Повторение и систематизация изученного по теме: «Служебные части речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ирина Сергеевна Воробьева

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Повторение и систематизация изученного по теме: «Служебные части речи»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Повторение и систематизация изученного по теме: «Служебные части речи»  

                                                   Автор: учитель русского языка и литературы

                                                                Воробьева Ирина Сергеевна

                                              МБОУ «Гимназия №3» г.Иваново Ивановской области

   

  1. Орг.момент (приветствие, слово об уроке)
  2. Работа с текстом (чтение по цепочке вслух по 1 предложению)                                  

                                              Текст для чтения

Мир примет бесконечно разнообразен. Настоящими приметами считаются те, что определяют погоду и время. Самая простая примета — это дым костра. Иногда он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив. Но, бывает, стелется туманом по траве или мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

 Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце подымется в глубокой тишине, в синих и прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает также вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. Если обильная роса, значит, и завтрашний день будет жарким. Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные.

Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта словно не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. Иногда в безоблачный день вдруг перестает ловиться рыба. Реки и озера мертвеют, будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли.  Задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди. (19 предложений)

Задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Придумать и записать в паре 3 вопроса по содержанию текста.
  3. Приготовиться отвечать на вопросы одноклассников по содержанию текста.
  4. Каково лексическое значение слова обложные  (дожди) в последнем предложении текста ?
  5. Сделать словообразовательный и морфемный разбор прилагательного обложные  (дожди). (у доски 1 человек)
  6. Вопросы учителя (с использованием сигнальных карточек):

А) Это текст –повествование

Б) Это рассуждение и описание

В) Текст написан в разговорном стиле

Г) Стиль текста – художественный

Д) Основная мысль текста выражена в 1-ом предложении (зачитать)

Е) К пушистому пеплу, в прохладных туманах, в багровой и зловещей мгле: в этих словосочетаниях используются эпитеты.

Ж) В этом тексте нет ни одной частицы.

- Ребята, работа с текстом закончена, поставьте себе за неё + или ++, если считаете, что поработали с текстом результативно.

- И вот последний вопрос про частицу направляет нас к теме нашего сегодняшнего урока, прослушайте загадку:

  1. Тема и цели урока:

Загадка о частях речи:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!

- Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Какие части речи мы изучали на протяжении многих уроков? Как они называются?(Ответы детей) (Правильно, служебные).

- Завтра у нас будет контрольная работа по этим частям речи. Значит, темой сегодняшнего урока будет  «Служебные части речи: повторение и систематизация» (запись на листах)

- Каковы же цели сегодняшнего урока? Я начинаю, вы продолжаете. (Повторить тему, систематизировать знания, уметь различать союз, предлог, частицу, правильно писать служебные части речи, совершенствовать навык морфологического разбора).

  1. Слово учителя, лингвистический эксперимент:

Ребята, лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в языке. Чаще мы употребляем имена существительные, реже всех – причастия.

А знаете ли вы о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным. Но установлено, что на 3 самостоятельных частей речи приходится 1 служебная, или примерно 30% занимают служебные части речи в нашем языке.

-А чтобы вы в этом убедились, я предлагаю провести лингвистический эксперимент. Давайте в вашем тексте, а именно во 2 абзаце подчеркнём и подсчитаем все служебные части речи, поработайте в паре. 

- Сколько же их получилось?(16) Кто готов назвать? (Дополнить недостающие) А всего слов сколько?(61)

- Как вычислить %? (Делим количество служебных частей речи на количество всех слов и умножаем на 100). Сколько получилось? (26%)

- Какой вывод? Доказали мы утверждение? (Да)

- Попробуйте прочитать 2 абзац без служебных частей речи. Что нарушается? (Связность и точность текста). Значит, роль служебных частей речи велика.

             5) Задание на различение предлогов, союзов, частиц.

- Следующее задание будет связано с проблемой: как отличить друг от друга союзы, предлоги и частицы? Давайте вспомним их приметы. Я говорю описание служебной части речи, а вы записываете её название, работаем самостоятельно, это задание №4 у вас на листах:

А) Я  главная и самая важная  служебная часть речи, ведь это я всеми повелеваю:  объединяю, разделяю, противопоставляю и подчиняю. Мы с товарищами связываем и члены предложения, и простые предложения в составе сложного.  

 Б)  Я самая важная и нужная часть речи, ведь я нахожусь на государственной службе, я связываю слова в словосочетании и предложении и вместе с окончаниями самостоятельных  слов  выражаю различные смысловые значения.

В) Могу оттенки придавать значеньям

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

( Ответы зачитать, поставить себе +, если всё верно)

- Следующее задание будет по уровням, который вы сами себе выберете. 1 уровень – самый лёгкий, один +; 2 – посложнее, два +; 3 – самый сложный, но за него больше плюсов, целых 3. Задание по тексту у вас на листах. Это самостоятельная работа рассчитана на 10 минут. Её результаты я вам скажу на следующем уроке.

