Родной язык. Урок-исследование «Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева как отражение культурного кода родного языка»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
урок родного языка, на котором исследуется самобытность лексики произведений К.Д.воробьева, своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родной язык. Урок-исследование | 37.75 КБ |
Урок русского языка. Языковая реальность и культура человека. | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Родной язык. Урок-исследование
«Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева
как отражение культурного кода родного языка»
Цель урока:выявить своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выраженияна примерерассказа К.Д.Воробьева «Трое в челне».
Задачи:
- проверить умения учащихся находить изученные явления в тексте, давать грамматическую характеристику, определять особенности словоупотребления в данном тексте;
- развивать умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал;
- воспитывать умениеправильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.
Ход урока:I. Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хочу начать с экскурсии. Да, да, я приглашаю вас в музей – музей одного слова. Такой увлекательный проект подготовила Гуторова Лиза, и на публичной защите проекта мы представляем вам только фрагмент. Называется он «Здравствуй, слово «попереть»!
Представление проекта.
Слово учителя: Вот такое организующее начало дает старт нашей работе. О чем же мы сегодня будем говорить, что станет объектом исследования? (о самобытности лексики, о своеобразии художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения).
Ну что ж, старт дан и мы продолжаем. Блиц-опрос:
- Употребляете ли вы в своей речи лексику разных пластов или она содержит только книжную нейтральную лексику?
- А ваши знакомые, друзья, родственники используют в разговоре ограниченную лексику?
- А почему не принято всегда и со всеми строить диалог, используя лексику ограниченного употребления?
Вывод: лексика ограниченного употребления несет в себе на только какой-то определенный смысл, который может быть не всем понятен, но и может содержать оттенки пренебрежительности. Если человек употребляет в своей речи слишком много таких лексем, могут возникать проблемы: недопонимание, вызванное, например, диалектами, или даже обида, которая может быть спровоцирована сниженной лексикой.
- А в произведениях художественной литературы встречаются диалекты и просторечия?
II. Приглашаю вас на аукцион пассивной лексики. Я буду читать предложения, а вы выписывать диалектные слова и просторечия. Кто больше выпишет, тот будет объявлен знатоком родного языка.
- «Петрак, как его звали домашние, не торопясь вяжет отличные рамы, тешет дуплятки для многочисленных пасек села и ладно шьет зипуны»
- «В поклоне у Матвея Егоровича горбилась голубая в белую полоску сатиновая рубаха, из- под нее виднелась заношенная исподница»
- «- Дядя Матюша, видно, специально кобеднишнюю блошницу надел…»
- «Зоб кочетиный сварили!»
- «Он рубил плотно литой комель»
- «Ну иди в курень, раз пришел»
- «Захватив беремя дров, он понес их в хату»
- «поглядев на соломенный горб своей клуни»
Итак, сколько слов у вас получилось? Все ли они были понятны? Проверим себя. Обратите внимание на слайд. Здесь указаны не только значения слов, но и имеются некоторые пометы. О чем они рассказывают?
Дуплятка (дуплянка) - улей, выдолбленный в обрезке древесного ствола.
Зипуны - зипун - м.р. (устар.) - старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна.
Исподница - нижняя рубашка (обычно женская).
Кобеднишняя - (обл.)праздничная, ходить в церковь к обедне.
Блошница - ж., ночная женская рубашка.
Кочет - м. (обл.), петух.
Комель - м. (обл.), 1. нижняя, основная, прилегающая к корню часть (растения, волоса, пера, рога), 2. толстый конец дерева
Курень - 1. соломенный шалаш, временное помещение для рабочих, барак (обл.); 2. отделение военного стана запорожцев; административное деление запорожского войска под управлением куренного атамана (истор.)
Беремя, мени - мн. нет, ср. (обл.), охапка.
Клуня - ж. (обл.), хозяйственная постройка для молотьбы и хранения хлеба.
Может быть, эти предложения показались вам знакомыми?
III.Нам хорошо знакомы произведения этого автора. Думаю, о его творчестве можно сказать словами К.Г. Паустовского: «Если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие хотел ему передать».
