Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Не с именами прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Набиуллина Гульназ Наилевна

Разработка урока по русскому языку в 6 классе " Не с именами прилагательными" поможет при планировании и проведении урока- усвоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ne_s_prilagatelnymi.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: НЕ с прилагательными

Цель: усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, формировать правильное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

1 Актуализация прежних знаний. Фронтальный опрос

  1. Что такое имя прилагательное
  2. Как изменяются имена прилагательные?
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете?
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени
  7. По каким признакам мы определяем качественные прилагат?
  8. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  9. Что обозначают  притяжательные прилагат?  На какие вопросы отвечают? (  принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

 Работа по карточкам: НА доске

1.Образовать все степени сравнения прилагательного ВЫСОКИЙ

2.Морфологический разбор прил. березовым из предложения  

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С.Есенин)

СЛАЙД  УСТНАЯ РАЗМИНКА. Определите разряд прилаг.  Составьте с ними предложения .

Папин чертеж    Неприветливый         человек  

Соломенная крыша       Высокий  дом

2. Усвоение  новой темы. Анализ языкового материала (создание проблемной ситуации)

СЛАЙД  

Прочитайте слова. Какие это части речи?   КАКУЮ ОРФОГРАММУ ВЫ УВИДЕЛИ? Что вы знаете о правописании  не с существительными и глаголами? Чем является не в данных примерах?

(Не)настье

(не)друг, а враг

(не)правда

(не)вежа

(не)доумевал

(не)думал

(не)здоровится

Вопрос классу.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Словарная работа  

Объясните значение слова НЕВЕЖА-невежливый некультурный человек.

СЛАЙД    Определяем тему и цель  урока

Прочитайте словосочетания:

Не правдивый, а лживый

Невнимательный ученик

Вовсе не интересный фильм

Не каменный дом

Не мамин шарф

Неряшливый вид

Не здоров

Какие это части речи? Обратите внимание на правописание слов с не. Что вы уже знаете о правописании не?

 А что нового вам предстоит узнать?

СЛАЙД     Попробуйте обозначить гипотезу(предположение, догадка) урока: Не с прилагательными может писаться и слитно, и раздельно.

СЛАЙД    Решаем проблему. Открываем новые знания (коллективное решение проблемы)

ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ. Вам  предложены группы слов. Нужно определить, какой смысл вносит НЕ  в предложения.

  1. Не добрый, а злой.  (Противопоставление)

2. Нисколько не тяжелый, вовсе не мягкий,

ничуть не легкая ноша,  далеко не спокойный ребенок.

(Отрицание)

Сделайте вывод, когда не с прилагательными пишется раздельно.

СЛАЙД       Продолжим наблюдения

Понаблюдайте  за особенностями другой группы:

3. Не деревянный дом, не глиняный кувшин- относительные прилагат.

4.Не заячий след, не бабушкины очки- притяжательные прилаг

Сделайте вывод о раздельном написании прилагательных с не.

СЛАЙД   Продолжим наблюдения

1.ненастный

неряшливый

Ненавистный

Неряшлив

ненавистен

2. Неопрятный-грязный  неаккуратный

Невысокий-низкий

Невнимательный- рассеянный, небрежный

Чем является не в приведённых словах?

Сделайте вывод, когда не с прилагательными пишется слитно.

СЛАЙД   Обобщим наблюдения  

СЛАЙД Обобщим наблюдения . Сделайте общий вывод о слитном и раздельном   написании прилагательных с не .

РАБОТА В ПАРЕ Выпишите условия слитного и раздельного написания не с прилаг.и обсудите в паре.

Первый ученик-условия слитного написания, второй-условия раздельного написания.

СЛАЙД  НЕ с прилагательными-  По цепочке устное комментирование

Неприветливый взгляд- мрачный, хмурый

Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, вы должны сесть , если раздельно – встать

Слитно СЕСТЬ                                                                                       Раздельно-сесть

нечаянная встреча

нестрогий человек

неожиданное известие

неглубокий овраг

небрежный почерк

далеко не удачный ответ

не скучная, а интересная книга

не мягкий, а твёрдый хлеб

       не кирпичный дом

3.Закрепление материала. Формирование умений и навыков. (задания на отработку навыков новых знаний).

1.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение 357(письм)

2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( Применение знаний и умений )

- Предлагаю вам выполнить тест:

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

б) раздельно

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

- Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа «4» - 3 верных ответа

«3» - 2 верных ответа

- У кого всё получилось – поднимите руки.

3. Объяснительный диктант

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка. не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

4. Обобщение изученного. Подведение итогов

Рефлексия

Выберите одну фразу и продолжите ее

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...

Дача домашнего задания.П62, упр359+ творческое задание по рядам.

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча    

почерк      

работа

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача     рассказ     погода

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик   

молчаливый человек

плохая погода  

 грубый мальчик

ОТВЕТ

1 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся слитно:

встреча (нерадостная, невеселая, неожиданная, нечаянная)

почерк (неразборчивый, некрасивый, небрежный, неаккуратный)

работа (нетрудная, небрежная, нелегкая, ненужная, недобросовестная)

2 ряд. К данным существительным подобрать прилагательные, которые с НЕ пишутся раздельно:

задача (нетрудная, а легкая; отнюдь не легкая)

рассказ (не интересный, а скучный; нисколько не занимательный)

погода (не солнечная, а пасмурная; совсем не жаркая)

3 ряд. Заменить прилагательные синонимами с НЕ:

рассеянный ученик  (невнимательный)

молчаливый человек (неразговорчивый)

плохая погода (ненастная)

грубый мальчик (невоспитанный, невежественный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...