Контрольная работа по русскому языку 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Жаркой Нина

Контрольная работа по блоку № 4 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый контроль по блоку № 4

(пр. Гусаровой И., 10 класс)   

Вариант 1

I. Орфографический практикум

1.1. Определите слово с приставкой пре- : 
А) пр…писать         В) пр…дорожный         С) пр…мудрый         Д) пр…сесть         Е) пр…смотреться

1.2. Определите слово с приставкой при-. 
А) п        р…одолеть препятствия                  В) пр…рвать речь                  С) пр…градить путь
D) пр…думать упражнение                         Е) пр…красный ответ

1.3. Определите слово с пропущенной гласной -и-. 
А) пр…людия                 В) пр…ключение         С) пр…стиж                 D) пр…зидент          Е) пр…тендент

1.4. Пропущена буква -Е 
A) пр…граждать, пр…небрегать, пр…смыкающие                  B) пр…бежище, пр…ввивать, пр…вскочить
C) пр…касаться, пр…мыкать, пр…мирение                         D) пр…оритет, пр…ключение, пр…своить
E) пр…балтийский, пр…чудливый, пр…видение

1.5. Пропущена буква -И 
A) пр…граждать, пр…небрегать, пр…следовать                B) пр…чуда, пр…зывник, пр…стройка
C) пр…пираться, пр…тензия, пр…успевание                D) пр…парат, пр…льстить, пр…провождать
E) пр…сечь, пр…обладать, пр…людия
1.6. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 
A) придумать                 B) природа                 C) приехать                 D) привстать                E) прибрежный

1.7. Укажите слово, в котором есть приставка при- 
A) привет                 B) прилежный         C) привстать                 D) приключение         E) причина

II. Пунктуационный практикум

2.1. Укажите цифру(ы), на месте которой(ых)  в пр-ии должны стоять  запятые.

            Ветер (1) шумя и шелестя в березняке (2) перебегал в поля (3) покрытые белыми цветами (4) и (5) его дуновение создавало приятную прохладу.

2.2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

        Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу.                                      (Казакевич Э.)

2.3. Укажите предложение(-я) с пунктуационной ошибкой:

1) Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление.

2) Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином.

3) И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует.

4) Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

5) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

III. Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста.

        Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разных соревнованиях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

        Это не только не нужно, но и невозможно.  Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

        Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память  по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введённая в современность.

( Д.Лихачёв)

Итоговый контроль по блоку № 4

(пр. Гусаровой И., 10 класс)   

Вариант 2

I. Орфографический практикум

1.1. Определите слово с приставкой пре- : 
А) пр…думать упражнение                 В) пр…ветствовать победителя         С) пр…одолеть пр…пятствие
D) пр…гласить на праздник                 Е) пр…чина поражения
1.2. Определите слово с пропущенной гласной -и-. 
А) пр…зидиум         В) пр…лежный         С) пр…валировать         D) пр…мировать         Е) пр…цедент

1.3. Определите слово с пропущенной гласной -е-. 
А) пр…оритет         В) Пр…вилегия         С) пр…митивный         D) пр…мьера                 Е) пр…мер
1.4. Пропущена буква -Е 
A) пр…хвастнуть, пр…дираться, пр…рост                         B) пр…следовать, пр…пираться, пр…тензия
C) пр…тязание, пр…мыкать, пр…мирение                        D) пр…щурить, пр…брежный, пр…усадебный
E) пр…стегнуть, пр…глушить, пр…ближенный

1.5. Пропущена буква -И 
A) пр…парат, пр…зидиум, пр…рекания                B) пр…успевание, пр…сечь, пр…одоление
C) пр…сказка, пр…волье, пр…морье                 D) пр….терпеть, пр….образования, пр…образование
E) пр….дание, пр…вращение, пр…восходство
1.6. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 
A) приозерье                 B) привстать                 C) приклеить                 D) прибить                 E) приключение
1.7. Укажите слово, в котором есть приставка при- 
A) приоритет                 B) примитивный         C) привилегия                 D) приозерный         E) причина

II. Пунктуационный практикум

2.1. Укажите цифру(ы), на месте которой(ых)  в предложении должны стоять  запятые.

             Мать успела узнать у соседей все подробности происшествия (1) и (2) встревоженная, сердитая (3) она стояла на крыльце  (4) поджидая Николеньку.

2.2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

        Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо.                                                                    (Паустовский К.)

2.3. Укажите предложение(-я)  с пунктуационной ошибкой:

1) Нигде, ни в чём ей нет отрады и облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвётся пополам.

2) Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день...

3) Ты меня манила песней рая, и с тобой мы встретимся в раю.

4) Когда пахнул сырой холодный ветер, ущелье загудело и пошёл мелкий дождь.

III. Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста.

        В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

        Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

        Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.

        Всё никнет, только человек не сдаётся. С рассвета уж горят печи в избах, дым мотается над сёлами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стёклам.

        Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.

        Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнувшим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

(К. Паустовский)

        

Итоговый контроль по блоку № 4

(пр. Гусаровой И., 10 класс)   

Вариант 3

I. Орфографический практикум

1.1. В каком слове пишется приставка пре-?

А) пр_брежный                В) пр_остановиться                 С) пр_прятать        D) пр_увеличить

1.2. В каком слове пишется приставка при-?

А) пр_успеть                        В) пр_вращать                С) пр…жать                D) пр_провождать.