У нас сегодня исследование, поэтому ставится лингвистическую задачу: через осмысление средств языкового выражения определить грамматический ресурс художественного текста.
Объект исследования: отрывок из рассказа «Трое в челне»
- Внимательно прочитаем его.
- Обратите внимание на пропуски слов. Давайте выступим соавторами писателя, проведем лингвистический эксперимент и заполним эти пропуски. Какие будут варианты? (загребая пыль ногами, светились лица, удильные предметы (вещи, снасти), мне удобней, шевелилось десятка три).
- А теперь посмотрите на слайд. Угадали ли мы мысли автора?С какими словами текст заговорил по-другому, стал выразительнее?
- Следующее задание предполагает групповую работу. Давайте заполним таблицу №1 в «Листе исследователя». Для этого нужно разделиться на 5 групп, каждая из которых будет работать с одним словом. Ваша задача: проанализировать слово с точки зрения его стилистической окраски, определить, к какой части речи оно относится, подобрать синонимический ряд. Помощь вам окажут толковые словари.
Слово | Стилистическая окраска | Часть речи | Синонимы |
испод | просторечие | существительное | низ |
рожа | Разговорное, сниж. | существительное | лицо |
причиндалы | Просторечие, диалект | существительное | Вещи, предметы в Курске - принадлежности |
сподручный | просторечие | прилагательное существительное | Удобный, подходящий помощник |
шебуршиться | просторечие | глагол | Шуршать, копошиться, возиться |
- Итак, что вы можете рассказать об исследуемых словах? (каждая группа представляет найденную информацию, все слова записываются в таблицу).
- А теперь обратим внимание на реплики мальчиков в диалоге. Зачитайте, пожалуйста, эти реплики. Какие особенности использования просторечной лексики мы можем здесь отметить?
- Подумайте, обычна ли эта номинация. Почему К. Воробьев выбрал такой вариант использования лексических единиц?
Вывод: Образная система произведения К.Д. Воробьева обогащается введением в текст элементов просторечий от нейтральных до грубо-просторечных, используется и просторечная лексика, отличающаяся грамматической формой слова. Все эти лексические единицы автор применяет в соответствии с художественной ситуацией: создать образы героев рассказа.Именно такие слова делают речь персонажей образной и самобытной, позволяют точнее показать местные особенности.
- А теперь переходим к следующему пункту «Листа исследователя».
Шатристого куста_________________________________________________
Заякорился на месте________________________________________________
Макушка водочерпия________________________________________________
- Даны словосочетания. Проведите словообразовательный анализ выделенных слов, определите способ словообразования.
- Вспомним значения, которые придает словам суффикс –ист-.
Заглянем в страничку словообразовательного словаря. Имеется ли в словообразовательной цепочке слово, употребленное писателем? Какой вывод можно сделать? (это неологизм)
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. В каком значении употребил автор в тексте слово «заякорился»? (слово употреблено в переносном значении – герой хотел остаться надолго на облюбованном месте).
- Обратите внимание на слово «водочерпия». Оно вам знакомо?
Учитель: Да, его можно встретить в стихах современных авторов… Вэнциклопедии «Ведическая культура славян» написано, что водочерпий – это человек, набирающий воду. Своими корнями оно уходит и в славянскую мифологию, и в духовную литературу, где сказано: водочерпий указывает на то, что нужно черпать воду, которая «произращивает все виды наслаждений».Здесь, как видите, заложен философский смысл.
- Какова же стилистическая окраска всех этих слов?(1 – неологизм, 2 – разговорное, 3 – книжное, высокого стиля)
- Подведем итоги: какие же еще средства языкового выражения использовал К.Д. Воробьев в этом тексте? Почему он объединяет в одном художественном пространстве такие разные лексемы?
Вывод: Эти слова разных стилей. Автор объединяет их сознательно с целью придания произведению легкости, понятности и доступности: неологизм участвует в описании природы, разговорное слово – в создании образа рассказчика, высокий стиль придает тексту романтические нотки, передает отношение главного героя к мальчику. Автор как бы смотрит на мир глазами своих героев и предоставляет такую возможность нам – читателям. Во всем этом заключается художественное своеобразие текста Воробьева.
