Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Сокольской средней школы

 «Кудринская основная школа»

Конспект урока по русскому языку

7 класс

Тема: 

Учитель: Шмелева О.М.

Кудрино, 2022 год

Тема урока: «Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Склонение имен существительных в единственном числе”

Задачи:

Образовательные:
 закреплять умение определять склонение и падеж имен существительных, правильно и осознанно писать падежные окончания имен существительных;

формировать навык правописания безударных окончаний существительных единственного числа.

Коррекционные:
коррекция внимания, мышления памяти;
развитие орфографической зоркости;
обогащение словарного запаса.

Воспитательные:
учить видеть красоту зимней природы, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: фотографии животных, зимнего леса;

опорная таблица «Слова-помощники»; карточки с заданиями; раздаточный материал «Склонение существительных»; индивидуальные книжечки «Русский язык. Правила».

Ход урока:

I  Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня у нас урок-путешествие, мы отправимся ... А куда, догадайтесь сами.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто как только жарко станет

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой? (Лес)

 - А как можно объединить эти два слова, чтобы получилось словосочетание? (Зимний лес)

Ф. Тютчев так писал о зимнем лесе.

Чародейкою зимою

Очарован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой тенью пуховой.

Итак, мы отправляемся в путешествие в зимний лес. Путешествуя, мы закрепим знания о грамматических признаках  имени существительного, поработаем над правописанием безударных падежных окончаний имён существительных.

II  Повторение.

 - Как можно назвать слова зима и зимний? (Однокоренные)

 - Подберите к ним ещё однокоренные слова. (Зимовать, зимовье, зимушка) Какие из них являются существительными?

 - Составьте предложение из слов:

зимней, пролегли, леса, скатерт.., следы, по.

(По зимней скатерти леса пролегли следы.)

 - Какое окончание вставили в слове скатерти? Почему?

(Проверочное слово степи) Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

III  Упражнение в определении рода и склонения.

 - А чьи следы пролегли, догадайтесь сами.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, побежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

 - А у лисы для вас задания. Определить род и спряжение существительных. Покажите карточку со склонением.

Декабрь, зима, метель, вьюга, снег, иней, изморозь, пороша, наст, прорубь, снеговик, сугроб, лёд, сосулька, облако.

 - В каждой строчке вычеркни «лишнее» слово. Найди ему место. Укажи склонение.

Снегирь, пень, день, олень, сирень, календарь,   (огонь – 2 скл.)

Книга, кукла, звезда, отвага, огонь,               (зима – 1 скл.)

Мебель, осень, обувь, зима, тетрадь, кисть,     (сирень – 3 скл.)

IV   Работа над правописанием безударных падежных окончаний.

 - Но лиса не просто бежала, она шла по следу.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка:

Кто же это?... (Зайка)

 - Заяц тоже приготовил задание. Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Подберите проверочное слово. Как можно проверить безударное окончание существительных.

(Нужно поставить на место существительного проверочное слово.)

 - Какие проверочные слова для существительных 1-го склонения?       (Стена, земля)

 - А для 2-го склонения? (Стол, конь)

 - Для 3-го? (Степь)

Карточки с заданием:

Вставь пропущенные окончания. В скобках запиши проверочное слово. Определи падеж существительных.

Сидит под ветк…            (                                   )

Прячется в чащ..            (                                   )

Мечтает о капуст..         (                                   )

Ждёт наступления ноч.. (                                  )

Сидит на пн..                  (                                   )

Бежит по полянк..          (                                   )

Не попадется в зубы волк.. (                                )

Грызёт кору у осинк..     (                                   )

Испугался тен..              (                                      )

V Физкультминутка

    А теперь отдохнем.

                     Чтоб все выполнить заданья

                     Чуть-чуть надо отдохнуть.

                     Ну, ребята, дружно встали.

                     Надо косточки встряхнуть.

                     Руки вверх, назад прогнулись,

                     Наклонились. Раз, два, три.

                     Теперь спинки держим ровно.

                     На месте будем мы шагать.

                     Тихо все на место сядем

                     И закроем глазки.

                     Вспомним всё, что повторяли

                     Без моей подсказки.

VI  Разбор существительных.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач. (Белка)

 - У белки для вас тоже задание.

Найди ошибку в предложении. Запиши предложение без ошибки. Разбери изменённое слово как часть речи.

      Проснулась белка в тёплой квартирки своей.

VII  Домашнее задание: упражнение 4 на странице 95.

VIII  Упражнение в постановке безударного окончания у существительных. По карточкам.

  • Ещё об одном жителе леса, только сказочном, вы узнаете из текста.

Вставь в тексте пропущенные окончания.

Леший.

    Лесная тропинка манит в глубь. Дятел постучал по берёз.. . Синичка пропела на вехушк.. ел.. . Выбрался из дупла старый леший, захохотал, захлопал в ладоши. Скрылась в укромном местечк.. мелочь лесная. Ведь леший владыка леса. Живёт он в глухой чащ.. . Характер у него проказливый. Заведёт путника в глушь, закричит страшным голосом.

IX  Итог урока.

 - Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу голодный? (Волк)

Чтобы от него спастись и возвратиться назад, надо быстро вспомнить, чем мы сегодня занимались на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы

Данный урок  разработан в режиме технологии  КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему « Обобщающее повторение по теме «Склонение имен существительных в единственном числе»

ЦЕЛЬ: Систематизировать и обобщить знания по теме «Имена существительные 1, 2, 3 склонения».ЗАДАЧИ: - Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному;- развивать орфог...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Склонение имен прилагательных во множественном числе" 6 класс.

Конспект урока на тему:"Склонение имен прилагательных во множественном числе"....