Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Зарекеева Сабина Нуралыевна

Цели деятельности педагога

Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников, развивать речь.

Задачи:

Определять причастие в текстах, находить отличительные признаки  причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении.

Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий.

Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

РАЗРАБОТАЛА: ЗАРЕКЕЕВА С.Н.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Цели деятельности педагога

Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников, развивать речь.

Задачи:

Определять причастие в текстах, находить отличительные признаки  причастия: вид, вопросы, время, род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении.

Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий.

Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, находить и исправлять ошибки в употреблении причастий, определять вид и время причастий.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, видеоролик «Экологические проблемы», раздаточный материал (карточки для рефлексии, смайлы),  материал на печатной основе для составления кластера «Фишбоун»

Основные понятия

Причастие, действительные и страдательные причастия, причастный оборот, морфологические признаки причастия

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организа-   ции
совзаимо-
действия
на уроке

УУД

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята, садитесь. Начать сегодняшний  урок я бы хотела стихотворением:

Начинаем наш урок.

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел нам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Слушают учителя, настраивают-ся на урок

Группо-вая

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.

Регулятивные: занимаются целеполаганием, постановкой учебных задач.

2. Рефлексия настроения

   

Беседа

Мне очень хочется, чтобы эти строки стали девизом нашего учебного занятия, а сейчас нам нужно узнать, в каком настроении вы пришли сегодня в школу. На столах у вас лежат смайлики, поднимите тот, который соответствует вашему настроению.

Хорошо, многие порадовали меня весело улыбающимися смайлами,  но я надеюсь, что к концу урока грустных улыбок не будет.

Оценивают настроение, показывают учителю смайлы

Группо-вая работа

3. Проблемная ситуация, формулировка темы урока, целеполагание

Ребята, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Четырнадцатое ноября, классная работа.

Для того чтобы определить тему нашего урока, я зачитаю загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

-Какова тема нашего урока? (обобщение изученного материала по теме «Причастие»). Давайте запишем тему в тетрадь, а теперь найдем в формулировке темы слово, выраженное причастием (изученного), выделим суффикс и укажем синтаксическую функцию   (-енн-, определение).

- Какова цель? (обобщить материал)

- Задачи? ( вспомнить, что такое причастный оборот, как расставить знаки препинания при нем, поговорить о морфологических признаках причастия, отработать умение употреблять причастия в речи, тренироваться в правописании суффиксов, слитного и раздельного написания не с причастиями).

Слушают загадку, пытаются сформулировать тему урока, ставят перед  собой задачи

Группо-вая

4. Работа  с листом самооценки знаний на первичном этапе урока

Теперь поработаем с листом самоконтроля. Знаками плюс и минус обозначьте уверенность в указанных ситуациях на начало урока.

Работают с листами оценивания знаний, выделяют места затруднения

Фронтальная

Регулятивные: определяют забытый / неусвоенный материал

5. Актуализация знаний. Составление кластера «фишбоун»

Актуализация знаний, составление кластера, определение морфологических признаков на слух

Ребята, на доске изображен кластер в виде скелета рыбы, а называется он «Фишбоун». Как переводится это слово с английского языка? (Рыбий скелет).  Нам нужно заполнить его, чтобы рыба ожила. А для этого, вспомним все, что мы  знаем о причастии. Итак, голова называется причастие, давайте вспомним, что обозначает причастие? (Признак, проявляющийся во времени). А теперь подумаем, как нужно назвать ось позвоночника? (Морфологические признаки.) Хорошо, а теперь давайте вспоминать морфологические признаки, причем разместим мы их так – сверху постоянные, а снизу – непостоянные. (Действительное, страдательное, время, вид – полная/краткая форма, падеж (в полной форме), число, род в ед.ч.)

И единственное, о чем мы не сказали, это синтаксическая функция  (определение, сказуемое).

