Конспект урока и технологическая карта урока по русскому языку в. 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока и технологическая карта урока по русскому языку в. 8 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.5 КБ | |
| 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе «Определённо-личные предложения»
Цель урока: научиться находить в текстах определённо-личные односоставные предложения.
Задачи урока.
Образовательные:
- Научиться различать односоставные определенно-личные предложения
- Развивать умение формулировать определение понятий.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
1. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
2. Развивать умение применять новые знания;
3. Развитие творческие, речевые способности учащихся;
4. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Воспитательные:
- Воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Добрый день. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Проверка домашнего задания.
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
1.Отгадайте загадку, найдите в предложениях грамматические основы.
Хожу на голове, хотя и на ногах. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве ботинка, сапога.)
— Чем различаются основы этих предложений?
2.Запишите предложения с выделением грамматических основ.
На какие две группы по наличию главных членов можно разделить эти предложения?
На небе гаснут облака…Уж поздно. (Ф.Тютчев). Я жду …Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. (А.Фет). Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет). Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я. ( А.Фет).
Детьми делается вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).
3.Проблемная ситуация.
- Ребята, сейчас мы с вами запишем предложения и выделим в них грамматические основы, а также определим способ выражения сказуемого, если оно есть.
1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.
2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, наст.вр.
3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н.Рыленков.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, будущ.вр.
4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, мн.ч., будущ.вр.
5)Уходи, зима седая! (А.Майков.) Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.
6) Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся неуёмный ветер! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.
7) Напишите мне письмецо! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.
8) Я учусь в восьмом классе. Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.
9) Ты нарисовал красивую картину. Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, ед.ч., прош.вр.
10) Хмурое, зимнее утро. Сказуемое отсутствует.
Детьми делается вывод: Некоторые предложения односоставные. В них на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий. Можно подставить местоимения я, ты, мы, вы. Некоторые предложения двусоставные. Назван деятель и само действие, которое он выполняет. В последнем предложении нет сказуемого. Главный член предложения – подлежащее.
-Ребята, мы можем найти среди этих предложениях односоставные определённо-личные предложения?
-Нет.
-Почему?
4.- Какова тема сегодняшнего урока?
Тема урока: «Определенно-личные предложения»
Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?
1. Дать понятие определенно-личных предложений.
2. Научиться находить определенно-личные предложения.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.
Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.
Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……
Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)
5.На С.119 учебника читаем правило. Сравнить со своим.
На доску опорные слова из правила: Определенно-личные предложения
односоставные
главный член – сказуемое
изъявительное наклонение
повелительное наклонение
1 лицо 2 лицо
С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу?
5.Составление формулы/схемы определённо-личного предложения.
-На основе теоретической части параграфа попробуем составить формулу определённо-личного предложения.
О-Л 🡪 глагол 🡪 1-е, 2-е л. наст./будущ.вр 🡪= я, ты, мы, вы
изъяв.накл., повел.накл.
6. Первичное закрепление нового материала.
Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.
Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.
Всё ли вам нравится в данном тексте. (Повторяется я)
- Перестройте предложения в определенно-личные.
Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)
Пришли к такому же выводу, что и М. Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
7. Закрепление нового материала.
Одновременно у доски работают ещё два ученика с упр. 244: первый выписывает определённо-личные предложения, второй - остальные. Работа сопровождается выделением грамматических
основ и характеристикой форм глаголов-сказуемых, заканчивается сначала взаимопроверкой, затем коллективной проверкой.
Работа с текстом об А. А. Шахматове проходит в мини-группах: составляется и обсуждается план данного текста, готовится его пересказ. (Упр.247)
1. Учащиеся определяют, встретились ли односоставные, в том числе определённо-личные, предложения в тексте о Шахматове. Объясняют причину этого.
2.* Эксперимент с последним предложением первого абзаца текста. Учащиеся должны найти ответ на вопрос, почему между подлежащим и сказуемым не ставится тире. Для этого проводятся такие манипуляции с предложением: а) исключается вводное слово; б) личное местоимение заменяется существительным; в) получившееся предложение рассматривается как с вводным словом, так и без него:
Он выдающийся русский синтаксист. / Шахматов, наконец, выдающийся русский синтаксист. / Шахматов — выдающийся русский синтаксист.
Делается вывод об особенностях пунктуации в таких предложениях при наличии вводного слова и определяется, что в исходном предложении тире не ставится по двум причинам.
8. Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
Оценивание учащихся.
9. Рефлексия
Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»
10. Домашнее задание.
1) Упр.246 или Упр. 248 (по выбору учащихся) или 2) Подобрать из стихотворений различных авторов 5-6 определённо-личных предложений.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Солдатова Оксана Александровна
Класс: 8
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина
Основные термины и понятия: односоставные определённо-личные предложения,
Методы, приёмы, формы работы, средства обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод; системно-деятельностный подход, индивидуальная, групповая, фронтальная ,учебник, презентация .