1.3. Найдите вариант с орфографической ошибкой

А) президент                        В) презирать                        С) преоритет                D) президиум

1.4. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

А) пр…хорошенький        В) пр…брежный                С) пр…стегнуть        D) пр…открыть

1.5. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

А) пр…слушиваться                В) пр…нахмурилась                С) пр…давать        D) пр…летел

1.6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

А) пр_образователь, пр_школьный, пр_успевать                В) пр_лунится, пр_красный, пр_рвать

С) пр_остановить, пр_прятать, пр_верженный                D) пр_касаться, пр_мерять, пр_взойти

1.7. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 
A) прибавить                B) приблизить                 C) приморский           D) причина                 E) пришить

II. Пунктуационный практикум

2.1. Укажите цифру(ы), на месте которой(ых)  в предложении должны стоять  запятые.

             В этот  тихий час не было слышно в лесу ни звука (1) ни шороха  (2) и  в  воздухе  чувствовался медвяный  запах трав (3) и  луговых  цветов.

2.2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

        Дивизия двинулась дальше, (1) на Варшаву, (2) а я, (3) проболтавшись дней десять в Люблине, (4) был эвакуирован в тыл, (5) и воевать мне больше не пришлось.                                                   (Некрасов В.)

2.3. В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка  и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд.

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии...

III. Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста.

        Государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не  разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым  законом  и процедурами, что такое разлучение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребёнком или не заботятся о нём или когда родители  проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребёнка.

        Государства-участники уважают права ребёнка, который разлучается с одним или обоими родителями, рекомендуют поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка.

(из Конвенции ООН о правах ребёнка)

Итоговый контроль по блоку № 4

(пр. Гусаровой И., 10 класс)   

Вариант 4

I. Орфографический практикум

1.1. В каком слове пишется приставка пре-?

А) пр_ломление                В) при_щурить                 С) пр_ключения                 D)пр_станище

1.2. В каком слове пишется приставка при-?

А) пр_сечь                         В) пр_искусный                  С) пр_рекания                 D) пр_тязания

1.3. Найдите вариант с орфографической ошибкой

А) препятствие                В) прихрабрая                        С) преступление                D) привередливый
1.4. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

А) пр…хлынут                В) пр…лечь                        С) пр…милый                D) пр…пятствие

1.5. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

А) пр…слушиваться                В) пр…нахмурилась                С) пр…летел                        D) пр…давать

1.6. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

А) пр_верженец, пр_тяжение, пр_сечь                        В) пр_служиваться, пр_низить, пр_бирать

С) пр_одолеть, пр_забавный, пр_поднять                        D) пр_образованный, пр_полярный, пр_дисловие

1.7. Укажите слово, в котором при- входит в состав корня 
A) прилететь                 B) приехать                 C) прибежать        D) прибрежный        E) пример

II. Пунктуационный практикум

2.1. Укажите цифру(ы), на месте которой(ых)  в предложении должны стоять  запятые.

            Селифан  посмотрел  на  Чичикова  (1)  и  что-то невнятно  произнёс (2)   однако  его  бормотание  не  произвело  на  Павла  Ивановича (3) глядевшего  в другую  сторону (4) и не реагировавшего  на  слугу (5)  никакого  впечатления.

2.2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

        В этих безлюдных зеленых переулках асфальт встречался редко, (1) зато было много дощатых тротуаров. Я с тех пор навсегда запомнил, (2) как хорошо пружинят доски под колесами. Иногда, (3) правда, (4) колеса проваливались в щели, (5) но Серёжка легко их выдергивал и вёз меня дальше...  (Крапивин В.)

2.3.Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное],  и [двусоставное].

1) На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

2)  Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

3)  На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

III. Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст. Выявите его стилеобразующие черты и языковые особенности: лексические, морфологические, синтаксические. Определите стиль текста.

        

ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ

        На Соборной площади Московского Кремля между Грановитой палатой и Успенским собором находится небольшой одноглавый храм – церковь Ризоположения, которая была построена в 1485 году псковскими мастерами.

        Тонкие стройные пилястры с капителями делят фасад здания на три части, каждая их которых оканчивается вверху аркой. Такие же арки украшают апсиды и портал. По стенам протянулись два орнаментальных пояса. Они выполнены из терракоты. Такие же пояски расположены и на трёх апсидах. Всё здание венчает шлемовидный купол, легко возносящийся на высоком цилиндрической формы барабане с прорезанными окнами, пропускающими свет внутрь здания.

(По Э. Саликовой)

Ключ

I

II

III

IV

часть I 

1.1

C

C

D

A

1.2

D

B

C

D

1.3

B

D

C

B

1.4

A

B

D

A

1.5

B

C

C

D

1.6

B

E

C

B

1.7

C

D

D

E

всего

7

7

7

7

часть II

2.1

1,2,3,4,5

1,2,3,4

1,2

2,3,5

2.2

2,3

1,4

2,5

1,5

2.3

3,3,5

1

2

1

всего

3

3

3

3

часть III

жанр

лексич.

морфол.

синтакс.

грамот.

публицистический-1

1

1

1

орф-пунк-грам-3б

художественный-1

1

1

1

орф-пунк-грам-3б

официально-деловой-1

1

1

1

орф-пунк-грам-3б

научный-1

1

1

1

орф-пунк-грам-3б

всего

7

7

7

7

ИТОГО

17

17

17

17

отметка

«5» - 17б

«4» - 13-16б

«3» - 9-12б

«2» - 0-8б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...