировать слово с точки зрения его стилистической окраски, определить, к какой части речи оно относится,  подобрать синонимический ряд. Помощь вам окажут толковые словари.

Слово

Стилистическая окраска

Часть речи

Синонимы

испод

просторечие

существительное

низ

рожа

Разговорное, сниж.

существительное

лицо

причиндалы

Просторечие, диалект

существительное

Вещи, предметы

в Курске - принадлежности

сподручный

просторечие

прилагательное

существительное

Удобный, подходящий

помощник

шебуршиться

просторечие

глагол

Шуршать,

копошиться, возиться

  1. Итак, что вы можете рассказать об исследуемых словах? (каждая группа представляет найденную информацию, все слова записываются в таблицу).
  2. А теперь обратим внимание на реплики мальчиков в диалоге.  Зачитайте, пожалуйста, эти реплики. Какие особенности использования просторечной лексики мы можем здесь отметить?
  3. Подумайте, обычна ли эта номинация. Почему  К. Воробьев выбрал  такой вариант использования лексических единиц?

Вывод: Образная система произведения К.Д. Воробьева обогащается введением в текст элементов просторечий от нейтральных до грубо-просторечных, используется и просторечная лексика, отличающаяся грамматической формой слова. Все эти лексические единицы автор применяет  в соответствии с художественной ситуацией: создать образы героев рассказа.Именно такие слова делают речь персонажей образной и самобытной, позволяют точнее показать местные особенности.

  1. А теперь переходим к следующему пункту «Листа исследователя».

Шатристого куста_________________________________________________

Заякорился на  месте________________________________________________

Макушка водочерпия________________________________________________

  1. Даны словосочетания. Проведите словообразовательный анализ выделенных слов, определите способ словообразования.
  2. Вспомним значения, которые придает словам суффикс –ист-.

 Заглянем в страничку словообразовательного словаря. Имеется ли в словообразовательной цепочке слово, употребленное писателем? Какой вывод можно сделать?  (это неологизм)

  1. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. В каком значении употребил автор в тексте слово  «заякорился»? (слово употреблено в переносном  значении – герой хотел остаться надолго на облюбованном месте).
  2. Обратите внимание на слово «водочерпия». Оно вам знакомо?        

Учитель: Да, его можно встретить в  стихах современных авторов…   Вэнциклопедии «Ведическая культура славян» написано, что  водочерпий – это человек, набирающий воду. Своими корнями оно уходит и в славянскую мифологию, и в духовную литературу, где сказано: водочерпий указывает на то, что нужно черпать  воду, которая «произращивает все виды наслаждений».Здесь, как видите, заложен философский смысл.

  1.  Какова же стилистическая окраска всех этих  слов?(1 – неологизм, 2 – разговорное, 3 – книжное, высокого стиля)
  2. Подведем итоги: какие же еще средства языкового выражения использовал К.Д. Воробьев в этом тексте? Почему он объединяет в одном художественном пространстве такие разные лексемы?

Вывод: Эти слова разных стилей. Автор объединяет их сознательно с целью придания произведению легкости, понятности и доступности: неологизм участвует в описании природы, разговорное слово – в создании образа рассказчика, высокий стиль придает тексту романтические нотки, передает отношение главного героя к мальчику. Автор как бы смотрит на мир глазами своих героев и предоставляет такую возможность нам – читателям. Во всем этом заключается художественное своеобразие текста Воробьева.

  1. Переходим к заданию №3 в «Листе исследователя».Хочу обратить ваше внимание на слово «блажь».Выпишите все слова с таким корнем:

Лексема

Синонимический ряд

Стилистическая окраска

Ублажены

Разрисованы, испачканы

Разговорное

Причуда-блажь

Причуда, каприз, прихоть

Разговорное

Водяная блажь

Мираж, видение

Разговорное, в переносном значении, метафора

УБЛАЖИ́ТЬ -жу́, -жи́шь. Ублажённый. -жён, -жена́, -жено́. Св. (нсв. Ублажа́ть). Кого-что. Разг. Угождая, удовлетворить чем-л., доставить удовольствие. Дети совсем ублажили старика своим вниманием. Привередливая ты, ничем тебя не ублажишь!