- Переходим к заданию №3 в «Листе исследователя».Хочу обратить ваше внимание на слово «блажь».Выпишите все слова с таким корнем:
Лексема | Синонимический ряд | Стилистическая окраска |
Ублажены | Разрисованы, испачканы | Разговорное |
Причуда-блажь | Причуда, каприз, прихоть | Разговорное |
Водяная блажь | Мираж, видение | Разговорное, в переносном значении, метафора |
УБЛАЖИ́ТЬ -жу́, -жи́шь. Ублажённый. -жён, -жена́, -жено́. Св. (нсв. Ублажа́ть). Кого-что. Разг. Угождая, удовлетворить чем-л., доставить удовольствие. Дети совсем ублажили старика своим вниманием. Привередливая ты, ничем тебя не ублажишь!
Блажь – разг. нелепая причуда, прихоть ◆ … страсть его к тебе была блажью и что он теперь ничего к тебе не чувствует… Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г.
Блажить – несов. неперех. разг. сниж. Проявлять блажь, поступать своенравно, сумасбродно. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой, 2000 г.
- Обратите внимание на толкование слов: в прямом или переносном значении употребляется последнее слово. Что лежит в основе его смысла? (скрытое сравнение – это метафора)
- Сделайте вывод, какую роль играют данные лексические средства языкового выражения в рассказе К.Д. Воробьева.
Вывод: Данные словапозволяют говорить о богатстве словаря писателя,о любви к простому курскому слову, которое придает тексту особое звучание.
III. Подведение итогов исследования. Давайте вернемся к теме урока. Что, по вашему мнению, может означать фраза «код родной земли».
КОД, -а, м.
1. Система условных знаков для передачи (по каналу связи), обработки и хранения (запоминания) различной информации.
2. Система условных знаков или сигналов для передачи сведений по телефону, телеграфу, радио и т. п. Телеграфный код. Метеорологический код. □ [В радиограмме] сообщалось по коду, что эсминец «Мощный» сорван с якорей льдом. Л. Соболев, Топовый узел. Русские подымали на мачте разноцветные флаги по международному морскому коду. Каждый флаг означал определенную букву. Паустовский, Поселок среди скал.
[Франц. code]
(Код родной земли – отличительные черты языковой системы той или иной области.)
Какой же вывод можно сделать из проделанной работы?
Вывод: Проведенное исследование демонстрирует мастерство
словесной живописи писателя, языковое новаторство в создании образной системы, позволяет признать, что слово К.Д. Воробьева служит
средством стилизации речи персонажей, отражающей индивидуальность мировидения писателя, помогает автору в создании местного колорита.
Таким образом, смысловые вехи в художественном тексте К.Д. Воробьева представлены средствами языкового выражения. Лексический уровень языка выступает основным в передаче замысла, тематики, экспрессии и чувств писателя. И в системе образных средств лексика выходит на первый план как отражение культурного кода родного языка.
Лист исследователя
Задание №1.
Слово | Стилистическая окраска | Часть речи | Синонимы |
Вывод:____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2.
Шатристого куста_________________________________________________
Заякорился на месте________________________________________________
Макушка водочерпия________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№3.
Лексема | Лексическое значение | |
Предварительный просмотр:
«Русский язык – безграничное море?»
(Языковая реальность и культура человека)
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с основными тенденциями и проблемами современного русского литературного языка.
- Охарактеризовать причины, которые привели к современным изменениям.
- Подготовка к ОГЭ: роль языка в культуре народа.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
- Развивать умение дискутировать, отстаивать собственное мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к русскому слову.
Предметно-практические:
- развитие речи и языкового мышления учащихся.
- воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком.
- научить сопоставлять факты, свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
- Слово учителя: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Нашу встречу я хочу начать с вопроса: вы любите море? Какие ассоциации оно у вас вызывает?
Послушайте, вот оно шумит, волны плещутся, выкатываясь на берег…
(учитель читает стихотворение)
Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далёкие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море!..
В глуби морской дождалась я улова:
Выловлю ключ, открывающий радость, -
Этим ключом станет русское слово.