  Молодцы, мы справились и продолжаем работу

Слушают вопросы учителя, отвечают на них

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют

ошибки. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Практическая деятельность по теме

Работа по образованию причастий

Молодцы, ребята, а теперь давайте вспомним, как образуются причастия  и выполним упражнение, выделим суффиксы причастий:

(Проблемы), которые побуждают к действию – побуждающие. Почему выбираем суффикс –ющ-?

(Человек), который обидел природу  - обидевший. Почему перед суффиксом –вш- пишем е?

(Река), которую загрязняют –  загрязняемая. От чего зависит написание суффиксов –ем-/-им-?

(Мусор), который выбросили -  выброшенный. Какому правилу подчиняется написание суффикса – енн-?

(Цветок), который сорвали – сорванный. Почему написали НН?                    

Занимаются образованием причастий, выделяют суффиксы, комментируют

Индивидуальная

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.

7. Игровая деятельность по теме «Собери мозаику»

Предложения, разделенные на слова представляют мозаику.

Природа, загрязненная отходами производства, взывает о помощи.

Закопанный в  землю пластик будет разлагаться в течение пятидесяти-пятисот лет.

Как расставить знаки препинания в предложении с причастным оборотом?  

Собирают мозаику, совещаются, исправляют ошибки

Парная

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля при работе в парах.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно, помогают друг другу.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями.

8 Работа с текстом

Текст с заданиями

Работа с текстом

Определите стиль текста, тему, основную мысль.

…В последнее время экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волну…щих относятся проблемы, связа…ые3 с загрязнением окружа….щей3 среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Тревожная обстановка наблюдается и в нашей Республике. С каждым годом уровень загрязнения реки Мокша возрастает, а значит, загрязняются Ока и Волга. Нужно помнить, что будущее планеты зависит от каждого из нас. Внеси и ты  свой вклад в улучшение экологической ситуации города, Республики, страны, Земли!  

Д. Кулагина

Выполнение морфологического разбора:

1.Связанные (какие?)-прич. Н.ф.-связанный

2.Страд, сов.в., прош.вр; полная ф., мн.ч, И.п.

3. Определение

1.Окружающей – какой? Прич. Н.ф.-окружающий;

2.Действ, наст.вр, нес.в,; ед.ч, ж.р, Р.п.

3.Определение

Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания

Фронта-льая

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно, высказывают мнение.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями.

9 Просмотр видео

Видеоролик на экологическую тематику

Смотрят фрагмент документаль-ного фильма «Дом»

Фронтальная

Личностные: смотрят фрагмент фильма, расширяют знания в области экологии.  

10.Работа р/р

Составление предложений с причастным оборотом на тему «Экология»

Ребята, посмотрите, как много экологических проблем на нашей планете. Давайте составим на эту тему предложения, используя причастные обороты.

Составляют предложения, зачитывают

Индивидуальная

Коммуникативные: развивают речь, составляют предложения.

Личностные: делятся личным мнением

11. Закрепление материала. Игра «Да-нет»

Определение верных и неверных суждений на слух

Пришло время закрепить материал, давайте поиграем в игру «Да-нет», я буду зачитывать суждения, а вы поднимать флажки: желтый, если вы согласны с утверждением, красный – не согласны.

Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного +

Причастия не имеют будущего времени +

У причастий нет краткой формы -

Причастия всегда являются определениями в предложении.  -

На правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени спряжение глагола не влияет. -

Слушают утверждения, поднимают флажки, показывая ответ

Фронтальная

Личностные: желают выполнить работу безошибочно, проверяют знания

12. Рефлексия. Работа  с листом самооценки знаний на конечном этапе урока

Лист рефлексии знаний

Ребята, теперь снова обратимся к листу самооценивания. Напротив каждого суждения поставьте плюс или минус, чтобы выявить, на какие моменты следует обратить внимание дома.

Ставят метки в листах самооценивания, выявляют трудности.

Фронтальная

Личностные: выявляют места затруднения.

13.Выставление оценок, домашнее задание

14.Рефлексия настроения

Улыбки (раздаточный материал)

Ребята, вам понравился урок? Покажите, какое у вас настроение, поднимите подходящий смайлик. Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...