Конспект урока и технологическая карта урока по русскому языку в. 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Солдатова Оксана Александровна

Конспект урока и технологическая карта урока по русскому языку в. 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе «Определённо-личные предложения»

Цель урока: научиться находить в текстах определённо-личные односоставные предложения.

Задачи урока.

Образовательные: 

  1. Научиться различать односоставные определенно-личные предложения
  2. Развивать умение формулировать определение понятий.
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: 

1. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

2. Развивать умение применять новые знания;

3. Развитие творческие, речевые способности учащихся;

      4. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Добрый день. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Проверка домашнего задания.

II.    Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

1.Отгадайте загадку, найдите в предложениях грамматические основы.

Хожу на голове, хотя и на ногах. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве ботинка, сапога.)

 — Чем различаются основы этих предложений?

2.Запишите предложения с выделением грамматических основ.

На какие две группы по наличию главных членов  можно разделить эти предложения?

На небе гаснут облака…Уж поздно. (Ф.Тютчев). Я жду …Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. (А.Фет). Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет). Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я. ( А.Фет).

Детьми делается вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

3.Проблемная ситуация.

- Ребята, сейчас мы с вами запишем предложения и выделим в них грамматические основы, а также определим способ выражения сказуемого, если оно есть.

1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.

2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, наст.вр.

3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н.Рыленков.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, будущ.вр.

4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, мн.ч., будущ.вр.

5)Уходи, зима седая! (А.Майков.) Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

6) Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

7) Напишите мне письмецо!    Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

8) Я учусь в восьмом классе. Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.

9) Ты нарисовал красивую картину. Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, ед.ч., прош.вр.

10) Хмурое, зимнее утро. Сказуемое отсутствует.

Детьми делается вывод: Некоторые предложения односоставные. В них на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий. Можно подставить местоимения я, ты, мы, вы. Некоторые предложения двусоставные. Назван деятель и само действие, которое он выполняет. В последнем предложении нет сказуемого. Главный член предложения – подлежащее.

-Ребята, мы можем найти среди этих предложениях односоставные определённо-личные предложения?

-Нет.

-Почему?

4.- Какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Определенно-личные предложения»

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?
1. Дать понятие определенно-личных предложений.
2. Научиться находить определенно-личные предложения.

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.
Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……

Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)

5.На С.119 учебника читаем правило. Сравнить со своим.

На доску опорные слова из правила: Определенно-личные предложения

                                                односоставные

                                                главный член – сказуемое

                                                изъявительное наклонение

повелительное наклонение

1 лицо    2 лицо

С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу?

5.Составление формулы/схемы определённо-личного предложения.

-На основе теоретической части параграфа попробуем составить формулу определённо-личного предложения.

О-Л  🡪 глагол 🡪 1-е, 2-е л. наст./будущ.вр  🡪= я, ты, мы, вы

                                 изъяв.накл., повел.накл.

6. Первичное закрепление нового материала.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.

Всё ли вам нравится в данном тексте. (Повторяется я)

- Перестройте предложения в определенно-личные.

Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)

Пришли к такому же выводу, что и М. Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

7. Закрепление нового материала.

Одновременно у доски работают ещё два ученика с упр. 244: первый выписывает определённо-личные предложения, второй  - остальные. Работа сопровождается выделением грамматических

основ и характеристикой форм глаголов-сказуемых, заканчивается сначала взаимопроверкой, затем коллективной проверкой.

Работа с текстом об А. А.  Шахматове проходит в мини-группах: составляется и обсуждается план данного текста, готовится его пересказ. (Упр.247)

1. Учащиеся определяют, встретились ли односоставные, в том числе определённо-личные, предложения в тексте о Шахматове. Объясняют причину этого.

2.* Эксперимент с последним предложением первого абзаца  текста. Учащиеся должны найти ответ на вопрос, почему между подлежащим и сказуемым не ставится тире. Для этого проводятся такие манипуляции с предложением: а) исключается вводное слово; б) личное местоимение заменяется существительным; в) получившееся предложение рассматривается как с вводным словом, так и без него:

Он выдающийся русский синтаксист. / Шахматов, наконец, выдающийся русский синтаксист. / Шахматов  — выдающийся русский синтаксист.

