Секреты групповой и командной деятельности на уроках русского языка и литературы
материал по русскому языку (6 класс)

Методический материал (представление педагогического опыта) для выступленияе на Открытом педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секреты групповой и командной работы на уроках русского языка и литературы

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания русского языка. Сегодня каждый учитель, который стремится идти в ногу со временем, должен ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, направленных на успешную реализацию учебно-воспитательного процесса.

Нет, пожалуй, такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.

Именно поэтому групповой вид деятельности в системе российского образования является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет организовать совместную деятельность учащихся, нацеливает на сотрудничество и взаимопомощь, развивает коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.

Групповые формы работы  на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Работа в группе дает возможность самому определять цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.  К тому же групповая форма работы – одна из любимых форм работы учеников. Наверное, главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что помогает развивать творческие способности учеников, делает урок непринужденным и интересным. Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков: «слабые» ученики могут отсидеться, списать, уровень дисциплины снижается, на уроке появляется шум, мешающий другим.

В модели совместной деятельности  в группе можно выделить пять элементов:

позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимся того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;

личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;

индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;

навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;

совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно. 

Обсуждение процесса работы.

Можно задать ученикам вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?». Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. У педагога появляется надежда, что в следующий раз обсуждение пройдет успешнее уже потому, что некоторые учащиеся осознали законы обсуждения, увидели возможности самосовершенствования.

Распределение учеников в группе. Величина группы может быть различной. Она колеблется в пределе от 2 до 6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Подбор состава учебной группы необходимо осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании их одноклассников. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что даже таких важных данных, как успеваемость, недостаточно для решения вопросов, связанных с персональным комплектованием группы. Педагог должен учесть характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. Необходимо учитывать и психологическую совместимость учеников в группе.                  К выбору консультанта, ответственного за работу в группе, тоже следует относиться серьезно. Педагогические исследования показали, что факт высокой успеваемости отличника определяющим образом не влияет на взаимоотношения в ученической группе.

Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Групповая форма работы сразу может не получиться (иногда требуется несколько уроков адаптации). Сначала групповую форму работы используем на небольших по времени этапах урока. Иногда групповая форма используется на этапе сообщения новых знаний (защита эскизов по теме), а иногда на этапе закрепления, когда, например, каждая группа заполняет свою часть обобщающей таблицы. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы или при ответах на вопросы, есть уроки, полностью идущие в группе, а иногда на уроке нет и вовсе групповой формы работы. Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения.

Приведу несколько примеров применения групповой формы работы на уроках русского языка и литературы.           

Больше всего внимания на уроках русского языка отводится отработке орфографии и пунктуации. Не секрет, что, даже зная все правила и способы проверки, дети не могут безошибочно писать. При  подготовке к контрольному диктанту, я провожу несколько тренировочных диктантов. После написания диктанта и самостоятельной проверки, дети обмениваются тетрадями и проверяют работы друг у друга. Очень часто дети находят ошибки в чужих диктантах, не замечая подобных ошибок в своих работах. Данный вид работы нацелен на отработку способов проверки. После взаимной проверки и индивидуальной работы над ошибками составляют перечень орфограмм, на которые были допущены ошибки. Группы обмениваются листочками с перечнем орфограмм, а к следующему уроку готовят словарный диктант с пропуском орфограмм друг для друга.

Т.к. в групповой работе уже заложен некий элемент игры, то часто идет совмещение этой формы работы с игровыми технологиями. В конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Третий лишний», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Я загадала орфограмму», «Вырасти дерево» и т.д. Очень нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения, а также в начале урока как организующий момент или в конце урока, если остается время. Класс делится на группы, например, по рядам. От каждого ряда выходит к доске первый представитель, пишет слово на определенную орфограмму. Написал правильно – выходит второй ученик ряда, нет – остался на следующее слово. Какой ряд первым пройдет испытание, тот и победитель. Как это заставляет учеников концентрировать свое внимание, память, нести ответственность не только за себя, но и за всех учеников ряда! Или же эстафета похожая, но чуть-чуть иная: листочек с заданием берет консультант у учителя, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время привести больше примеров. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.    

 Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и «Кто быстрее и больше», где выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)  «Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых или имена числительные.

Особой популярностью у учеников пользуются живые игры при морфемном разборе. Каждая группа имеет набор карточек с условными значками морфем. Даю слово, а группа должна выстроиться у доски согласно морфемному составу. Можно дать одно слово для всех групп, кто сделает быстрее и качественнее морфемный разбор, можно давать каждой группе свое слово. Полезно спросить у «живых морфем» о своем значении.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.      

