Урок "Составление рассказа по картинке, опорным словам и плану"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Материал  может быть использован на уроках русского языка в 9 классе (АООП УО вариант 1.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slozhnoe_predlozhenie_1bez_titula.docx285.48 КБ

Предварительный просмотр:

Описание материала: конспект русского языка для учащихся 9 класса по теме «Составление рассказа по картинке, опорным словам и плану». Данный материал используется для работы с учащимися при обучении составлению текста, при закреплении понятия «Текст», на занятиях по развитию речи. Учащиеся  работают со словарем, подбирают близкие по значению слова, подбирают лексику к пунктам плана. Материал урока может быть использован и на коррекционных занятиях по развитию мышления, речи учащихся. Каждый ученик на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме и знания, полученные на уроках географии и биологии.

Тема урока: «Составление рассказа по картинке, опорным словам и плану».
Цель: формировать у учащихся умение составлять рассказ по плану, опорным словам и личным наблюдениям.
Задачи:
- развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- корригировать мыслительную деятельность школьников, развивать их память и  воображение.

- воспитывать бережное отношение к природе, видеть в ней прекрасное.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение интересных фактов о шиповнике на уроке чтения.
Оборудование: рабочие тетради, рисунок с изображением куста шиповника (для каждого ученика) , карточки с текстами, школьный толковый словарь русского языка, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Светит солнце за окном,
Утром, вечером и днём
Улыбнитесь! Соберитесь!
И работать не ленитесь!
2.Основная часть.
А) Словарная работа.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст по плану, опорным словам и картинке. Прочитайте тему урока «Составление рассказа «Удивительное рядом».  
Учитель: Как вы понимаете значение слова «удивительное»?
Ученики: Что-то, что вызывает удивление.
Учитель: От какого слова оно образовано?
Ученики: Диво.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, тему урока и слово:

Удивительное

Учитель: Откройте словарь, найди значение слова «Удивительное» . (Учащийся зачитывает найденные в словаре определения.)
-Значит, удивительное это что-то необычное, то, что вызывает удивление.а

Учитель: Подберите к слову «удивительное» синонимы.
Ученики: Чудное, красивое, странное, непонятное, прекрасное.
Учитель: Какой частью речи является слово «удивительное»?
Ученики: Имя прилагательное.
Учитель: С какой частью речи связаны прилагательные в речи?
Ученики: С именами существительными.
Учитель: Подберите к прилагательному «удивительный» имя существительное.
Ученики: Удивительный человек, удивительное растение, удивительный случай. (записывают словосочетания в тетрадь)
Учитель: А теперь будьте и внимательны и отгадайте загадку.

Зелены кусточки, алые цветочки.
Когти-коготочки стерегут цветочки. (Шиповник)

Учитель: Обратите внимание, ребята, как образно и красиво народ сказал о шиповнике.  (слайд).  Посмотрите еще раз на это растение.
- Как вы думаете, можно ли о шиповнике сказать, что это удивительное растение?
- Где растёт шиповник?
Ученики: В лесу, в парках, на берегах рек, в лесу, везде.
Учитель: Верно, шиповник растёт повсеместно, он любит селиться в поймах рек, на склонах оврагов. Шиповник часто используют для озеленения улиц в городах и сёлах. Известно более 50 видов шиповника. Рассматривание картинки (индивидуально на партах учащихся)
Б) Объяснение нового материала . Работа с текстом. (У каждого учащегося карточки с текстом).
Учитель: Прочитайте текст.
Шиповник- невысокое растение с красными, розовыми или белыми цветками. Листья жесткие, ствол с колючками. Осенью на шиповнике созревают полезные плоды, которые собирают, сушат и заваривают чай для лечения простуды.
Учитель: Ребята, можно ли по данному описанию сказать, что шиповник – удивительное растение? Почему?
- Сейчас мы будем составлять рассказ так, чтобы все увидели, что шиповник – удивительное растение.
- Прочитайте план на доске.

1) Общее впечатление о растении.
2) Дивные цветы

3) Волшебная аптечка.
4) Заключение. Шиповник – удивительное растение.

