Методическая разработка урока русского языка в 5 классе « Предложения по цели высказывания»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Сайфуллина Вероника Владиковна

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные:

ü    создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";

ü    научить распознавать предложения по цели высказывания;

ü    научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

ü    развивать творческие способности учащихся;

ü    научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

ü    воспитывать  интерес к русской литературе и культуре;

ü    расширять  кругозора учащихся;

ü    воспитывать эстетический вкус.

ü    воспитывать любовь к русской природе

Планируемые результаты:

Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии: проблемно-диалогическая.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая.

ü    Внутрипредметные связи: развитие речи (составление разных по цели высказывания предложений с учетом речевой ситуации).

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует.

Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, определяют вид предложения в зависимости от цели высказывания, составляют предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

 Материалы и оборудование: раздаточный материал в виде кленовых листочков разного цвета (в зависимости от задания), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. ; Просвещение, 2012 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniy.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

« Предложения по цели высказывания»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";
  • научить распознавать предложения по цели высказывания;
  • научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к русской литературе и культуре;
  • расширять  кругозора учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус.
  • воспитывать любовь к русской природе

Планируемые результаты: 

Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии: проблемно-диалогическая.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая.

  • Внутрипредметные связи: развитие речи (составление разных по цели высказывания предложений с учетом речевой ситуации).

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует.

Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, определяют вид предложения в зависимости от цели высказывания, составляют предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

 Материалы и оборудование: раздаточный материал в виде кленовых листочков разного цвета (в зависимости от задания), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. ; Просвещение, 2012 год 

Ход урока.

  • Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Добрый день, ребята!

Я пожелаю только улыбаться,

По пустякам не раздражаться

Не нервничать и не кричать,

А, в общем, смело отвечать.

  • Актуализация знаний.

Учитель создает проблемную ситуацию. Учащиеся исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

  1. Отгадайте загадку: 

Зажгла огней рябиновый костер.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем  (осень.)

  • Догадайтесь, на какую тему будут сегодня наши задания (учащиеся отвечают).
  •  Да, наша сегодняшняя тема – осень.

Работа с текстом (приложение 1).

Учитель читает стихи:

Посп.вает брусника,

Стали дни х.лоднее.

И от птичьего крика

В сер.це стало грус.нее.

Стаи птиц ул.тают

Прочь, за синее море.

Все д.ревья блистают

 В разноцветн.м убор.. (К. Бальмонт)Беседа:

  1. Индивидуальные задания (4 человека у доски – Приложение 2):
  1. Разобрать по составу слова и вставить пропущенные буквы: .СЕННИЙ, ПР.ГУЛКА, УЛ.ТАЮТ.
  2. Из текста выписать и разобрать одно именное словосочетание и одно глагольное словосочетание.
  3. Синтаксический разбор последнего предложения.
  • Гимнастика для глаз.

     В небесах – сиянье (смотрят вверх)

     Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

     А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 

     - О чем это? (об осени) 

  • Целеполагание.
  1. Беседа.
  • Из чего состоит текст? (Из предложений)
  • Каковы грамматические признаки предложения? (учащиеся называют грамматические признаки предложений)
  1. Запись предложений в тетрадь.

Я видел багровое солнце. Ты видел багровое солнце? Нарисуй багровое солнце.

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Создание проблемной ситуации:

  • Какое слово в этих предложениях является словарным?
  • Чем похожи эти предложения? А чем отличаются?  ( целью)
  • а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

    б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

     В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве.

        в)  Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

Просьба:    Берегите природу!

Дружеский совет:   Расскажи мне, пожалуйста, об осени.

Приказ:  Не ходи ты ко мне под окно и зеленой травы не топчи?

  • Обобщение изученного.
  1. Игра «Третий лишний» (по группам – Приложение 6)

Учащиеся находят лишнее предложение и объясняют условия выбора.

1 группа:  а) Кроет уж лист золотой
                               Влажную землю в лесу...

б) Что ж так горестно парус склоняется,
            Белый парус в далекой дали?

в) Уже румянит осень клены,
2 группа: а) А ельник зелен и тенист.

б) Осенние листья по ветру кружат.

в) Красива осень, не правда ли?
3 группа: а) А когда осени особенно весело, она устраивает листопад?

б) Посмотри, осень улыбнулась, и ярко засияло солнце.

в) Прислушайся: осенние листочки шуршат под ногами и что-то нашептывают.
       

2. Игра «Угадай предложение» 

Если вы слышите побудительное предложение – то встаете, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаете в ладоши.

1. Осенняя пора, очей очарованье.

2. Полюбуйтесь, маскарад, лес меняет свой наряд.

3. Кто приходит к нам осеннею порой?

4. Сколько листьев залетело к нам в окно?

5. Собирайте их скорей, пока светло!

6. И снова осень наступает.

А) Задание для 1-й группы: придумать и записать по картинкам по одному повествовательному, побудительному, вопросительному предложению.

Б) Задание для 2-й группы: найти в данных текстах повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Выписать их в тетрадь (по одному), подчеркнуть грамматическую основу.

Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?

Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и летят на юг. Прислушайся: где-то в вышине перекликаются дикие гуси. В родных краях становится очень холодно? Да, поэтому они вынуждены лететь туда, где тепло.

В) Задание для 3-й группы: определить вид предложения по цели высказывания.

Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок.

Опавшая листва устилает землю?

Алеша, помоги мне поймать курицу!

  • ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

Я закрываю глаза (закрывают глаза)

И предо мной полоса

Милых для сердца равнин…

Сколько осенних картин!

Вот моя улица, сад…

И листопад, листопад…(открывают глаза)

  • Итог урока.
  1. Работа в парах (Приложение 9).
  • Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания?

АОБООУАДА – БУД   

ИПЬРТПЕИР – ЬТЕ

ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ

ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА

ЖЗС УУЧЖАЗ – СЧА

ОАСАОТАЛО – СТЛ

ГЦИДВГЦЫД ! – ИВЫ

БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное.

  1. Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу. Учащиеся анализируют свою работу и работу группы на уроке.
  • Дифференцированное домашнее задание: выучить правило на стр. 59, упражнение 145 (1 группа), упражнение 146 (2 группа), упражнение 144 (3 группа).
  • Рефлексия.

Учитель предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …

Учащиеся выражают личное отношение к процессу и результатам урока

Всем спасибо за урок!

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...