Блажь – разг. нелепая причудаприхоть  …  страсть его к тебе была блажью и что он теперь ничего к тебе не чувствует… Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г.

Блажить –  несов. неперех. разг. сниж. Проявлять блажь, поступать своенравно, сумасбродно. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой, 2000 г.

  1. Обратите внимание на толкование слов: в прямом или переносном значении употребляется последнее слово. Что лежит в основе его смысла? (скрытое сравнение – это метафора)
  2.  Сделайте вывод, какую роль играют данные лексические средства языкового выражения в рассказе  К.Д. Воробьева.

Вывод: Данные словапозволяют говорить о богатстве словаря писателя,о любви к простому курскому слову, которое  придает тексту особое звучание.

III. Подведение итогов исследования. Давайте вернемся к теме урока. Что, по вашему мнению, может означать фраза «код родной земли».

КОД, -а, м.

1. Система условных знаков для передачи (по каналу связи), обработки и хранения (запоминания) различной информации.

2. Система условных знаков или сигналов для передачи сведений по телефону, телеграфу, радио и т. п. Телеграфный код. Метеорологический код. □ [В радиограмме] сообщалось по коду, что эсминец «Мощный» сорван с якорей льдом. Л. Соболев, Топовый узел. Русские подымали на мачте разноцветные флаги по международному морскому коду. Каждый флаг означал определенную букву. Паустовский, Поселок среди скал.

[Франц. code]

(Код родной земли – отличительные черты языковой системы той или иной области.)

Какой же вывод можно сделать из проделанной работы?

Вывод:  Проведенное исследование демонстрирует мастерство

словесной живописи писателя, языковое новаторство в создании образной системы,  позволяет признать, что слово  К.Д. Воробьева служит

средством стилизации речи персонажей, отражающей индивидуальность мировидения писателя, помогает автору в создании местного колорита.

Таким образом, смысловые вехи в художественном тексте                  К.Д. Воробьева представлены средствами языкового выражения. Лексический уровень языка выступает основным в передаче замысла, тематики, экспрессии и чувств писателя. И в системе образных средств лексика выходит на первый план как отражение культурного кода родного языка.

Лист исследователя

Задание №1.

Слово

Стилистическая окраска

Часть речи

Синонимы

Вывод:____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Шатристого куста_________________________________________________

Заякорился на  месте________________________________________________

Макушка водочерпия________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№3.

Лексема

Лексическое значение



Предварительный просмотр:

«Русский язык – безграничное море?»

(Языковая реальность и культура человека)

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с основными тенденциями и проблемами современного русского литературного языка.
  • Охарактеризовать причины, которые привели к современным изменениям.
  • Подготовка к ОГЭ: роль языка в культуре народа.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности учащихся.
  • Развивать умение дискутировать, отстаивать собственное мнение.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к русскому слову.

Предметно-практические:

  • развитие речи и языкового мышления учащихся.
  • воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком.
  • научить сопоставлять факты, свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

  1. Слово учителя: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Нашу встречу я хочу начать с вопроса: вы любите море? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Послушайте, вот оно шумит, волны плещутся, выкатываясь на берег…

(учитель читает стихотворение)

Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою, 
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далёкие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море!..
В глуби морской  дождалась я улова:
Выловлю ключ, открывающий радость, - 
Этим ключом станет русское слово.

Вопросы для обсуждения:

  • О чём оно? Какова его главная мысль?
  • Постарайтесь объяснить, почему автор сравнивает русский язык с морем, а слово с ключом?
  • Как вы думаете, почему я начала нашу встречу именно с этого стихотворения?Его тема как-то связана с  культурой человека?
  • Можно ли, опираясь на это стихотворение, сформулировать тему нашей дискуссии?

