Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Сочинение-описание по картине

А. А. Пластова «Летом».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Журавлева О. С.

г. Ногинск

2019 г.

Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника А. А. Пластова;

               2. Приобщить учащихся к искусству: живописи, литературе;

               3. Развивать связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы;

               4. Активизировать лексику учащихся по данной теме.

Оборудование:   репродукции картин А. А. Пластова, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

         

- Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова. А по одной его картине напишем сочинение.

А. А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха  Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен в русскую природу, в деревенскую жизнь.

    А. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

   В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

   Одна из самых известных картин А. А. Пластова называется ««Летом». Она была написана на Родине художника.

   Лето – самое любимое время года этого человека.

Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова на слайдах.

Вопросы к классу:

- Любите ли вы лето?

- Ходите ли вы в лес?

- Собираете ли вы в лесу грибы и ягоды?

(ученики отвечают на вопросы учителя).

3. Послушайте, как в своих стихотворениях воспевают лето известные русские поэты.

Е. Баратынский «Люблю деревню я и лето…»

Люблю деревню я и лето:

И говор вод, и тень дубров

И благовоние цветов;

Какой душе не мило это?

Быть так, прощаю комаров!

Но признаюсь – пустыни житель,

Покой пустынный в ней любя,

Комар двуногий, гость – мучитель,

Нет, не прощаю я тебя!

Ф. И. Тютчев «Сияет солнце, воды блещут…»

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

4. Физкультминутка.

Стояла корзинка на полке без дела, (Присесть, округлить руки, изображая корзину)

Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы вправо-влево)

Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, потянуться, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна: (Руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась, (Развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось. (Подняться на носочки, показать руками большой круг)

5. Работа над картиной А. А. Пластова «Летом».

Ученикам предлагается обратить внимание на картину А. А. Пластова «Летом».

- Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая).

- Что растет на поляне? (На поляне растут две березы.  Луг осыпан цветами.  Цветут голубенькие колокольчики и белые ромашки).

- Кто изображен на картине? (На картине изображены мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой).

- Почему, по-вашему, художник так ярко изобразил руки этой женщины? (Руки у женщины загорелые, мозолистые, натруженные. Вероятно, женщина очень много работает в поле и по дому. Художник хотел нам показать женщину-труженицу).

- Во что одета женщина? (Женщина  в синем платье, синем  платке, в фартук.)

- Давайте опишем девочку. Как она выглядит ? (Девочка сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягоды с веточки и бросает их в кружку. Ноги она вытянула, т. к. устала от долгого хождения по лесу. На девочке одето белое платье и красный платок. Ноги у нее босые.)

- Что можете сказать о лице девочке ? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены. Темные волосы выбиваются из-под косынки и спадают на грудь.)

- Кого еще мы видим на картине ? (Собаку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть. Ей очень жарко.)

- Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный).

Картина обладает притягательной силой. Чем она притягательна? (С помощью красок художник сумел изобразить разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень.

Вся картина как бы наполнена дыханием летнего дня, запахом луговых трав)

6. Лексическая работа.

1) Определим, как образованы эти слова?

Пейзажист, портретист.

2) Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый-изумрудный; яркий-ослепительный: (зеленая полянка, изумрудная трава, яркие

краски, ослепительный луг.)

3) Вставим пропущенные буквы:

Залитая  солнц… поляна,   на опушке лес…,  толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев,  знойн… (жарк….)  полденьустал…  грибники,  наполнена дыханием летн…  дня, запахи трав, в тени деревьев,  грибники, отдыхающие на траве

7. Работа над составлением плана к сочинению.

1.Солнечный день.

2.Лесная полянка.

3.Девочка с ягодами.

4. Спящая мама.

5. Усталая собачка.

6.Чем привлекательна картина.

8. Чтение образцовых сочинений и их обсуждение.

1). На картине  «Летом» художник изобразил маму с дочкой, корзины с грибами и ягодами и собачку.

   Однажды мама с дочкой пошли в лес за грибами взяли с собой собаку Жучку. Грибов было видимо-невидимо. Ходили они, ходили и очень устали. Мама с дочкой присели у высокой березы. Затем мама прилегла на травку и уснула. Жучка устроилась около девочки. А девочка не спит, она аккуратно собирает ягоды с веточки в кружку. В их корзинках так и блестят грибы: опята, маслята, подберезовики, подберезовики. Погода теплая, дует ветерок. Ярко светит солнышко, дует теплый ветерок. Поют птицы, пчелы опыляют цветы. Хороший денек выдался для сбора грибов и ягод!

   Мне понравилась эта картина, потому что я очень люблю лето, и мне нравится ходить за грибами.

2). Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне.
  На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака.

На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Лицо девочки загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза ее опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.

  На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.

 На траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.

   Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве и цветам.  Все это живет на картине Пластова.”

 - Что нового вы узнали из этих сочинений и что бы добавили нового к услыщанному?

9.Письменная работа.

10. Организационное завершение урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект урока по теме: Сочинение – описание по картине А. А. Пластова «Летом» Учитель: Журавлева О. С. МБСКОУ ГОШИ №2 г. Ногинск 2013 год.

Слайд 2

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника А. А. Пластова; 2. приобщить учащихся к искусству: живописи, литературе; 3. развивать связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы; 4. активизировать лексику учащихся по данной теме.

Слайд 3

Пластов Аркадий Александрович (1893 – 1972 г. г.)

Слайд 4

Биография А. А. Пластова А. А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву №быть только живописцем и никем более». Он был влюблен в русскую природу, в деревенскую жизнь. А. А. Пластов написал много картин. Например: «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист прилетел». В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны. Лето- самое любимое время года этого человека.

Слайд 5

Е. Баратынский Люблю деревню я и лето: И говор вод, и тень дубров, И благовоние цветов; Какой душе не мило это? Быть так, прощаю комаров! Но признаюсь — пустыни житель, Покой пустынный в ней любя, Комар двуногий, гость-мучитель, Нет, не прощаю я тебя!

Слайд 6

Ф. И. Тютчев Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Но и в избытке упоенья Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

Слайд 7

Стояла корзина на полке без дела, Скучала, наверно, все лето она. Вот осень пришла, и листва пожелтела. Настала пора собирать урожай. Корзинка довольна: Она удивилась, Что так много фруктов в саду уродилось. Физкультминутка

Слайд 8

Картина А. А. Пластова «Летом»

Слайд 9

Лексическая работа 1. Художник, специалист по портретной живописи. 1. Живописец, специализирующийся на написании живописи. 2. Писатель, описывающий природу. портретист пейзажист

Слайд 10

Словосочетания со словами-синонимами Зеленый - изумрудный Яркий - ослепительный (Зеленая полянка, изумрудная трава) (Яркие краски, ослепительный луг)

Слайд 11

Вставить пропущенные буквы Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берез, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… жарк… полдень, устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тен… деревьев; грибники, отдыхающие на траве.

Слайд 12

План к сочинению - описанию 1. Солнечный день. 2. Лесная полянка. 3. Девочка с ягодами. 4. Спящая мама. 5. Усталая собачка. 6. Чем привлекательна картина.

Слайд 13

Письменная работа

Слайд 14

Хороших оценок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» Данная разработка  - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из...