Вопросы для обсуждения:
- О чём оно? Какова его главная мысль?
- Постарайтесь объяснить, почему автор сравнивает русский язык с морем, а слово с ключом?
- Как вы думаете, почему я начала нашу встречу именно с этого стихотворения?Его тема как-то связана с культурой человека?
- Можно ли, опираясь на это стихотворение, сформулировать тему нашей дискуссии?
(варианты формулировки темы)
Слово учителя:А вот некоторые скептики, например, считают, что уметь красиво выражать свои мысли не столь важно в жизни, что модно владеть иностранными языками. Обратите внимание: вывески магазинов, рекламные баннеры пестрят латиницей, наши артисты исполняют песни на английском языке.
Поэтому я, с вашего позволения, подкорректирую тему дискуссии – «Русский язык – безграничное море?» (Языковая реальность и культура человека). (Слайд №1)
О языке существует много высказываний. Мы начинаем дискуссию, опираясь на некоторые из них.
Итак, блиц-опрос:
- Согласны ли вы с высказыванием Аристотеля, что «слово – самое сильное орудие человека»? (слайд №2)
- Можно ли утверждать, что восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка (Александр Сумароков)?(слайд № 3)
- Перед вами высказывание Людвига Витгенштейна: «Границы моего языка определяют границы моего мира». Кто разделяет точку зрения философа? Кто против?(слайд № 4)
- Вы можете сказать, где границы вашего языка?
- Какое из приведенных высказываний может быть использовано сегодня на уроке в качестве эпиграфа?
Эпиграф: «Границы моего языка
определяют границы
моего мира.
Людвиг Витгенштейн
Слово учителя:
- Язык – главное богатство народа. Вы можете определить степень вашего богатства?
- Что вызвало бы желание научиться говорить грамотно, образно? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на слайд и выберите ответ, который вам подходит, обоснуйте свой выбор:(слайд № 5)
«...Выучил бы, если бы это было престижно, если бы учитывали при приёме на работу...»;
«…высокий уровень культуры общества…»;
«...если бы наш язык был так же популярен и востребован, как английский...»;
«...пропаганда языковой культуры в СМИ, особенно на телевидении…»;
«…ничего не может заставить, если сам не желаешь научиться…»;
«…стремление к самосовершенствованию…»
- И здесь мы опять сталкиваемся с проблемой современности: нет личного желания в развитии культуры речи, в стремлении самосовершенствоваться.
- Какова цена нашей пассивности?
(языковая реальность современного мира управляет нами)
- (Поможет ли нам самосовершенствоваться язык писателей и поэтов?)
- Слово учителя: Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с нашим сознанием, служит средством формирования и выражения мыслей, способствует повышению уровня культуры человека.
Язык в своем развитии прошел долгий путь. Его развитие позволило людям закреплять свой разнообразный опыт и передавать его из поколения в поколение. Слово было весомо во все времена: оно огорчало, но и радовало, оно соединяло людей, но и разъединяло, оно вело за собой полки и воодушевляло.
- На каком же этапе размывание языка, которое мы сегодня наблюдаем, престало давать ему развитие?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, проведем ряд наблюдений, исследуя современные тексты, сопоставляя их с произведениями 19 и 20 веков. Начнем с проверки домашнего задания. Вы по группам проводили частичный лингвостилистический анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и М. Гуцериева. Посмотрим, что у вас получилось, и сопоставим произведения разных эпох.
Проверка домашнего задания: выступление учащихся по группам.
А.С. Пушкин
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
1830 г.
С.А. Есенин
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли.
Умчалась ты в далекие края,
И все мечты мои увянули без цвета,
И вновь опять один остался я
Страдать душой без ласки и привета.
И часто я вечернею порой
Хожу к местам заветного свиданья,
И вижу я в мечтах мне милый образ твой,
И слышу в тишине тоскливые рыданья.
1913 г.
Михаил Гуцериев
Описать наше время не просто,
Эпизоды без смысла – слова.
Связь была второпях, вразброску,
Рупь за сто продается молва.
Я любовью твоей размазан.
Без вины горький вкус на губах,
Я пришельцами был помазан
В двух мирах, на цепях, в облаках.
