Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Огорелышева Наталья Николаевна
Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числительные, обозначающие целые числа; -образовательные: показать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки; -воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию настойчивости в учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и математики.

Склонение числительных, обозначающих целые числа.

Комбинированный урок.

Цели:

-развивающие: развивать умение правильно склонять числительные, обозначающие целые числа;

-образовательные: показать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки;

-воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию настойчивости в учебе.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

Методы и приемы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения.

Планируемые результаты: умение правильно склонять числительные, обозначающие целые числа, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно склонять имена числительные, обозначающие целые числа. Жду от вас активности и продуктивности на протяжении всего урока.

  1. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте словосочетания (слайд).

Издание в 5 томах, мечтать о 1001 розе, рассказывать 37 ученикам, пригласить 76 гостей, побывать в 16 городах.

(издание в пяти томах, мечтать о тысяче одной розе, рассказывать тридцати семи ученикам, пригласить семьдесят шесть гостей, побывать в шестнадцати городах)

-Какие затруднения вы испытывали при чтении словосочетаний? Почему?

(Было сложно прочитать имена числительные потому, что мы не знаем как они склоняются)

-Какую задачу мы поставим перед собой сегодня на уроке?

( Познакомиться с особенностями склонения числительных, обозначающих целые числа.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

  1. Упр. 411 – комментированное письмо на доске и в тетрадях, формулирование вывода.

У шести (Р.), к шести (Д.); у одиннадцати (Р.), к одиннадцати (Д.); у шестнадцати (Р.), к шестнадцати (Д.), шестнадцатью (Тв.); у двадцати трех (Р.), к двадцати трем (Д.), двадцатью тремя (Тв.); у площади (Р.), к площади (Д.), площадью (Тв.); у местности (Р.), к местности (Д.), местностью (Тв.); у метели (Р.), к метели (Д.), метелью (Тв.).

К шести часам я прибралась в комнате. В секцию принимали с одиннадцати лет. К шестнадцати годам ты повзрослеешь.

  1. Чтение правила, теоретического материала (с.52-55), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

-Какие окончания имеют количественные числительные от 5 до 30 в родительном, дательном и предложном падежах? (Количественные числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные 3-го склонения: в родительном, дательном, предложном падежах окончание –и)

Падежи

5-20

30

Р., Д., П.

пяти

тридцати

-В чем особенность склонения числительных 40, 90, 100?

(Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две формы)

И., В.

сорок

девяносто

сто

Р., Д., Т., П.

сорока

девяноста

ста

-Как склоняются сложные числительные от 50 до 80 и от 200 до 900?

(У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от двухсот до девятисот склоняются обе части)

Падеж

50-80

200-400

500-900

И.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р.

пятидесяти

двухсот

пятисот

Д.

пятидесяти

двумстам

пятистам

В.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т.

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

П.

о пятидесяти

о двухстах

о пятистах

-Как склоняются составные количественные числительные, обозначающие целое число? ( При склонении составных количественных числительных, обозначающих целое число, изменяется каждое слово)

2 537
И.п. две тысячи пятьсот тридцать семь
Р.п. двух тысяч пятисот тридцати семи
Д.п. двум тысячам пятистам тридцати семи
В.п. две тысячи пятьсот тридцать семь
Т.п. двумя тысячами пятьюстами тридцатью семью
П.п. о двух тысячах пятистах тридцати семи

-В чем особенность склонения числительных полтора и полтораста?

(Числительные полтора, полтораста имеют только две формы)

Падежи

И., В.

полтора

полтораста

Р., Д., Т., П.

полутора

полутораста

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

  1. Упр.412 – коллективное выполнение с комментированием.

(1. К одиннадцати прибавить семь – восемнадцать. 2. От восемнадцати отнять двенадцать – шесть. 3. Из восемнадцати вычесть шесть – двенадцать. 4. К семнадцати прибавить три – двадцать. 5. С девятью сложить десять – девятнадцать. 6. С восемью сложить двенадцать – двадцать. 7. От девятнадцати отнять пять – четырнадцать. 8. К шестнадцати прибавить одиннадцать – двадцать семь. 9. С пятью сложить четыре – девять. 10 Сколько раз тринадцать содержится в тридцати девяти? Три.)

Дополнительный вопрос:

-С помощью каких синтаксических синонимов выражены в упражнении арифметические действия: сложение и вычитание?

( Сложение: к 11 прибавить 7, с 9 сложить 10; вычитание: от 18 отнять 12, из 18 вычесть 6.)

  1. Упр.413 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

(Моей сестре тринадцать лет, а моему брату четыре года. Наш сосед уехал в Казахстан на три года, но пробыл там семь лет. Через пять лет мне будет семнадцать, а через четыре года маме будет тридцать восемь лет.)

  1. Подведение итогов урока

-Что общего в склонении простых количественных числительных от 5 до 30 и существительных 3-го склонения?

(Простые количественные числительные от 5 до 30 и существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание –и)

-Как изменяются имена числительные, обозначающие целые числа?

(Имена числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам)

Домашнее задание

Учебник: §72, упр.414, 415.

Упражнение 414.

1. Городской парк находится в ста метрах от школы. 2. Около девяноста процентов ребят участвуют в школьных спортивных состязаниях. 3. В сорока сочинениях шестиклассников почти не было ошибок в употреблении форм слов.

Упражнение 415.

1. Пятьюдесятью выступлениям, семьюдесятью концертами, тремястами песнями, шестьюстами училищами, семьюстами театрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...

Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе на тему "Имя числительное и число".

Цель урока: научить различать имена числительные и числа,обратить внимание на слова со значением числа, развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информац...

Склонение числительных, обозначающих целые числа

Разработка урока с презентацией...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс

Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного  числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....

«СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА (СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ)»

Урок объяснения нового материала с применением элементов технологии БиС...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Склонение числительных, обозначающих целые числа».

Урок русского языка в 6 классе по теме  «Склонение числительных, обозначающих целые числа»....