Конспект урока по русскому языку 5 кл. на тему "Приставки на -з и -с"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Монгуш Анита Алексеевна

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок на -з и -с". Урок составлен по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_pristavkam_na_-z_i-s.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Правописание приставок з и с»

Тип урока

Урок освоения новых знаний и умений

Ключевые слова: корень, звук, приставка, орфограмма, морфемы

Базовые понятия, единые для школьного образования

Высказывание информация текст цель

Этапы урока

#1052;отивирование на учебную деятельность

#1040;ктуализация опорных знаний.

#1062;елеполагание

4. Освоение нового материала

Осуществление учебных действий по освоению нового материала.

#1055;рименение изученного материала

Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

6. Рефлексия

#1044;омашнее задание

Цель урока: научиться правильно писать слова с приставками на З и С, овладеть способами действия по правилу, алгоритму, инструкции

  1. Организационный момент. Мотивационный этап.
  1. Установка психологического комфорта. Лестница успеха.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.

- Так в чем заключается секрет успеха?

Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Вспомним, какие у нас бывают звонкие и глухие согласные. Перед вами волшебные предложения.

  1. Фока, хочешь поесть щец?
  2. Ой, мы же не забывали о друге.

Попробуйте вычеркнуть гласные звуки. Какие согласные у нас остались? Таким образом мы сможем запомнить звонкие и глухие согласные.

Задание 1.

На доске написаны слова:

Безводный – бесплатный

  1. Выделите приставку в словах. Сравните.
  2. Подчеркни последнюю букву одной чертой
  3. Подчеркните двумя чертами согласную, которая следует за приставкой.

Учитель. Ребята, чем же мы будем с вами заниматься? Что будем исследовать? Сформулируйте тему урок. Какова цель нашей дальнейшей работы?

  • Вспомнить _______ и _______ согласные
  • Узнать правописания ____________
  • Научиться правильно писать слова с данными _________

Молодцы! Сегодня моим помощником будет кубокот. Давайте посмотрим с вами видео.

4. Освоение нового материала

Составим алгоритм.

Алгоритм (последовательность действий):

  1. Выдели в слове приставку
  2. Посмотреть, с какого звука начинается корень
  3. Если глухой согласный , то в приставке пиши букву С
  4. Если звонкий согласный, в приставке пиши З

(Дальше продолжаем просмотр видео. Выполняем задания кубокота)

#1055;рименение изученного материала

Выполняем упражнение 428. Читаем условие, ознакомимся с образцом устного рассуждения. Помимо приставок бес- и без- какие еще приставки оканчиваются на з и с? I вариант записывает приставки на –з

II вариант на –с. Дается 2 минуты. (Выполняем взаимопроверку)

Физминутка

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

Работа с текстом.

Запишите слова с приставками по трём группам: 1) с буквой з на конце приставки; 2) с буквой с на конце приставки; 3) с приставкой с- . Выделите приставки и обозначьте орфограмму.

I ряд выписывает слова с приставкой на –з

II ряд – с приставкой на –с

III ряд – с приставкой с-

Возьмите миску, насыпьте туда стакан сахара, ра…бейте три яйца и ра…мешайте, чтобы сахар ра…щепился и ра…творился. Ра…мешивая тесто, всыпьте в массу стакан муки.

Затем ра…делайте три яблока. Каждое яблоко ра…делите на одинаковые дольки, …режьте с них кожицу и удалите сердцевину. Ра…пределите их в тесте так, чтобы оно ра…теклось по яблокам.

Переложите массу в форму. Чтобы пирог не был безвкусным, не забудьте добавить чайную ложку корицы: она ра…кроет вкус яблок.

Теперь ра…местите пирог в духовке. Только …горяча не и…калечьте бе…защитные руки и не …хватитесь за ра…каленную дверцу, и…пользуйте прихватки. Поставьте форму с тестом поглубже в духовку и …бавьте жар.

Вопросы к тексту:

  • Определите тему текста
  • Укажите тип речи текста
  • Какую технику безопасности вы узнали при использовании электрического духового шкафа?

Задание 4

С помощью опорных слов продолжите предыдущий текст

Опорные слова: испёкся, пышный, пирог, с румяный, корочка, раскрасавец, разнёсся, аромат, взбитые сливки, сгущенное молоко, подавать, на здоровье.

6. Рефлексия

В завершение урока давайте вместе споём песню о приставках.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз-, раз- и без-

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки – это не непоседы!

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз-, раз- и без-

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.2

Вернемся к целям нашего урока. Все ли задачи мы выполнили?

Домашнее задание: Упр. 436

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...