Конспект урока по русскому родному языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Шумилина Людмила Владимировна

Конспект урока по русскому родному языку в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     МБОУ  « Ширингушская СОШ»

Тема урока: Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.

Учитель по русскому родному языку: Шумилина Л.В.

                                       2025г

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.

Тип урока. Урок развития речи

Цели: развивать представление об особенностях склонения имён прилагательных, имён числительных, местоимений; показать типичные ошибки в употреблении этих частей речи; развивать навыки работы со словарями, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи , правильного склонения имён прилагательных, имён числительных, местоимений; владение изучающим и поисковым видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно.  

Задачи урока:

Образовательные : 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

2.Формировать язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

3. Развивать память и внимание.

4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные результаты

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Умения определять и исправлять ошибки

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая

              Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Упражнение 114, стр.84,докончить

Упражнение 124, стр.89

3.Самоопределение к деятельности.

- Какие грамматические ,морфологические характеристики имеют имена прилагательные?

(Постоянные: разряд по значению, у качественных- полная и краткая формы, степени сравнения; непостоянные: род, число, падеж.)

- Какие грамматические, морфологические характеристики имеют имена числительные?

( Постоянные: простое или составное, количественное или порядковое; непостоянные: род, число, падеж.)

-В чём особенность местоимений по сравнению с другими именными частями речи?

( Они не называют конкретное качество, количество или предмет, а только указывают на них.)

-Сформулируйте тему урока. (« Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений»)

4. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

В употреблении частей речи, о которых мы будем говорить ,очень часто делают ошибки и в разговорной речи, и на письме, и даже в средствах массовой информации. Поэтому будьте внимательны и к своей речи, и к тому, что вы слышите.

2. Работа по учебнику.

-Чтение текстов рубрик « Лингвистические заметки» и « Говорите правильно».

( Чтение информации).

  1. Упражнение 125 (с.89)- чтение, обсуждения вопроса.

Комментарии.

В первом объявлении ошибка в употреблении имени прилагательного: смешаны простая и составная формы сравнительной степени.

-Как исправим? Предложите варианты.( Цены на салаты более низкие. Цены на салаты ниже. Цены на салаты снижены.)

- Во втором объявлении ошибка в склонении имени числительного. Как её исправить? ( Надо: более пятисот.)

- В третьем объявлении ошибка в употреблении собирательного имени числительного. Как мы её исправим? ( Надо употребить количественное числительное: магазин «Три сундука».

                 Физминутка.

Мы глазами поколдуем. 
Круг огромный нарисуем! 
Нарисуем мы окно 
И большущее бревно. 
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх! 
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали, 
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд – 
Это мчится самолёт… 
Раз моргнули, два моргнули – 
Наши глазки отдохнули!

5.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

  1. Упражнение 126( с. 90)-комментированное письмо.

Комментарии

1)Наиболее важной или важнейшей. 2)Самое убедительное или убедительнейшее. 3)Ближайшее.

4) Ещё более отчётливым и ярким. 5)Нет ничего хуже  или нет ничего худшего. 6) Был более опасным или был опаснее. 7 )Нет озера глубже Байкала или нет озера глубже, чем Байкал. 8)Улыбался всё шире и шире. Самые красивые фотографии или красивейшие фотографии. 10) Ирина оказалась ловчее своих подруг или Ирина оказалась более ловкой, чем её подруги.

2. Упражнение 127(с.90)- самостоятельная работа с последующей проверкой.

3. Упражнение 129(с.91),- самостоятельная работа с последующей проверкой.

Комментарии

(К заданию1.)

1)Без него. 2) Насчёт неё. 3) Навстречу ему.4) Для них.

5) По поводу него и по поводу его. 6) Благодаря ему. 7) Про неё. 8) К ним.9) Подобно ему. 10) Впереди них.

(К заданию2.)

До него, за ней, из них, на него, при ней ,про них, возле него, впереди неё, мимо них, внутри него и внутри его, вне её, вопреки им, наперекор ему, согласно ей, вслед им, навстречу ему, подобно ей, соответственно им, благодаря ему, за исключением её, насчёт их, по поводу его и по поводу него.

6.Подведение итогов урока.

Каких ошибок следует остерегаться при употреблении имён прилагательных?

(Смешение простых и сложных степеней сравнения.)

(Использование сравнительной степени  прилагательного в другом слове.)

(Употребление прилагательных от профессий и занятий и тд.)

В чём сложность употребления местоимений 3-го лица с предлогами?

(Буква «н» добавляется. Например: без него, для неё.

Буква «н» не добавляется. Например: благодаря ей, наперекор им, вопреки ему.

Домашнее задание.

Упражнение 135, стр.94.

Орфографический и пунктуационный  практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе

Урок русского языка в 5 Б классеДата проведения: 27 апреля.Тема урока: «Разговорная речь. Просьба, извинение» 1. Объяснение новой темы. 1) Словарная работа Такт́чный, -ая, -ое; -...

Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 28 апреля Тема урока: «Неопределенная форма глагола» (параграф 109)  ОБЪЯСНЕНИЕ   ТЕМЫ: 1) ПАРАГРАФ 109...

Дистанционный урок по русскому родному языку в 9 классе 28 апреля

Урок русского языка в 9 классеДата проведения: 28 апреля 2020 г.Тема урока: «Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»Ход урока:1. Повторение изученного материа...

Дистанционный урок по русскому родному языку в 5 классе по теме "Время глагола. Прошедшее время"

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 6 маяТемы урока: « Время глагола. Прошедшее время» ( параграфы 114 и 115)Ход урока: 1.  Повторение темы  «Буквы Е-И в ко...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...