Открытый урок на тему: "Грамотная речь как показатель культуры современного человека."
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Преподаватель русского языка и литературы Багулова Л.Т. провела открытый урок в группе ПК-22 «Повар, кондитер» на тему: «Грамотная речь как показатель культуры современного человека».
На уроке студенты познакомились с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи. Также развили способность чётко и точно излагать собственную точку зрения, продолжили знакомство с типами речевых и грамматических ошибок.
Вместе с преподавателем ребята находили в речи дикторов, корреспондентов, ведущих новостных телепередач, слова, отходящие от литературных норм. Ребята искали ошибки в речи телеведущих А.Малахова, Л.Гузеевой, Д.Губерниева. В рубрике «Уверен, как сказать!» обучающиеся произносили слова, правильно поставив ударение: баловАть, вручИт, донЕльзя, красИвее. В конце урока студенты выступили с публичной речью, подготовив небольшие сообщения. Степанова Люда рассказала о качествах, которые она ценит в человеке. Аблясова Карина поделилась своими мыслями о том, чем опасен равнодушный человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent_otkrytyy.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
Тема урока: «Грамотная речь как показатель культуры современного человека»
Уверен, как сказать! БаловАть, включИм, вручИт, донЕльзя, исчЕрпать, красИвее, намЕрение, насорИт, облегчИть, принУдить, срЕдствами, экспЕрт, мастерскИ, обеспЕчение.
Речевые ошибки
Произнесите строки Н. Рыленкова А) тоном совета; Б) тоном ответа на обидные слова Со словом обидным нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться
Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на – анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин
Речевые ошибки Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. Мама наложила вето на решение отца купить сыну компьютер. На уроках физкультуры мы выстраиваемся в строго определённую иерархию.
Образ оратора (кто говорит) При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% – КТО оратор, что он из себя представляет; 30% – КАК оратор говорит; 10% – ЧТО он говорит. 1. Одежда. 2. Положение сидя или стоя. 3. Выражение лица (мимика). 4. Жесты. 1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации.
Мы будем упражняться при помощи современных скороговорок (читаем по цепочке): Макака коалу в какао макала. Коала какао лениво лакала. Рыжие тролли ели роллы, летя на лыжероллерах. Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное. Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная. Бобр, будь добр, добудь кобр. Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!
Публичная речь (монолог) 1. Доброта делает человека красивым. 2. Чем опасен равнодушный человек? 3. Качества, которые я ценю в человеке. 4. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. 5. Старость не может быть счастьем? 6. Язык есть вековой труд целого человечества. 7. Счастье - побудительный мотив любых поступков.
Задорнов Михаил Николаевич 70 лет со дня рождения Советский и российский писатель-сатирик, драматург, юморист, актёр, замечательный человек, а также известный автор гипотез в области этимологии русских слов и истории славянства, член Союза писателей России.
Хотя правильность речи есть понятие изменчивое, но в каждую данную эпоху существуют очень стойкие нормы правильного литературного языка, обязательные для всех образованных культурных людей. К.И.Чуковский
Домашнее задание: Подготовить публичную речь по представленным темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.Цели урока:Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за...
Открытый урок по теме: «Грамотный потребитель»
. Урок – путешествие по статьям Закона РФ «О защите прав потребителей»....
презентация открытого урока по русскому языку в 11 классе "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека."
Презентация открытого урока в 11 классе "Грамотная речь как показатель культуры человека" содержит основные этапы урока, дидактические материалы для выполнения групповых заданий. Предполагается подгот...
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.Цели урока:Познавательный аспект: повт...
Урок в 11 классе по теме "Грамотная речь как показатель культуры человека"
Повторительно-обобщающий урок-практикум, где отрабатывается понятие языковая норма, проводится наблюдение за изменениями, происходящими в языке в связи с развитием общества. Анализируется и закрепляет...
Открытый урок русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"
Урок направлен на понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять.В ходе урока проводится продуктивная подготовк...
Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Урок русского языка в 10 -11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека»....