Ни назад, ни вперед, без возврата,
Время льётся и множит на два.
Я нашел на фейсбуке айпада
Смайлик счастья на нике «сова»…
Ты нашлась и любовь спасена,
Мои мысли по кругу вприсядку.
Я внушил, что любовь влюблена.
И вступаю с чувствами в схватку.
Хочешь, ночь позовем днем
И научим любовь делиться.
Выпьем чай горячий со льдом
И заставим в единое слиться...
20..
Вопросы и задания для анализа:
- Какова тема стихотворения? Какие опорные слова поддерживают тему?
- Охарактеризуйте композицию стихотворения (сколько частей; о чём каждая часть; противопоставлены ли эти части или гармонично продолжают друг друга).
- В чём синтаксические особенности каждой части?
- Проанализируйте стихотворения с точки зрения художественной речи.
- Как через монолог лирический герой раскрывает свой внутренний мир?
- Важны ли для автора подбор и расположение слов в стихотворном тексте?
Выводы:стихотворчество разных эпох изображает по-разному и лирического героя, и его чувства, и образ возлюбленной:
- У Пушкина – слова «высокого» стиля ставят на определенную ступень и чувства, и образ любимой…
- У Есенина –образ лирического героя простоват, но чувства нежные…
- У Гуцериева – нет чувств (связь), лирический герой мыслит отрывисто, какие-то короткие картинки возникают при чтении, мало связанные между с собой…
- Поэтический язык предложенных произведений отличается прежде всего языковой картиной представленного мира и образностью.
- Действительно, считается, что поэты 21 века находят яркие речевые краски в индивидуально-авторских эпитетах. У каждого автора свои индивидуальные краски-слова. Но не всегда такая образность находит отклик в нашей душе.
- Мы наблюдаем, как упрощается лексика в стихотворениях, появляются просторечия у Есенина, у Гуцериева допускаются нарушения лексической сочетаемости.
Слово учителя: Обычно слово «поэзия» ассоциируется с чем-то светлым в жизни. В словаре Даля для поэзии даны следующие определения. «Поэзия – изящество в письменности, все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами. Поэзией зовут изящество, красоту, как свойство, не выраженное на словах».(слайд № 7)
- Чье же творчество можно назвать изяществом?
- Учитель: А как соотносятся поэзия и музыка?
Слушая музыку, вы вдумываетесь в смысл песни, значение слов?
Песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект.
- Можно ли сказать это о современных песнях?
Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Вы согласны с таким мнением?
Приведем примеры:
- Молчишь. Обидно. Моя вторая половина —
Ммм; я слышу, как ты ко мне неровно дышишь.
Срывает крышу, когда тебя таким я вижу.
Всё забыли, что мы друг другу говорили.
Молчишь, так больно. Сейчас польются слёзы градом.
Ой, не надо сверлить меня суровым взглядом.
Ответы рядом, хоть мы ведём игру нечестно,
Но в этой песне мы всё равно вместе.
Молчишь на меня, молчишь. В плаще у дверей стоишь.
Как туча надо мной висишь. Ну, что ты на меня молчишь?!
2. -немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости
Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…( тогда я стану тучей,…) (Макsim - «Ветром стать»);
Может, это ветерок мои губы колышет… ( ветерок губы обдувает) («Дискотека Авария» - «Если хочешь остаться»);
-нарушение лексической сочетаемости
На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах.
Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //
сказку детскую на полочку положь // (Н. Королева «Ревнуй»)
Задание:определить языковые особенности текстов современных песен, охарактеризовав лексику (найти ошибки).
Определите качество воздействия этой лексики на культуру человека.
Вывод:современный песенный текст является одним из сильнейших «загрязнителей» речевой культуры молодых носителей языка, формирующих так же негативные культурные и ценностные ориентиры у подростков. Лингвисты это называют «функциональным оскудением» русского языка, снижением речевой культуры, «массовым косноязычием».
Учитель: Вот она, наша языковая реальность: косноязычие, деградация языковой культуры при всем том, что «язык – это безграничное море», а влияние искусства на человека, особенно подрастающего, очень велико.
