Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Окончания прилагательных женского рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Людмила Анатольевна Диппель

Урок разработан для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okonchaniya_prilagatelnyh_zhenskogo_roda.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Окончания имён прилагательных женского рода

Цель: знакомство учащихся с окончаниями имён прилагательных женского рода.

Задачи: формировать умение ставить вопрос и выделять окончания имён прилагательных женского рода;

- развивать и корригировать грамматический строй речи, через проговаривание алгоритма работы с именами прилагательными женского рода; память через повторение изученного материала; зрительную память через использование наглядного материала; умение связно и развёрнуто излагать свои мысли через построение полных ответов на поставленные вопросы.

- воспитывать самостоятельность, желание добиться лучших результатов, чувство взаимопомощи.

Оборудование: демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки для дифференцированной работы на уроке, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Приветствие. Здравствуйте, я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

2. Проверка готовности к уроку. Для того , чтобы начать наш урок, нам нужно проверить, всё ли готово у нас к уроку. Для работы на уроке нам понадобится: рабочая тетрадь, учебник русского языка, ручка с синим стержнем и ручка с зелёным стержнем, простой карандаш, дневник, лист самооценки, карточки с заданием и сигнальные карточки. А ещё нам понадобиться желание трудится!

План урока.  На уроке мы:

- вспомним и закрепим пройденный материал;

- познакомимся с новой темой

- выполним задания и закрепим полученные знания;

- подведём итог нашей работы.

Знакомство с критериями оценивания. Во время урока мы будем использовать самооценку, взаимооценку, а так же вас буду оценивать я, по трёх бальной системе. Давайте проговорим критерии оценки.

В тетради пишу чисто, аккуратно, без ошибок; на вопросы отвечаю правильно, полным ответом;задание выполнил правильно, самостоятельно -3б

В тетради допустил 1-2 ошибки; на вопросы отвечаю правильно, но не всегда полным ответом, при выполнении задания потребовалась небольшая помощь - 2б

В тетради пишу неаккуратно, допускаю ошибки, исправления; затрудняюсь отвечать на вопросы; задания выполняю с помощью-1б

В конце урока подсчитаем набранные баллы и по результатам работы подведём итог.

Кто наберёт за урок 11-12б- за урок получит оценку "5"

                                    8-10б-за урок получит оценку"4"

                                    4-7б-за урок получит оценку "3"

Я уверена, что в конце урока у всех будут только хорошие и отличные оценки.

На уроке мы будем работать, у доски и в тетрадях, все вместе, самостоятельно и в парах. Всё готово. Можно начинать урок.

II. Повторение

Откройте тетради, запишем сегодняшнюю дату, и название работы. Для того чтобы дату записать правильно и без ошибок, давайте все вместе проговорим её /Проговаривание хором/

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним ранее изученный материал. Для этого выполним тестовое задание и задание по карточкам.

Каую часть речи мы с вами изучаем? /прилагательное/

Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке. /Окончания прилагательных мужского рода/

Начинаем работу с тестового задания. Каждый будет работать самостоятельно. Я буду зачитывать вопрос и три варианта ответа, вам нужно выбрать тот вариант который вы посчитаете верным и поднять сигнальную карточку того-же номера, что и выбранный вами вариант ответа.

Каждый оценит себя сам по критериям

Правильно ответили на все вопросы – 3 балла.

1- неправильных ответа– 2 балла.

2-неправильных ответа – 1 балл.

- Как изменяются прилагательные?

        1. По временам

        2. По родам

        3. По именам

- От чего зависит род прилагательного?

        1. От существительного

        2. От глагола

        3. От вопроса

- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

        1. Кто?

        2. Какой?

        3. Куда?

Самооценка. Свои устные ответы оценим в листах самооценки.

3. Выполнение задания

А сейчас мы с вами поработаем по карточкам №1.

Работать будем по группам.

Оценивать будем друг друга.

Если выполнили без ошибок, то ставим 3 балла.

Если допустили 1-2 ошибки, то ставим 2 балла.

Если допустили 3 и более ошибок, то ставим 1 балл.  

Будьте внимательны и постарайтесь заработать высокий балл.

I группа

II группа

Задание: списать словосочетания, вставить пропущенные окончания у прилагательных и выделить их, подчеркнуть прилагательное и указать род.

Сильн.. ветер, липк.. снег, больш.. сугроб.

Задание: списать словосочетания, выделить окончания у прилагательных, подчеркнуть прилагательные, указать род.

Сильный ветер, липкий снег, большой сугроб.

  - Каким вопросом можно проверить окончания имён прилагательных мужского рода?

Обменяйтесь карточками с заданием, проверьте правильнось выполнения задания по слайду. Оцените работу друг друга по критериям. Поставьте карандашом заработанный балл на карточке. Ребята, в листах самооценки поставьте тот балл, который стоит у вас в карточке

Взаимопроверка и взаимооценка.

III. Актуализация знаний.

- Какое явление природы описывают эти словосочетания? /метель/

- Подберите к существительному метель слова, близкие по значению /вьюга, буран, пурга…/

-В какое время года происходят эти явления природы? /зимой/

-определите род существительного ЗИМА /женский род/

-подберите прилагательные к существительному ЗИМА /ученики подбирают/

Слайд зима( какая?) холодн    , снежн

-Какого рода будут прилагательные холодная, снежная?

