Рабочий лист "Чередующиеся корни"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Абрамова Евгения Александровна

для изучения новой темы урока Материал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения

Теория

Значения корней

ГОР / ГАР (общее знач. – горение, высокие температуры)

КЛОН / КЛАН (общее знач. – нагибаться)

ТВОР / ТВАР (общее знач. – делать, творить, созадвать)

ЗАР / ЗОР (общее знач. – свет)

ПЛАВ / ПЛОВ / ПЛЫВ  (общее знач. – плавать)

Омонимичные корни

Корни с чередованием

Омонимичные корни

гор-: загорать, угорелый, догорая, горелка, горючее

гор- (гора): горняк, горняцкий, гористый

гор- (горе):  горевать, пригорюниться

горьк- (горький): горьковатый, горчит, горчица

твор-: творение, творить, творительный, вытворять, претворить, притворяться, сотворение

твор- (в знач. «открыть», «закрыть»): затворить, затвор, притворить, створка

от-вар (в знач. «варить»): отварить (картофель).

зар-/зор-: заря, заревой, зарница, зарничный, озарение, озаренность, озарить, озарять(ся), зарянка (птица), заря-заряница.

зар-/зор- (в знач. «зрение»): зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый;

зар-/зор- (в других значениях): позор, узор, озорничать, озоровать, озорной;  разориться, разорение.

Правописание корней

В корнях гор / гар, твор / твар, клон / клан, зор /зар, плов / плав /плыв под ударением (в сильной позиции) пишем ту гласную, которую слышим (загАр, твОрчество, поклОн, зОрька, плАвать).

Без ударения пишем О

Без ударения пишем А

гор

клон

твор

зар

плав

загОре́ть, подгОре́лый

поклОни́лся, склОне́ние

твОре́ц, стихотвОре́ние

зАря́, зАрни́ца

поплАвок, плАву́чий

Исключения:

пригАрь, выгАрки, изгАрь

Исключения:

утвАрь

Исключения:

плОвец , плОвчиха, плЫвуны

В глаголе плыть и словах, образованных от него, пишем букву ы независимо от ударения в слове: проплы́ть, проплыва́ть, заплы́ть, заплыва́ть, доплы́ть, доплыва́ть, переплы́ть, переплыва́ть, заплы́в и др.

Упражнения для закрепления

Упражнение 1

Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные буквы в безударном положении.

Г…ремыка, г…рластый, горечь, гарь, разг…рячённый, г…рбушка, г…ревать, приг…релый, пригорок, г…рловина, г…рчить, г…рбыль, заг…рать, приг…рюниться, г…рняк, г…рячка, г…ристый, г…рение, г…рловой, разгар, сгорбиться, г…рьковатый, г…рлодёр, разг…раться, горестный, г…рючее (бензин), г…релка, сг…ряча, горец, косогор, загар, г…рбатый, уг…реть, муха-г…рюха, г…рбуша (рыба), угарный, пог…рячиться, перег…реть, Конёк-Г…рбунок, огарок, горесть, перегар, г…рючие (слёзы).

Корни с чередованием

Омонимичные корни

Горе, беда

Возвышенность

Выпуклость

Вкус

Глотка

Упражнение 2

Распределите слова по группам. Вставьте пропущенные безударные гласные.

Раз…рение, оз…рение, оз…рница, з…рница, узорный, взор, беспризорный, опозориться, узорчатый, оз…рничать, оз…рённый, зазорный, раз…рительный, дозорный, оз…рной, зори, позорище, узористый, зоркий, зорька, зарево, позорный, оз…рова́ть, проз…рли́вый, обзор.

Корни с чередованием

Омонимичные корни

Опустошить

Смотреть

Украшение

Постыдный

Шалить

Упражнение 3

Данные слова распределите в два столбика: с ударной гласной в корне и с безударной гласной. Вставьте пропущенные безударные гласные.

1) Поклон, покл…няться, кланяться, склонность, скл…ниться, уклон, укл…няться, уклончивый, поклонник, прекл…нение, наклонный, скл…нение, раскланяться, преклонный.

С ударной гласной

С безударной гласной

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

2) Сотв…рение, творчество, тварь, тв…рец, миротворец, стихотв…рение, благотв…рительный, утварь, вытв…рять, притв…риться, чудотворный, умиротв…рение.

С ударной гласной

С безударной гласной

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Упражнение 4

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов с чередующимися гласными.

  1. Заг…релый, заг…рать, заг…реться, дог…реть, подг…реть, самовозг…рание, уг…реть, г…релка.
  2. Накл…нить, покл…ниться, скл…няемый, прекл…нить (колени), прикл…нить (голову), откл…нение, скл…нять.
  3. Притв…рить (дверь), затв…рить; тв…рить, тв…рец, сотв…рить, натв…рить; претв…рить (в жизнь), претв…рение; благотв…рительность; одухотв…рённый; тв…рительный; притв…ряться.
  4. З…ря, з…рницы, оз…рение, оз…рять, оз…риться, з…ревой, з…рничный.

Упражнение 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните морфемный и словообразовательный разборы выделенных слов.

Многие из вас ребята летом мечтают получше заг…реть. Но заг…рать надо с умом постепенно и осторожно. Иначе можно обг…реть и сотв…рить большой вред своему здоровью. Лучше всего заг…рать на утренней или вечерней з…ре. Рано утром солнце нежно и ласково оз…ряет землю и ещё не опаляет её. И к вечеру солнечный шар скл…няется к закату и уже не палит и не жжёт. Пылает г…рит пожаром солнечный закат но никому не тв…рит зла и тихо дог…рает к ночи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...

Типичные ошибки в решении задания С1(потеря корней, появление «посторонних» корней)

В презентации для подготовки к ЕГЭ по математике представлены решения двух заданий (тригонометрических уравнений), где подробно рассмотрены возможности появления посторонних корней и  потери корн...

Авторские дидактические материалы. 8класс. Контрольная работа №3 по теме:Функция квадратного корня. Свойства квадратного корня.

Работа состоит из двух вариантов.Для учащихся среднего и слабого уровня подготовленности....