- Только ли искусство влияет на нашу языковую культуру?
- Внимание на экран.(слайды № 8, 9, 10)
- Учитель: Конечно, немаловажную роль в нашей жизни играет реклама. Своими выводами о языковых особенностях рекламы с нами поделится Дорохина Даша, которая разработала проект по данной теме.
(Дорохина Д. о рекламе:
Языковые особенности рекламы:
Язык хорошей рекламы должен соответствовать ряду требований:
• быть простым и ясным;
• быть ярким, образным, ни в коем случае не скучным;
• учитывать особенности психики потребителей;
• отражать специфику речи целевой аудитории;
• быть оригинальным;
• учитывать психологию восприятия рекламы в разных рекламных средствах
1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?
2)Замечаете ли Вы ошибки в рекламных текстах?
3)Появляется ли желание их исправить?
Реклама – это своего рода игра. И ошибки в текстах допускаются намеренно. Мы прекрасно понимаем, зачем это делается: привлечь наше внимание красивым рекламным слоганом.
Давайте с вами тоже поиграем. Внимание – психологический тренинг: как скрытая информация транслируется в тексте рекламы и как воздействует на человека?
На экране «нарезка» из рекламных роликов.
Суперупаковка – веселая тусовка (Рекламный слоган M&Ms) Тусовка – веселое собрание, гулянка.
Не кисни, на радуге зависни (Реклама жевательных конфет Skittles) Зависать – подолгу бездельничать, отаваясь в однои и том же месте.
Fanta – оторвись с друзьями (Реклама газированного напитка) Отрываться – отдыхать, расслабляться, отвлекаться, отходить от дел, получать удовольствие, испытывать блаженство.
- Какие чувства вы испытали при просмотре рекламных роликов?
- Захотелось ли приобрести продукт, попробовать его?
- Заметили ошибки?
Вывод: нельзя часто слышать и видеть неправильную речь: зрительная и слуховая память фиксирует ошибки и происходит размывание орфографической зоркости. Все это влияет на языковую культуру человека.
Учитель: И все это, о чем ты сказала, может вместить в себя русский язык? (безграничное море)
- Слово учителя: Каковы языковые особенности рекламы, мы выяснили. А вот как образуются слова в компьютерном и интернет сленге?
- Какую информацию, не говоря уже о пользе, можно почерпнуть из такого СМС?(слайд № 11)
- Кто считает такую форму записи удобной? А кто с этим не согласен?(слайд № 12)
- А теперь представьте себе, что вы получили письмо по электронной почте вот такого характера: (слайд №13)
Оно написано на русском языке? Кто мог написать такое письмо?
Переведите его, пожалуйста, с русского языка на … русский.
(задание для 2-х групп: взрослых и детей)
А теперь проверьте, как вы справились с этой работой.(слайд №14)
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Николай Васильевич Гоголь
Вывод: такой технологический прогресс может уничтожить наше богатство – русский язык.
- Слово учителя: Бедность словаря и низкая культура речи как проблема отмечалась во все времена в разной степени.Еще М.Ю.Лермонтов писал: «Есть речи – значенье темно иль ничтожно…»
- Какой вывод можно сделать из всего, о чем мы сегодня говорили?
- Русский язык – безграничное море? (да, т.к. вмещает в себя и образность, и словотворчество, и просторечия.)
- Нужно ли развивать культуру речи? Делать это надо по необходимости или по требованию души?
- Кем создается языковая реальность?
- Предположите, пожалуйста, путь решения этой проблемы «компьютерного» поколения. Кто по-иному видит этот путь?
(ответить несколькими предложениями).
- Слово учителя: Слово – главное оружие цивилизованного человека. С помощью грамотно построенной фразы можно обратить на себя внимание нужного человека, разрешить возникший спор, показать свою компетентность в том или ином вопросе, выйти из неловкого положения и даже заслужить уважение и доверие окружающих. Современный человек должен соответствовать времени, но языковая культура речи человека должна соответствовать нормам. Потому что слово… Оно какое? А язык каким должен быть? И чем является грамотная речь?
- Вот копилка выводов по этим вопросам. Выберите те определения и выводы, которые, на ваш взгляд, содержат точный ответ.