Уровень 1: выписать из текста все слова одной из служебных частей речи (или все предлоги, или все союзы, или все частицы), сделать морфологический разбор одного из них.

Уровень 2: выписать из текста все слова двух служебных частей речи (например, предлоги и частицы), сделать морфологический разбор любой служебной части речи.

Уровень 3: выписать из текста все слова разных служебных частей речи (предлоги, союзы и частицы), сделать морфологический разбор любой служебной части речи.

Дополнительно: морфологический разбор ещё одной служебной части речи.

Текст задания:

1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; это казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.

2.Но лишь только Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

3.В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.

(Предлоги: на, за, в, во, сквозь, с.

 Союзы: и, но, как, едва, что.

Частицы: это, лишь, только, не)

6) Графический диктант на правописание частиц

- А сейчас мы выполним графический диктант на правописание частиц: раздельное или дефисное. Ставим только букву: раздельно –Р, дефис –Д. Потом проверим друг у друга и поставим оценку соседу по парте.

    Не грусти, пришёл-таки, было бы хорошо, повтори-ка, красиво же, снегу-то, ты ли это, всё-таки весна, не был, ни облачка.

(р-д-р-д-р-д-р-д-р-р)

7) Подведение итогов и рефлексия:

- Достигли ли мы целей урока?

Допишите предложения, которые вы видите у себя на листах заданий:

На уроке мы (что делали?)……

Урок был (каким?)…..

Без служебных частей речи не обойтись (почему?)…..

- Какие типы речи у вас получились?

8) Домашнее задание (на выбор):

Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)

Или  

Восстановить и записать текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:

Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить …  … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней.  Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» …  поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать.  …  много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих  …  человека слов!

Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и,  как, со, к, в, с.

           Лист выполнения заданий уч-ка (цы) 7а класса

Ф.И.______________________________________________________

                                                  1)Текст №1 

Мир примет бесконечно разнообразен. Настоящими приметами считаются те, что определяют погоду и время. Самая простая примета — это дым костра. Иногда он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив. Но, бывает, стелется туманом по траве или мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

 Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце подымется в глубокой тишине, в синих и прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает также вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. Если обильная роса, значит, и завтрашний день будет жарким. Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные.

Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта словно не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. Иногда в безоблачный день вдруг перестает ловиться рыба. Реки и озера мертвеют, будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли.  Задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

                                            2)Задания по тексту:

  1. Озаглавить текст.____________________________________________
  2. Придумать и записать в паре 3 вопроса по содержанию текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определить, каково лексическое значение слова обложные  (дожди) в последнем предложении текста?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделать словообразовательный и морфемный разбор прилагательного обложные  (дожди).

__________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Расчёт соотношения служебных частей речи во 2- ом абзаце текста:

Количество служебных частей речи:

Всего слов: 61

4) Части речи:

                                                  5)Текст №2:

1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; это казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.

2.Но лишь только Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

3.В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.

                                               Задания к тексту:

Уровень 1: выписать из текста все слова одной из служебных частей речи (или все предлоги, или все союзы, или все частицы), сделать морфологический разбор одного слова.

Уровень 2: выписать из текста все слова двух служебных частей речи (например, предлоги и частицы), сделать морфологический разбор одного слова.

Уровень 3: выписать из текста все слова разных служебных частей речи (предлоги, союзы и частицы), сделать морфологический разбор одного слова.

Предлоги:_________________________________________________________

Союзы:___________________________________________________________

Частицы:_________________________________________________________

Морфологический разбор:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Графический диктант:

__________________________________________________________________

7) Итоги урока:

На уроке мы (что делали? 3 глаг.)……

Урок был (каким?3 прил.)…..

Без служебных частей речи не обойтись (почему?)…..

Домашнее задание (на выбор):

Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)

Или  

Восстановить и записать в тетради текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:

Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить …  … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней.  Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» …  поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать.  …  много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих  …  человека слов!      Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и,  как, со, к, в, с.

Домашнее задание (на выбор):

Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)

Или  

Восстановить и записать в тетради текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:

Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить …  … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней.  Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» …  поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать.  …  много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих  …  человека слов!      Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и,  как, со, к, в, с.

Домашнее задание (на выбор):

Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)

Или  

Восстановить и записать в тетради текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:

Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить …  … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней.  Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» …  поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать.  …  много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих  …  человека слов!      Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и,  как, со, к, в, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Повторение по теме «Служебные части речи»

Цель урока: повторить сведения о служебных частях речи; закрепить навыки правописания служебных частей речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.Круг вопросов: омонимичные части речи...

конспект урока "Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи».

Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред...

Презентация к уроку повторения изученного по теме: "Служебные части речи"

В презентации представлены практические задания для повторения разрядов и употребления производных и непроизводных предлогов, разрядов союзов и частиц. Задания ориентированы на учащихся суворовского у...

Текст для выполнения упражнений к уроку повторения по теме: "Служебные части речи"

Текст "Солдатская дружьба" можно использовать для упражнений на уроке повторения....