Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Разнообразие методов и приёмов способствуют развитию наблюдательности, памяти, читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_slozhnoe_predlozhenie.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема:

«Простые и сложные предложения. 

Синтаксический разбор сложного предложения»

Цель урока: знакомство обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; формирование познавательной активности.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся узнают порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения, научатся объяснять языковые явления.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений
  • Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя
  • Коммуникативные: учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания. 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Простые и сложные предложения»

На уроке не скучай,

Смело руку поднимай.

Быстро, чётко отвечай,

Время даром не теряй.

Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?» Я буду задавать вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»,

Приём «Верные и неверные утверждения»

 1.Верите ли вы, что предложения бывают простые и сложные?

  2.Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные?

  3.Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые?

  4. А какие они бывают?

  5.Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более?

   6.Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения?

7.А какие члены предложения являются главными?

8.Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

9.Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится?  Почему?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, на какую тему я вам задавала вопросы? (Предложение)

3.Формулирование темы урока и постановка цели

1. Найдите грамматическую основу предложений

2. Составьте схемы предложений

3. Укажите номер сложного предложения

Знаки препинания не расставлены.

1)  Март первый месяц весны.

2)   В саду зацвели деревья сирень слива черёмуха.

3)   На территории лагеря находится клуб.

4)   Когда веют холодные ветры ветви деревьев качаются.

Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных предложений. Вопрос: как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (Синтаксический разбор сложного предложения)

А теперь давайте попробуем поставить цель урока.

С какой целью мы будем изучать данную тему?  Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1)  Познакомиться с…
2)  Научиться выполнять…
3)  Учиться ставить ...

4.Объяснение нового материала

1.Сравните предложения.

Знаки не расставлены

   С высокого неба иногда падали одинокие снежинки.

   Мы осторожно дышали на  них и они превращались в капли.

 Чем они похожи, а чем отличаются?

 Найдите сложное предложение

 Разбор сложного предложения

5. Первичная проверка понимания

Давайте систематизируем полученную вами информацию.

Итак, с чего мы будем начинать разбор СП? (Сначала нужно дать характеристику предложения).

С чего начнём характеризовать предложение? (По цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов).

Что мы делаем дальше? (Средства связи ПП в составе СП, знаки препинания внутри предложения).

Хорошо. А сейчас откроем учебник и проверим, всё ли правильно мы рассказали о синтаксическом разборе СП

6.Физкультминутка

7. Закрепление.

1.Запись и синтаксический разбор предложений:

В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

Я слышал, как посапывает во сне кот.

Когда ветка закачалась, с неё посыпался снег.

 

2. Выделите зеленым цветом сложные предложения

(знаки не расставлены)

1.Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.

2. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо.

3. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.

4.Только стройные берёзки сохранили жёлтые листочки.

3. Работа с текстом В. Пескова (в учебнике)

    Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил  убегать.5 ...Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара. ...

    Я почти (не)дышал (не)шевелился. Оленю надоела неясность2. Он шаркнул передней ногой и опять замер. (Не)знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и ошалело застрекотала. А это в лесу сигнал: опас(?)ность! Сигнал сорвал (с)места пружину из тугих мускулов. Олень прыгнул (в)сторону задел ореховый куст.4 Сверкнуло между осинами оленье «зеркало», стихли удары копыт (по)сухим листьям.4 

    Сойка с минуту (не)могла успокоит(?)ся прыгала (по)осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг (по)этому крику знал: что-то случилось.

1.Прочитайте.

2.Докажите, что это текст.

3.Озаглавьте текст.

4.Определите его главную мысль.

5.Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя?

6.Спишите второй абзац, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

7.  Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

8.  Творческая работа (Найти несоответствие, восстановить предложения)

                                             Верно +               Неверно -

                                                     1        2        3        4        5

        1.Встреча была неинтересная.

   2.Два сливовых глаза глядели на меня и моргали.

        3.Откуда-то появилась сойка и застрекотала.

        4.Сверкнуло между осинами оленье «зеркало», далеко были слышны

           удары копыт.

        5.Сойка прыгала по осине и стрекотала.

9.  Итоговая работа с текстом.

«Зашифрованное слово»

Заполни клеточки буквами

1.  Какая была встреча оленя с человеком?  (первая буква в слове)

2.  Какое предложение по наличию грамматической основы? (первая буква в слове).   Я почти не дышал, не шевелился

3.  Это союз в предложении.   А это в лесу сигнал: опасность!

4.  Какие были глаза у оленя? (первая буква в слове)

5.  Это союз в предложении. Олень глядел на меня и не спешил убегать.

6.Как называется сложное предложение, в котором простые предложения связаны при помощи интонации? (первая буква в слове.)   Сверкнуло между осинами оленье «зеркало», стихли удары копыт по сухим листьям.

7.Как называется дерево, по которому прыгала сойка? (первая буква в слове)

4. Подведение итогов

1.Что общего между простыми и сложными предложениями?

2.Чем различаются простые и сложные предложения?

3.Что такое союзные и бессоюзные предложения?

4.Надо ли ставить запятую, если простые предложения в составе сложного соединяются союзом и?

8. Рефлексия

Ребята! Сейчас я раздам вам листы с незаконченными предложениями. Выберите среди них то предложение, которое вы бы хотели дописать, и, соответственно, допишите его.

Если хотите, можете дописать все три предложения.

  • Сегодня на уроке я научился…
  • На уроке мне больше всего понравилось…
  • Сегодня мне не удалось…

9. Домашнее задание

Зима.

Солнце светит ярко.

Снег блестит.

Скачет зайчик.

В берлоге спит медведь.

На берёзе сидят снегири.

Доработать текст.

Распространите предложения, добавьте однородные члены, используйте сложные предложения

Всем спасибо за урок! Я думаю, цель, поставленная в начале урока, была достигнута. Мне понравилась ваша работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....