Тема урока: Определенно-личные предложения
Педагогические задачи: Создать условия для обучения распознаванию определенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению разных вариантов выражения главного члена определенно-личного предложения, использованию определенно-личных предложении в речи
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия: Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах.
Коммуникативные универсальные учебные действия: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
Регулятивные универсальные учебные действия: Выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
Предметные: Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи.
Этап урока Время | Деятельность учителя Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный 1 мин. | Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Подготовка рабочего места | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. |
2Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока. | 1.Отгадайте загадку, найдите в предложениях грамматические основы. Хожу на голове, хотя и на ногах. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве ботинка, сапога.) — Чем различаются основы этих предложений? 2.Запишите предложения с выделением грамматических основ. На какие две группы по наличию главных членов можно разделить эти предложения? На небе гаснут облака…Уж поздно. (Ф.Тютчев). Я жду …Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. (А.Фет). Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет). Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я. ( А.Фет). | Выполняют задание, тренирующее навык определения грамматических основ. | Личностные: умение работать самостоятельно. Познавательные: выполнение учебных действий, применение мыслительных операций. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 10 мин. | - Ребята, сейчас мы с вами запишем предложения и выделим в них грамматические основы, а также определим способ выражения сказуемого, если оно есть. 1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр. 2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, наст.вр. 3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н.Рыленков.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, будущ.вр. 4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, мн.ч., будущ.вр. 5)Уходи, зима седая! (А.Майков.) Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл. 6) Звени, звени, златая Русь, Волнуйся неуёмный ветер! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл. 7) Напишите мне письмецо! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл. 8) Я учусь в восьмом классе. Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр. 9) Ты нарисовал красивую картину. Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, ед.ч., прош.вр. 10) Хмурое, зимнее утро. Сказуемое отсутствует. | Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. По окончании работы производят самоконтроль. Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных. Предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок? | Познавательные: выполнение учебных действий, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
4. Постановка проблемы, темы и цели урока 4 мин. | 4.- Какова тема сегодняшнего урока? Тема урока: «Определенно-личные предложения» Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок? Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается…… Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет) 5.На С.119 учебника читаем правило. Сравниваем со своим. | Анализируют данные текста учебника. Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть.
| Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека. |
4.Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала 4 мин. | Учитель продолжает микроисследование предложений, вид которых ученикам неизвестен. Посмотрим на схему, представленную на слайде, как может называться этот тип предложения? Значит, на какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях? 1л. Я Мы 2л. Ты Вы) Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение) | Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – О-Л Попробуем сформулировать правило. (Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Первичное Закрепление нового материала 9 мин. | Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ. Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу. Всё ли вам нравится в данном тексте. (Повторяется я) - Перестройте предложения в определенно-личные. Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я») |
Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку. | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
6. Закрепление нового материала Самостоятельная работа –самопроверка 9 мин. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается выполнить упражнение № 247 в тетради самостоятельно, а Упр.244 на доске. Индивидуальные карточки для работы с сильным учащимся. Составьте текст на тему «Забота о птицах в зимний период»» с использованием определенно - личных предложений. Определите его стиль. | Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Фронтальная, групповая | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
7. Рефлексия | Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.
| Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |
8.Подведение итогов урока 2 -3 мин. |
Выставление оценок за урок. | Оценивают свою работу и общее впечатление от урока.
| Регулятивные: самооценка. |
9.Домашнее задание | 1) Упр.246 или Упр. 248 (по выбору учащихся) или 2) Подобрать из стихотворений различных авторов 5-6 определённо-личных предложений. | Записывают, задают уточняющие во- просы |
Приложение.
- Хожу на голове, хотя и на ногах. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве ботинка, сапога.)
2.Запишите предложения с выделением грамматических основ.
На какие две группы по наличию главных членов можно разделить эти предложения?
На небе гаснут облака…Уж поздно. (Ф.Тютчев). Я жду …Соловьиное эхо несётся с блестящей реки. (А.Фет). Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет). Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я. ( А.Фет).
Детьми делается вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).
3.
1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.
2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, наст.вр.
3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н.Рыленков.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, будущ.вр.
4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А.Фет.) Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, мн.ч., будущ.вр.
5)Уходи, зима седая! (А.Майков.) Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.
6) Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся неуёмный ветер! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.
7) Напишите мне письмецо! Способ выражения сказуемого: глагол, повел.накл.
8) Я учусь в восьмом классе. Способ выражения сказуемого: глагол,1-е лицо, ед.ч., наст.вр.
9) Ты нарисовал красивую картину. Способ выражения сказуемого: глагол,2-е лицо, ед.ч., прош.вр.
10) Хмурое, зимнее утро. Сказуемое отсутствует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской, 5 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.
Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...