Учитель: Как вы думаете, почему у шиповника дивные цветы?
Ученики: Красивые цветы с дивными лепестками, ароматные, похожи на розы.
Учитель: А еще из лепестков варят варенье и делают духи.
- А что вы знаете о плодах шиповника?
Ученики: Они полезны для здоровья, их сушат, варят варенье, из них изготавливают лекарства. (Учитель дополняет при необходимости ответы учащихся).
Учитель: Как нужно собирать плоды шиповника?
Ученики: Аккуратно, не ломать ветки, собирать только созревший шиповник.
(По мере ответов учащихся учитель записывает опорные слова и словосочетания в соответствии с пунктами плана).
В) Динамическая пауза.
Встаньте дружно! Потянитесь!
Влево, вправо повернитесь!
Посмотрите друг на друга!
Сядьте тихо… Улыбнитесь!
Г) Составление рассказа учащимися.(закрепление)
Учитель: Попробуйте составить рассказ о шиповнике используя всё, что вы знаете об этом растении. (2,3 учащихся вслух, учитель при необходимости дополняет лексический материал для составления рассказа).
Б) Запись рассказа в тетрадях.(с опорой на слова для справок)

Шиповник- невысокое растение с красными, розовыми или белыми …. Листья жесткие, ствол с … . Цветы шиповника очень красивые. Из них делают  духи и варят … . Осенью на шиповнике созревают полезные плоды, которые собирают, сушат и заваривают … . Такой чай используют  для лечения … . Шиповник- удивительное … .
Слова для справок:

Цветы, колючки, варенье, чай, простуда, растение.
Д) Обобщение.
Учитель: Прочитаем получившийся рассказ.

Чтение детьми рассказа, записанного в тетради

 3. Итог урока.
Учитель: Сегодня мы узнали много нового и интересного про казалось бы обычное растение. Каждый день мы идем по дорожке в школу и обратно и не всегда обращаем внимание на него. Оказывается, что удивительное бывает не только в сказках и чудесах, оно рядом, здесь, близко… Нужно только быть внимательным. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы не только учились писать и сочинять рассказы, а учились любить всё, что нас окружает!

Материал для предварительного изучения на уроке чтения:

Древние греки связывали дикую розу с богиней красоты и любовного очарования Афродитой. Бытует легенда о том, как Афродита, узнав о смерти своего возлюбленного Адониса, бросилась к нему через густые заросли шиповника . Горе ее было так велико, что она не замечала, как колючие шипы ранили нежную кожу. А каждая капля крови, упавшая на зеленые ветви, превратилась в красную дикую розу.

В легенде кубанских казаков, Шиповник вырос из крови девушки, которая, не желая выходить замуж за нелюбимого, заколола себя кинжалом. Осенью этот куст одевался в наряд из красных ягод, но сорвать их мог только добрый человек. Если же к нему подходил злой человек, куст ощетинивался шипами и не давал сорвать ни одной ягоды. В чешской легенде (Моравия) благоухание цветущего куста Шиповника объясняется тем, что Богородица сушила на нем пеленки маленького Христа .

Шиповник дарит благополучие. В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие.
Есть у шиповника такое свойство - перерабатывать отрицательную энергию в положительную, поэтому издавна его высаживали около окон дома. Человек, который дарит цветок шиповника, признается в том, что он романтик. «Я уверен, что смогу сделать тебя счастливой!»

Слайды презентации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»

Цель:  Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями....

Говорение ОГЭ: Монолог: Образец карточки-стимула с опорными словами: environmental problems

Данная карточка представляет собой задание по говорению ОГЭ, задание взято с сайта ФИПИ без изменения. По пунктирным линиям карточка делится на три части: первая часть- само задание, вторая часть-стру...

Говорение ОГЭ: Монолог: Образец карточки-стимула с опорными словами: foreign languages

Данная карточка представляет собой задание по говорению ОГЭ, задание взято с сайта ФИПИ без изменения. По пунктирным линиям карточка делится на три части: первая часть- само задание, вторая часть-стру...

Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций через применение «опорных слов» технологии «БиС»

Статья посвящена описанию возможностей применения одного из элементов технологии "БиС" - "опорные слова". в ней описано, как и на каком этапе урока стоит внедрять элемент; дана рек...

«Составление рассказа «Воробей» по началу и опорным словам» вар.1.2 ФГОС НОО ОВЗ

Развитие речи во 2 классе в специальной школе вар.1.2 ФГОС НОО ОВЗТема: «Составление рассказа «Воробей» по началу и опорным словам».Цель: учить составлять рассказ «Воробе...