-Кто догадался над какой темой урока мы будем сегодня работать?

-Тема урока"Окончания прилагательных женского рода"

Определите цель нашего урока

- Что мы должны узнать сегодня на уроке?

/ узнать, какие окончания имеют прилагательные женского рода/

- Чему будем учиться на уроке?

/учимся находить и выделять окончания прилагательных женского рода/

- Что должны сделать, чтобы этому учиться? / Выполнить упражнения и задания/.

Для чего нам нужны знания об окончаниях прилагательных женского рода? /Что бы уметь правильно и красиво говорить и писать/

IV. Изучение новой темы

Ребята, сейчас мы узнаем на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода и какие окончания они имеют.  Для этого выполним задание на карточках№2

- Работать будем все вместе, я у доски а вы в тетрадях. После выполнения я оценю вашу работу по трёхбалльной системе, а вы поставите эти баллы в свои листы самооценки.

1. Выполнение задания 

- На уроке внеклассного чтения мы с вами читали стихотворение Константина Бальмонта, сейчас я вам зачитаю отрывок из этого стихотворения. Внимательно послушайте и скажите, что автор имеет в виду под хрустальной звездой /снежинку/

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

                К. Бальмонт

- Выпишем выделенные имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся. Для этого зададим вопрос от существительного к прилагательному. Определим род прилагательных. Выделим окончание.

Дорога (какая?) дальняя, звезда (какая?) хрустальная.

2. - Ответьте на вопросы:

- Прилагательные какого рода мы выписали? /женского рода/

-От чего зависит род прилагательного?

- Как определить род прилагательного? /по существительному, к которому оно относится/

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? /какая?/

- Какие окончания имеют прилагательные женского рода? /-ая, -яя/

Вывод: Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.

        -Для чего нам это нужно знать и уметь?

/Чтобы использовать в речи прилагательные в правильной форме, правильно писать окончания прилагательных женского рода/

Оценивание учащихся.

ФИЗМИНУТКА Вы много работали, писали, давайте дадим нашим глазам отдохнуть. Закройте глаза и представьте снежинку.

"Снежки"-гимнастика для глаз

V. Закрепление.

Закрепим полученные знания. Для этого мы поработаем по учебнику и  выполним упражнение. Работать будем у доски и в тетрадях.

Свою работу оценим в листах самооценки.

2. Работа по учебнику с.158, упр. 212. 

Я зачитаю текст, а вы внимательно послушайте и скажите о ком он.

- О ком этот текст? /о птицах/

- Как живётся птицам зимой? /плохо, голодно птицам зимой/

- Как мы можем помочь птицам пережить зиму? /нужно делать кормушки, подкармливать птиц крошками хлеба, семечками, пшеничной крупой/

Задание найти в предложении словосочетание существительного с прилагательными женского рода. Выписать словосочетания, от существительного ставим вопрос к прилагательным, выделить окончания прилагательных женского рода.

1е предложение у доски.

Далее работать будем самостоятельно по группам. 

2 и 3 предложение.

(1 группа –         самостоятельно находит в предложении словосочетание существительного с прилагательными женского рода. Выписывает словосочетания, от существительного ставим вопрос к прилагательным женского рода, выделить окончания прилагательных женского рода.

2 группа работает по карточкам Выписать с карточки существительное с вопросом, с опорой на текст найдёт и выпишет из предложения прилагательные женского рода которые относятся к этому существительному, выделит окончания прилагательных женского рода.

3 группа работает по карточкам. Записать словосочетания существительного с прилагательным женского рода, с опорой на учебник, найти и вставить окончания прилагательных женского рода.

Задание. Списать текст. Выделить окончания прилагательных женского рода отметить значком существительное, от которого ставишь вопрос (какая?) к прилагательному. (1 – 3 предложение у доски, 4 самостоятельно)

- Проверьте свою работу. Оцените работу по критериям.                                

Проверка выполненного задания. Самооценка. Оценивание педагога.

- Чему мы учились выполняя это упражнение?

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

- Назови окончания прилагательных женского рода.

3. Объяснение домашнего задания. с. 158, упр. 211.

I группа. Задание: выпиши прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. В скобках ставь вопрос к прилагательному. Укажи род прилагательных. Выдели окончание.

II группа. Задание: выпиши прилагательные. Укажи род прилагательных. Выдели окончание.

VI.        Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?                          

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?         

- Что для этого сделали?

-Для чего нам нужно это знать?

На следующем уроке мы продолжим работу над темой «Окончания имён прилагательных» и разберём прилагательные среднего рода.

VII. Выставление оценок.

У кого больше по 3балла – получают оценку 5.

У кого больше по 2 балла – получают за урок оценку 4.

У кого больше по 1 баллу, те получают оценку -3.

Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).

Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....

Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"

                     Тип урока – урок изучения новой темы...

Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»

Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока  с презентацией....

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода»

Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода» (коррекционная школа, 6 класс)...