(На фоне шума моря выполняют эту работу)
Заключительное слово учителя: Вот ключ – он символичен: «этим ключом станет русское слово», оно открывает не только путь к новым знаниям, оно открывает умы и сердца людей. Пусть ваши сердца будут открыты к новым знаниям, к добру, к новым победам.
Языковые особенности современных песен:
- Молчишь. Обидно. Моя вторая половина —
Ммм; я слышу, как ты ко мне неровно дышишь.
Срывает крышу, когда тебя таким я вижу.
Всё забыли, что мы друг другу говорили.
Молчишь, так больно. Сейчас польются слёзы градом.
Ой, не надо сверлить меня суровым взглядом.
Ответы рядом, хоть мы ведём игру нечестно,
Но в этой песне мы всё равно вместе.
Молчишь на меня, молчишь. В плаще у дверей стоишь.
Как туча надо мной висишь. Ну, что ты на меня молчишь?!
2. Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…
Может, это ветерок мои губы колышет…
На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах.
Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //
сказку детскую на полочку положь.
Языковые особенности современных песен:
- Молчишь. Обидно. Моя вторая половина —
Ммм; я слышу, как ты ко мне неровно дышишь.
Срывает крышу, когда тебя таким я вижу.
Всё забыли, что мы друг другу говорили.
Молчишь, так больно. Сейчас польются слёзы градом.
Ой, не надо сверлить меня суровым взглядом.
Ответы рядом, хоть мы ведём игру нечестно,
Но в этой песне мы всё равно вместе.
Молчишь на меня, молчишь. В плаще у дверей стоишь.
Как туча надо мной висишь. Ну, что ты на меня молчишь?!
2. Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…
Может, это ветерок мои губы колышет…
На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах.
Кто твою любовь украл / и чем ее измерить //
сказку детскую на полочку положь.
Языковые особенности рекламы:
Язык хорошей рекламы должен соответствовать ряду требований:
• быть простым и ясным;
• быть ярким, образным, ни в коем случае не скучным;
• учитывать особенности психики потребителей;
• отражать специфику речи целевой аудитории;
• быть оригинальным;
• учитывать психологию восприятия рекламы в разных рекламных средствах
1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?
2)Замечаете ли Вы ошибки в рекламных текстах?
3)Появляется ли желание их исправить?
Реклама – это своего рода игра. И ошибки в текстах допускаются намеренно. Мы прекрасно понимаем, зачем это делается: привлечь наше внимание красивым рекламным слоганом.
Давайте с вами тоже поиграем. Внимание – психологический тренинг: как скрытая информация транслируется в тексте рекламы и как воздействует на человека?
На экране «нарезка» из рекламных роликов.
Суперупаковка – веселая тусовка (Рекламный слоган M&Ms) Тусовка – веселое собрание, гулянка.
Не кисни, на радуге зависни (Реклама жевательных конфет Skittles) Зависать – подолгу бездельничать, отаваясь в однои и том же месте.
Fanta – оторвись с друзьями (Реклама газированного напитка) Отрываться – отдыхать, расслабляться, отвлекаться, отходить от дел, получать удовольствие, испытывать блаженство.
- Какие чувства вы испытали при просмотре рекламных роликов?
- Захотелось ли приобрести продукт, попробовать его?
- Заметили ошибки?
Вывод: нельзя часто слышать и видеть неправильную речь: зрительная и слуховая память фиксирует ошибки и происходит размывание орфографической зоркости. Все это влияет на языковую культуру человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"
Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...
Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс
Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Русский язык. Урок-исследование. 6 класс. Презентация
В помощь учителю...
Урок по русскому языку Урок - исследование с применением игровых форм на тему "«Буквы Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок - исследование с применением игровых форм . Цели: Образовательные: изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительны...
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «Православная Россия в слове мастера художественной прозы И. С. Шмелева»
Этот урок посвящен двум прекрасным мастерам слова и кисти: Ивану Сергеевичу Шмелеву и Борису Михайловичу Кустодеву. И.С. Шмелев написал роман "Лето Господне". Содержание некоторых глав используется на...