(варианты формулировки темы)

Слово учителя:А вот некоторые скептики, например, считают, что уметь красиво выражать свои мысли не столь важно в жизни, что  модно владеть иностранными языками. Обратите внимание: вывески магазинов, рекламные баннеры пестрят латиницей, наши артисты исполняют песни на английском языке.

Поэтому  я, с вашего позволения, подкорректирую тему дискуссии – «Русский язык – безграничное море?» (Языковая реальность и культура человека).  (Слайд №1)

        О языке существует много высказываний.  Мы начинаем дискуссию, опираясь на некоторые из них.

Итак, блиц-опрос:

  • Согласны ли вы с высказыванием Аристотеля, что «слово – самое сильное орудие человека»?  (слайд №2)
  • Можно ли утверждать, что восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка (Александр Сумароков)?(слайд № 3)
  • Перед вами высказывание Людвига Витгенштейна: «Границы моего языка определяют границы моего мира». Кто разделяет точку зрения философа? Кто против?(слайд № 4)
  • Вы можете сказать, где границы вашего языка?
  • Какое из приведенных высказываний может быть использовано сегодня на уроке в качестве эпиграфа?

Эпиграф:                                  «Границы моего языка

определяют границы

моего мира.

Людвиг Витгенштейн

Слово учителя:

  • Язык –  главное богатство народа. Вы можете определить степень вашего богатства?
  • Что вызвало бы желание научиться говорить грамотно, образно? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на слайд и выберите ответ, который вам подходит, обоснуйте свой выбор:(слайд № 5)

«...Выучил бы, если бы это было престижно, если бы учитывали при приёме на работу...»;

«…высокий уровень культуры общества…»;

«...если бы наш язык был так же популярен и востребован, как  английский...»;

«...пропаганда языковой культуры в СМИ, особенно на телевидении…»;

«…ничего не может заставить, если сам не желаешь научиться…»;

«…стремление к самосовершенствованию…»

  • И здесь мы опять сталкиваемся с проблемой современности: нет личного желания в развитии культуры речи, в стремлении самосовершенствоваться.
  • Какова цена нашей пассивности?

(языковая реальность современного мира управляет нами)

  •  (Поможет ли нам самосовершенствоваться  язык писателей и поэтов?)
  1. Слово учителя: Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с нашим сознанием, служит средством формирования и выражения мыслей, способствует повышению уровня культуры человека.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Его развитие позволило людям закреплять свой разнообразный опыт и передавать его из поколения в поколение. Слово было весомо во все времена: оно огорчало, но и радовало, оно соединяло людей, но и разъединяло, оно вело за собой полки и воодушевляло.

  • На  каком же этапе размывание языка, которое мы сегодня наблюдаем, престало давать ему развитие?

Чтобы найти  ответ на этот вопрос, проведем ряд наблюдений, исследуя современные тексты, сопоставляя их с произведениями 19 и 20 веков. Начнем с проверки домашнего задания. Вы по группам проводили частичный лингвостилистический анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и М. Гуцериева. Посмотрим, что у вас получилось, и сопоставим произведения разных эпох.

Проверка домашнего задания: выступление учащихся по группам.

А.С. Пушкин  

Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.

1830 г.

С.А. Есенин

И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далекие края,
И все мечты мои увянули без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.

1913 г.

Михаил Гуцериев

Описать наше время не просто,
Эпизоды без смысла – слова.
Связь была второпях, вразброску,
Рупь за сто продается молва.

Я любовью твоей размазан.
Без вины горький вкус на губах,
Я пришельцами был помазан
В двух мирах, на цепях, в облаках.

Ни назад, ни вперед, без возврата,
Время льётся и множит на два.
Я нашел на фейсбуке айпада
Смайлик счастья на нике «сова»…

Ты нашлась и любовь спасена,
Мои мысли по кругу вприсядку.
Я внушил, что любовь влюблена.
И вступаю с чувствами в схватку.

Хочешь, ночь позовем днем
И научим любовь делиться.
Выпьем чай горячий со льдом
И заставим в единое слиться...