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. На доске заранее записаны вопросы, отвечая на которые, учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения.

Очень часто провожу по группам работу по развитию речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам в среднем звене, и фрагменты сочинений различных стилей в старших классах, и подготовка к ГИА и ЕГЭ по блоку С, когда группы работают с разными частями сочинения (1-я - выявляет проблему текста, 2-я - комментирует позицию автора, 3-я – ищет свои аргументы и т.д.).

Работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе.  Дается текст, где учащиеся должны восстановить нужные фрагменты, чтобы получить авторский (слова для справок можно дать, а можно усложнить задание, исключив слова для справки).

Эффективна работа в группах по составлению плана к разным темам сочинения, подбор рабочего материала к разным пунктам плана (одна группа, к примеру, работает над отбором материала для описания внешности героя, другая – характера).

        А уж такие темы речи, как диалог, составление ролевых диалогов («В магазине», «В библиотеке», «В автобусе»), вежливые слова, речевой этикет без групповой формы просто даже и не представляю.

Можно использовать для работы в группе и домашние задания. Например, во время изучения «Служебных частей речи» в 7 классе подготовить для взаимодиктанта словосочетания с производными предлогами, словосочетания «Не: слитно, раздельно» и т.д. А на следующем уроке ребята будут диктовать их друг другу в группе или всему классу.     

Часто домашнее задание проверяет консультант с помощью контрольного кода. Учащиеся дома выполняли упражнение на тему «Правописание приставок пре- и при-». Консультант на уроке диктует им слова из домашнего упражнения на это правило, а они записывают нужную букву в определенной последовательности. Можно пользоваться и домашней тетрадью, можно добавить в диктовку несколько слов на это правило. В результате – очень быстрая проверка, т.к. у консультанта есть «ключ», заранее составленный. Есть и возможность сразу увидеть ошибку, остановиться на этом слове, вспомнить правило, устранить пробел.

Готовим дома и занимательные, «олимпиадные» вопросы, чтобы при обобщении знаний по теме одна группа задала их другой. Например, при изучении темы «Местоимения» в 6 классе:- Какое отрицательное местоимение обозначает судейский термин? (ничья)- Как местоимения ты и вы служат речевой характеристикой героев? ( на примере использования этих местоимений в речи Троекурова из произведения «Дубровский»).

-Употребите правильно местоимения в словосочетаниях: скучаю по (вы) тоскую по (вы)

Особенно целесообразны групповые формы работы на уроках-семинарах, зачетах и общественных смотрах знаний. Конечно, предварительно и задолго до семинара с консультантами необходимо обсудить ход урока, составить план выступления для каждой группы, указать на задания, которые будут выполнять учащиеся. Проведение семинаров способствует развитию интереса к научным знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-популярной и учебной литературой, с  наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение семинаров для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Семинары целесообразно проводить преимущественно в старших классах.

Подготовка к семинару состоит из следующих этапов:

тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы;

класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек;

каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом (каждый работает с одним источником, затем обменивается информацией с соучениками);

распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит наглядные средства;

за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала.

Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении семинаров у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются.

Групповая работа применяется при проведении зачётов. При проведении зачёта с помощью консультантов разбивается класс на несколько групп, по 5-6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать лингвистические задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым учащимся показываются образцы лучших ответов.

        Уроки литературы также дают благодатный материал для групповой формы работы. Практикую, особенно в старших классах, где объем материала большой, а учебных часов мало, семинары, которые позволяют учащимся овладевать умениями работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное, компоновать отобранное, излагать мысли, устанавливая контакт со слушателями.

        Из всего вышесказанного еще раз хочу выделить видимые достоинства групповой учебной работы:

- ответственность каждого члена группы перед своим мини-коллективом за учебу, за труд;

- чувство локтя, когда «рядом и вместе»;

- навыки настоящей трудовой дисциплины;

- интенсивность и продуктивность совместной деятельности.

Моя учительская задача – помочь раскрыться личности ребенка, помочь выработать навыки успешного существования в мире: навыки самостоятельного альтернативного мышления, умения быстро адаптироваться, используя свой творческий потенциал. И эта задача полнее всего реализуется  через использование новых педагогических технологий. В данном случае – технологии группового обучения, которая: способствует вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения; пробуждает интерес к активной практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, стимулирует мыслительную активность, творческую деятельность; нацеливает учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;

развивает субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим;

формирует у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Доклад по теме: "Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы"

Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век инфо...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы

Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век инфо...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...