Конспект урока русского языка "Бессоюзные сложные предложения" (технология здоровьесбережения)
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока русского языка с применением технологии здоровьесбережения "Бессоюзные сложные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya_v_portfolio.odt22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний .

Оборудование:  учебники, карточки с заданиями.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Задачи урока:

Образовательные:

-обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о БСП;

-совершенствование пунктуационных навыков по данной теме;

- развить умение формулировать определение понятий;

- совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

      План урока

Этап урока

Содержание(цель) этапа

Время в мин.

1. Оргмомент

Нацелить учащихся на урок, мотивировать их

1

2. Словарная работа

Вспомнить значения слов и словосочетаний. Орфографическая работа

4

3. Фронтальная беседа

Повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Бессоюзные сложные предложения»

3

4.Работа у доски

Повторить правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

7

5.Физкультминутка

Снятие усталости глаз и опорно-двигательной системы

1

6.Работа в парах

Формирование умения заменять союзное предложение бессоюзным сложным

7

7.Работа в группах

Потренировать в написании статьи на заданную тему

10

8.Самостоятельная работа

Формирование умения составлять бессоюзные сложные предложения

5

9.Итог урока

Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся

2

                                                                 Ход урока

1. Организационный момент

Давайте определим, что сегодня будем повторять, вспоминать, закреплять. Объявление темы. (запись в тетрадь)

  Обобщение по теме «БСП» 

-Мы будем говорить сегодня на уроке об экологии. Экологические проблемы мирового масштаба касаются всех, кто живет на этой планете. Их рассмотрению посвящаются ежегодные конференции ООН, кроме того, ежегодно 21 марта отмечается Международный день леса, а 30 марта - День защиты Земли.

2. Словарная работа: 

-«Экология». В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Термин «экология» впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель. Сделал это он в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». С этого момента наука «экология» ведет свое официальное летоисчисление.

-словарные слова из тематической группы «Экология»: природные ресурсы, гибель планктона, экосистема, биосфера, загрязнение, вырубка лесов, атмосфера, мировой океан, проблема мусора, озоновая дыра, промышленные отходы, лесные пожары, парниковый эффект.

3. Фронтальный опрос

-Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

-Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

-Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

- Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой?

- Когда в БСП ставится двоеточие?

- Когда ставится тире?

4. Работа у доски:

-Объясните, почему в данном БСП предложении обозначен именно этот знак препинания: 1.Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.

2.Родной наш дом изранен, болен, не обихожен, небо над ним загрязнено, порвано, большинство рек и морей превращены в сточные канавы

3.Природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений

4.Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

5. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.

6 Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивалось солнце.

-Восстановите текст и выполните задания к нему.

1.Утре…яя р.са л..жала толстым серебристым к.вром покрывающим всё бескрайнее поле цветы в это утро бл.стали всеми цветами радуги.

2. Я огл.делся. 3.В цветах пром.лькнул соловей пчелы уже начали соб.рать нектар. 4.Солнце почти поднялось облака созд.вали из света (не)повторимые узоры в небе. 5.Я ст.ял на этом поле в окружени.. земной красоты созда..ой пр.родой и Богом. 6.Я буквально чу.ствовал как красота цветов зар.жает меня энергией жизни.

(По Андрею Наумову).

-Какова его главная мысль? (радость, восхищение красотой природы)

-Какие чувства у вас вызвал этот текст? Назовите номера БСП (1,3,4)

Распределите предложения в таблице, учитывая смысловые отношения.

Игнат спустил курок – ружье дало осечку.

Журавля убьёшь – счастья не будет. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.

Сажай лес в поле – будет хлеба боле.

Лето собирает - зима подъедает.

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Срубили кусты – прощай, птицы.

Гнездо разорять – себя убивать

Первая часть имеет значение времени

Быстрая смена событий

Вторая часть имеет значение следствия

Первая часть имеет значение условия

Содержание первой части противопоставляется содержанию второй

3,6

1

4,7

2,8

5

5. Физминутка

6. Работа в парах

- Замените союзные предложения БСП

1. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» (Леонардо да Винчи)

«Когда искренне любишь природу, красоту найдешь везде» (Винсент Ван Гог)

«Пойми живой язык природы — И скажешь ты, что прекрасен мир!» (Иван Саввич Никитин )

«Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя» (Михаил Михайлович Пришвин)

7. Работа в группах

Напишите статью на одну из тем:

-Несанкционированные свалки бытовых отходов.

-Состояние водоемов.

-Бездомные животные.

-Низкая культура людей

8. Конструирование предложений  Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1. С детских лет постигаем мы истину…  2. Хочешь изменить мир к лучшему…

9. Итог урока: -Что сегодня мы повторили на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс

Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Урок русского языка "Сложное предложение"

Урок - смотр знаний. Повторение видов сложного предложения, интересные задания на перестройку разных осложнённых предложений. Все предложения для урока подобраны на одну тему "Судьба"...

Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе

Урок русского языка с применением современных технологий...

План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения,  педагогики сотрудничества, индивидуальн...

Конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по рускому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи" ....

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....