Делается вывод об особенностях пунктуации в таких предложениях при наличии вводного слова и определяется, что в исходном предложении тире не ставится по двум причинам.

8. Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Оценивание учащихся.

9. Рефлексия

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

10.  Домашнее задание.

 1) Упр.246 или Упр. 248 (по выбору учащихся) или 2) Подобрать из стихотворений различных авторов 5-6 определённо-личных предложений.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Солдатова Оксана Александровна

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина

Основные термины и понятия: односоставные определённо-личные предложения,

Методы, приёмы, формы работы, средства обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод; системно-деятельностный  подход,  индивидуальная, групповая, фронтальная ,учебник, презентация .

Тема урока: Определенно-личные предложения

Педагогические задачи: Создать условия для обучения распознаванию определенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению разных вариантов выражения главного члена определенно-личного предложения, использованию определенно-личных предложении в речи

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные: Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия: Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах.

Коммуникативные универсальные учебные действия: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

Регулятивные универсальные учебные действия: Выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

         Предметные: Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Содержание учебного     материала

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный

1 мин.

Важная задача –  настроить детей на работу, определить  эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Подготовка рабочего места

Личностные: саморегуляция

Коммуникативные: вступление  в  диалог  с  учителем  по  ситуации организационного момента.

2Лингвистическая разминка.

Актуализация темы урока.

1.Отгадайте загадку, найдите в предложениях грамматические основы.

Хожу на голове, хотя и на ногах. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве ботинка, сапога.)

 — Чем различаются основы этих предложений?

2.Запишите предложения с выделением грамматических основ.

На какие две группы по наличию главных членов  можно разделить эти предложения?

На небе гаснут облака…Уж поздно. (Ф.Тютчев). Я жду …Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. (А.Фет). Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет). Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я. ( А.Фет).

Выполняют  задание, тренирующее  

навык определения грамматических основ.

Личностные: умение работать самостоятельно.

Познавательные: выполнение  учебных  действий, применение  мыслительных  операций.

3. Актуализация знаний и  фиксация  затруднений  в  деятельности

10 мин.

- Ребята, сейчас мы с вами запишем предложения и выделим в них грамматические основы, а также определим способ выражения сказуемого, если оно есть.

1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.

2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, наст.вр.

3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н.Рыленков.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, будущ.вр.

4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, мн.ч., будущ.вр.

5)Уходи, зима седая! (А.Майков.) Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

6) Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

7) Напишите мне письмецо!    Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

8) Я учусь в восьмом классе. Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.

9) Ты нарисовал красивую картину. Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, ед.ч., прош.вр.

10) Хмурое, зимнее утро. Сказуемое отсутствует.

Выполняют  задание, тренирующее   способы  определения  вида  предложения, по группам. Производят  мыслительные  операции.

По окончании  работы  производят самоконтроль.

Участвуют  в  обсуждении: кто  умеет  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных. Предложения  какого  вида  определить  было  трудно? Почему?  Что  надо  сделать,  чтобы не  было  ошибок?  

Познавательные:  выполнение  учебных  действий, применение  мыслительных  операций.

Результативные: контроль  и  выявления  своих  отклонений  от  знаний.

Коммуникативные:  Осуществление  совместной  деятельности  с  учётом  учебно-познавательных  задач,  вступление  в  учебный  диалог  с  учителем  и  одноклассниками.

4. Постановка проблемы, темы и цели урока

4 мин.

4.- Какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Определенно-личные предложения»

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?
1. Дать понятие определенно-личных предложений.
2. Научиться находить определенно-личные предложения.

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.
Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……

Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)

5.На С.119 учебника читаем правило. Сравниваем со своим.

Анализируют  данные  текста учебника. Понимают,  что  есть  ещё  вид  односоставных  предложений,  им  неизвестный   Ставят  перед  собой  задачу,  определив  зону  своего  знания  и  незнания.

Формулируют  тему  урока.

Составляют  план  работы  , связанный  с  предметными  знаниями  и  умениями, понимая, что  есть  некое  затруднение,  которое  им  следует  преодолеть.