20..

Вопросы и задания для анализа:

  1. Какова тема стихотворения? Какие опорные слова поддерживают тему?
  2. Охарактеризуйте композицию стихотворения (сколько частей; о чём каждая часть; противопоставлены ли эти части или гармонично продолжают друг друга).
  3.  В чём синтаксические особенности каждой части?
  4. Проанализируйте стихотворения с точки зрения художественной речи.
  5. Как через монолог лирический герой раскрывает свой внутренний мир?
  6. Важны ли для автора подбор и расположение слов в стихотворном тексте?

Выводы:стихотворчество разных эпох изображает по-разному и лирического героя, и его чувства, и образ возлюбленной:

  1. У Пушкина – слова «высокого» стиля ставят на определенную ступень и чувства, и образ любимой…
  2. У Есенина –образ лирического героя простоват, но чувства нежные…
  3. У Гуцериева – нет чувств (связь), лирический герой мыслит отрывисто, какие-то короткие картинки возникают при чтении, мало связанные между с собой…
  4. Поэтический язык предложенных произведений отличается прежде всего языковой картиной представленного мира и образностью.
  5. Действительно, считается, что поэты 21 века находят яркие речевые краски в индивидуально-авторских эпитетах. У каждого автора свои индивидуальные краски-слова. Но не всегда такая образность находит отклик в нашей душе.
  6. Мы наблюдаем, как упрощается лексика в стихотворениях, появляются просторечия у Есенина, у Гуцериева допускаются нарушения лексической сочетаемости.

Слово учителя: Обычно слово «поэзия» ассоциируется с чем-то светлым в жизни. В словаре Даля для поэзии даны следующие определения. «Поэзия – изящество в письменности, все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами. Поэзией зовут изящество, красоту, как свойство, не выраженное на словах».(слайд № 7)

  • Чье же творчество можно назвать изяществом?

  1. Учитель:  А как соотносятся поэзия и музыка?

Слушая музыку, вы вдумываетесь в смысл песни, значение слов?

Песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект.

  • Можно ли сказать это о современных песнях?

Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Вы согласны с таким мнением?

Приведем примеры:

  1. Молчишь. Обидно. Моя вторая половина —
    Ммм; я слышу, как ты ко мне неровно дышишь.
    Срывает крышу, когда тебя таким я вижу.
    Всё забыли, что мы друг другу говорили.

Молчишь, так больно. Сейчас польются слёзы градом.
Ой, не надо сверлить меня суровым взглядом.
Ответы рядом, хоть мы ведём игру нечестно,
Но в этой песне мы всё равно вместе.
Молчишь на меня, молчишь. В плаще у дверей стоишь.
Как туча надо мной висишь. Ну, что ты на меня молчишь?!

2. -немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости

Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…( тогда я стану тучей,…) (Макsim -  «Ветром стать»);

Может, это ветерок мои губы колышет… ( ветерок губы обдувает) («Дискотека Авария» -  «Если хочешь остаться»);

-нарушение лексической сочетаемости

На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах.  

Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //

сказку детскую на полочку положь // (Н. Королева «Ревнуй»)

Задание:определить языковые особенности  текстов современных песен, охарактеризовав лексику (найти ошибки).

Определите качество воздействия этой лексики на культуру человека.

Вывод:современный песенный текст является одним из сильнейших «загрязнителей» речевой культуры молодых носителей языка, формирующих так же негативные культурные и ценностные ориентиры у подростков. Лингвисты это называют «функциональным оскудением» русского языка, снижением речевой культуры, «массовым косноязычием».

Учитель: Вот она, наша языковая реальность: косноязычие, деградация языковой культуры при всем том, что «язык – это безграничное море», а влияние искусства на человека, особенно подрастающего, очень велико.

  • Только ли искусство влияет на нашу языковую культуру?
  • Внимание на экран.(слайды № 8, 9, 10)
  1. Учитель: Конечно, немаловажную роль в нашей жизни играет реклама. Своими выводами о языковых особенностях рекламы с нами поделится Дорохина Даша, которая разработала проект по данной теме.