 

Познавательные: умение  слушать, анализировать,  извлекать  информацию, устанавливать  причинно-следственные  связи.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение  слушать других  и  выражать  собственную  мысль, оценивать, комментировать   точку  зрения  другого  человека.

4.Построение  проекта – выхода  из    затруднения – освоение нового материала

4 мин.

Учитель  продолжает  микроисследование предложений,  вид  которых  ученикам  неизвестен.

Посмотрим на схему, представленную на слайде, как может называться этот тип предложения?

Значит, на  какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях?

1л.  Я         Мы  2л.  Ты      Вы)

Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)

Используют  алгоритм - способ  действия,  при  помощи  которого можно   определить, что  предложение – О-Л

Попробуем сформулировать правило.

(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,  волевая  саморегуляция.

Познавательные: моделирование, логическое  решение проблемы,  построение  логической  цепочки  рассуждения, доказательств, выдвижение   гипотез  и  их  обоснование.

5. Первичное

Закрепление нового материала

9 мин.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.

Всё ли вам нравится в данном тексте. (Повторяется я)

- Перестройте предложения в определенно-личные.

Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)

 

Работают самостоятельно, сверяясь пошагово  с  ранее  составленным    способом  действия,  осуществляют  самопроверку.

Регулятивные: Самоконтроль,  коррекция, Выявление  и  осознание того,  что  уже освоено  и  того, что  ещё подлежит  освоению.

Коммуникативные:  вступление  в  учебный диалог  с  учителем.

Познавательные :выполнение  учебно-познавательных  действий  с  применением  мыслительных  операций.

6. Закрепление нового материала

Самостоятельная  работа –самопроверка

9 мин.

Учитель  организует  деятельность  по  применению  новых  знаний  самостоятельно.  

Предлагается  выполнить упражнение № 247 в тетради самостоятельно, а Упр.244 на доске.

Индивидуальные карточки для работы с сильным учащимся.

Составьте текст на тему «Забота о птицах в зимний период»» с использованием определенно - личных предложений. Определите его стиль.

Смотрят  информацию  в  учебнике,  сравнивают  с  уже  полученным  знанием.

Решают  типовые  учебные  задачи  с  проговариванием  алгоритма  способа  действия.

Фронтальная, групповая

Регулятивные: самоконтроль,  коррекция,  выделение  и  осознание  того, что  уже  освоено  и  что  ещё подлежит  усвоению,  осознание  качества  и  уровня  усвоения.

Познавательные: понимать  информацию, представленную  в  виде  алгоритма;  умение  устанавливать  причинно-следственные  связи.

7.  Рефлексия

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.

 

Оценивают  свою  деятельность  на  всех  этапах  урока, формулируют  сведения  о  себе  как  об  ученике  и «удерживают»   добытые предметные  и  личностные    знания  в  памяти.

Познавательные:  применение  мыслительных  операций  анализа  и  сравнения.

Регулятивные:  самооценка.

8.Подведение

итогов урока

2 -3 мин.

 

Выставление оценок за урок.

Оценивают свою работу и общее впечатление от  урока.

 

Регулятивные:  самооценка.

9.Домашнее  задание

1) Упр.246 или Упр. 248 (по выбору учащихся) или 2) Подобрать из стихотворений различных авторов 5-6 определённо-личных предложений.

Записывают, задают уточняющие во-

просы

Приложение.

  1. Хожу на голове, хотя и на ногах. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве ботинка, сапога.)

         

       2.Запишите предложения с выделением грамматических основ.

На какие две группы по наличию главных членов  можно разделить эти предложения?

На небе гаснут облака…Уж поздно. (Ф.Тютчев). Я жду …Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. (А.Фет). Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет). Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я. ( А.Фет).

Детьми делается вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

3.

1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.

2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, наст.вр.

3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н.Рыленков.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, будущ.вр.

4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, мн.ч., будущ.вр.

5)Уходи, зима седая! (А.Майков.) Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

6) Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

7) Напишите мне письмецо!    Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.

8) Я учусь в восьмом классе. Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.

9) Ты нарисовал красивую картину. Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, ед.ч., прош.вр.

10) Хмурое, зимнее утро. Сказуемое отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.

Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...