(Дорохина Д. о рекламе:

Языковые особенности рекламы:

Язык хорошей рекламы должен соответствовать ряду требований:

• быть простым и ясным;

• быть ярким, образным, ни в коем случае не скучным;

• учитывать особенности психики потребителей; 

• отражать специфику речи целевой аудитории; 

• быть оригинальным; 

• учитывать психологию восприятия рекламы в разных рекламных средствах

1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?

2)Замечаете ли Вы ошибки в рекламных текстах?

3)Появляется ли желание  их исправить?

Реклама – это своего рода игра. И ошибки в текстах допускаются намеренно. Мы прекрасно понимаем, зачем это делается: привлечь наше внимание красивым рекламным слоганом.

Давайте с вами тоже поиграем. Внимание –  психологический тренинг: как скрытая информация транслируется в тексте рекламы и как воздействует на человека?

На экране «нарезка» из рекламных роликов.

Суперупаковка – веселая тусовка (Рекламный слоган M&Ms) Тусовка – веселое собрание, гулянка.

Не кисни, на радуге зависни (Реклама жевательных конфет Skittles) Зависать – подолгу бездельничать, отаваясь в однои и том же месте.

Fanta – оторвись с друзьями (Реклама газированного напитка) Отрываться – отдыхать, расслабляться, отвлекаться, отходить от дел, получать удовольствие, испытывать блаженство.

  • Какие чувства вы испытали при просмотре рекламных роликов?
  • Захотелось ли приобрести продукт, попробовать его?
  • Заметили ошибки?

Вывод: нельзя часто слышать и видеть неправильную речь: зрительная  и слуховая память фиксирует ошибки и происходит размывание орфографической зоркости. Все это влияет на языковую культуру человека.

Учитель: И все это, о чем ты сказала,  может вместить в себя русский язык? (безграничное море)

  1. Слово учителя: Каковы языковые особенности рекламы, мы выяснили. А вот как образуются слова в компьютерном и интернет сленге?
  • Какую информацию, не говоря уже о пользе, можно почерпнуть из такого СМС?(слайд № 11)
  • Кто считает такую форму записи удобной? А кто с этим не согласен?(слайд № 12)
  • А теперь представьте себе, что вы получили письмо по электронной почте вот такого характера:  (слайд №13)

Оно написано  на русском языке? Кто мог написать такое письмо?

Переведите его, пожалуйста, с русского языка на … русский.

 (задание для 2-х групп: взрослых и детей)

А теперь проверьте, как вы справились с этой работой.(слайд №14)

        «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Николай Васильевич Гоголь  

Вывод: такой технологический прогресс может уничтожить наше богатство – русский язык.

  1. Слово учителя: Бедность словаря и низкая культура речи как проблема отмечалась во все времена в разной степени.Еще  М.Ю.Лермонтов писал: «Есть речи – значенье темно иль ничтожно…» 
  • Какой вывод можно сделать из всего, о чем мы сегодня говорили?
  • Русский язык – безграничное море?  (да, т.к. вмещает в себя и образность, и словотворчество, и просторечия.)

  • Нужно ли развивать культуру речи? Делать это надо по необходимости или по требованию души?
  • Кем создается языковая реальность?
  • Предположите, пожалуйста,  путь решения этой проблемы   «компьютерного» поколения. Кто по-иному видит этот путь?

(ответить несколькими предложениями).

  1. Слово учителя: Слово – главное оружие цивилизованного человека. С помощью грамотно построенной фразы можно обратить на себя внимание нужного человека, разрешить возникший спор, показать свою компетентность в том или ином вопросе, выйти из неловкого положения и даже заслужить уважение и доверие окружающих. Современный человек должен соответствовать времени, но языковая культура речи человека должна соответствовать нормам. Потому что слово… Оно какое? А язык каким  должен быть? И чем является грамотная речь?

  • Вот копилка выводов по этим вопросам. Выберите те определения и выводы, которые, на ваш взгляд, содержат точный ответ.

(На фоне шума моря выполняют эту работу)

Заключительное слово учителя: Вот ключ – он символичен: «этим ключом станет русское слово», оно открывает не только путь к новым знаниям, оно открывает умы и сердца людей. Пусть ваши сердца будут открыты к новым знаниям, к добру, к новым победам.

Языковые особенности современных песен:

  1. Молчишь. Обидно. Моя вторая половина —
    Ммм; я слышу, как ты ко мне неровно дышишь.
    Срывает крышу, когда тебя таким я вижу.
    Всё забыли, что мы друг другу говорили.

Молчишь, так больно. Сейчас польются слёзы градом.
Ой, не надо сверлить меня суровым взглядом.
Ответы рядом, хоть мы ведём игру нечестно,
Но в этой песне мы всё равно вместе.
Молчишь на меня, молчишь. В плаще у дверей стоишь.
Как туча надо мной висишь. Ну, что ты на меня молчишь?!

2. Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом

Может, это ветерок мои губы колышет

На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах.  

Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //

сказку детскую на полочку положь.

Языковые особенности современных песен:

  1. Молчишь. Обидно. Моя вторая половина —
    Ммм; я слышу, как ты ко мне неровно дышишь.
    Срывает крышу, когда тебя таким я вижу.
    Всё забыли, что мы друг другу говорили.

Молчишь, так больно. Сейчас польются слёзы градом.
Ой, не надо сверлить меня суровым взглядом.
Ответы рядом, хоть мы ведём игру нечестно,
Но в этой песне мы всё равно вместе.
Молчишь на меня, молчишь. В плаще у дверей стоишь.
Как туча надо мной висишь. Ну, что ты на меня молчишь?!

2. Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом

Может, это ветерок мои губы колышет

На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах.  

Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //

сказку детскую на полочку положь.

Языковые особенности рекламы:

Язык хорошей рекламы должен соответствовать ряду требований:

• быть простым и ясным;

• быть ярким, образным, ни в коем случае не скучным;

• учитывать особенности психики потребителей; 

• отражать специфику речи целевой аудитории; 

• быть оригинальным; 

• учитывать психологию восприятия рекламы в разных рекламных средствах

1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?

2)Замечаете ли Вы ошибки в рекламных текстах?

3)Появляется ли желание  их исправить?

Реклама – это своего рода игра. И ошибки в текстах допускаются намеренно. Мы прекрасно понимаем, зачем это делается: привлечь наше внимание красивым рекламным слоганом.

Давайте с вами тоже поиграем. Внимание –  психологический тренинг: как скрытая информация транслируется в тексте рекламы и как воздействует на человека?

На экране «нарезка» из рекламных роликов.

Суперупаковка – веселая тусовка (Рекламный слоган M&Ms) Тусовка – веселое собрание, гулянка.

Не кисни, на радуге зависни (Реклама жевательных конфет Skittles) Зависать – подолгу бездельничать, отаваясь в однои и том же месте.

Fanta – оторвись с друзьями (Реклама газированного напитка) Отрываться – отдыхать, расслабляться, отвлекаться, отходить от дел, получать удовольствие, испытывать блаженство.

  • Какие чувства вы испытали при просмотре рекламных роликов?
  • Захотелось ли приобрести продукт, попробовать его?
  • Заметили ошибки?

Вывод: нельзя часто слышать и видеть неправильную речь: зрительная  и слуховая память фиксирует ошибки и происходит размывание орфографической зоркости. Все это влияет на языковую культуру человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"

Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...

Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока:  урок - исследование с применением игровых форм .  Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «Православная Россия в слове мастера художественной прозы И. С. Шмелева»

Этот урок посвящен двум прекрасным мастерам слова и кисти: Ивану Сергеевичу Шмелеву и Борису Михайловичу Кустодеву. И.С. Шмелев написал роман "Лето Господне". Содержание некоторых глав используется на...