Методические рекомендации к курсу предметной коррекции по русскому языку в старшей школе
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
Методические рекомендации составлены с целью разъяснения педагогическим работникам особенностей подготовки лекционных, дидактических и методических материалов коррекционного курса «Русский язык без правил».
Особое внимание уделяется приемам оптимального смыслового структурирования и подачи учебного материала.
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и проведения уроков коррекции по русскому языку. Содержат дополнительные сведения о видах и типах уроков, формах организации учебной деятельности, дидактической структуре урока и т.п.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, обмена педагогическим опытом, научных публикаций.
Овладение опытом организации подачи учебного материала предлагаемой методикой может стать основой для использования её приемов и способов непосредственно на уроках русского языка; может способствовать повышению мотивации к обучению у обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов
Методические рекомендации
к курсу предметной коррекции по русскому языку в старшей школе
Автор: Дорожкина Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Г.Уфа, 2023г.
Пояснительная записка
Методические рекомендации составлены с целью разъяснения педагогическим работникам особенностей подготовки лекционных, дидактических и методических материалов коррекционного курса «Русский язык без правил».
Особое внимание уделяется приемам оптимального смыслового структурирования и подачи учебного материала.
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и проведения уроков коррекции по русскому языку. Содержат дополнительные сведения о видах и типах уроков, формах организации учебной деятельности, дидактической структуре урока и т.п.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, обмена педагогическим опытом, научных публикаций.
Овладение опытом организации подачи учебного материала предлагаемой методикой может стать основой для использования её приемов и способов непосредственно на уроках русского языка; может способствовать повышению мотивации к обучению у обучающихся.
Введение
Коррекционный курс обучения практической русской грамотности и подготовки к ЕГЭ и ГВЭ учащихся старших классов построен, исходя из внутренних резервов и законов языка. Грамматические правила при этом не используются. Традиционные для нормативной грамматики понятия «части речи» и «части слова» (морфемы) отсутствуют. Под запретом находятся многие традиционные понятия учебников русского языка: «словарное слово», «исключение», «раздельное» написание и др. Системные ошибки, которые допускает подавляющее большинство учащихся, обусловлены именно попытками применить правила традиционной орфографии и пунктуации. Систематизация ошибок школьников показывает, что проблема правописания связана не только с ошибкой в схеме обучения, а прежде всего с особенностями детской и подростковой нейрофизиологии и с недостаточной зрелостью речевых систем. Это наблюдение приводит к выводу, что учить грамматические правила и применять их по ходу письма просто бессмысленно. У каждого учителя найдётся не один пример, когда ученик, не зная правил из учебника, пишет грамотно и, наоборот, умеющий повторить все правила слово в слово, делает множество ошибок.
Незрелость речевых систем — это не проблемы с речью или артикуляцией, а особенности подростковой нейрофизиологии. Человек в 13, 14, 15 и даже в 16 лет менее вынослив в своем нейропсихологическом статусе, чем взрослый. Это значит, что при письме его внимание неустойчиво, не поддерживает слухоречевую оперативную память. Задание на списывание – хороший приём проверки объёма оперативной памяти. Как читает ученик - весь текст целиком или только первое предложение – и сразу начинает писать; как пишет – всё предложение сразу или по 2-3 слова, каждый раз отыскивая глазами нужное (то есть, снова и снова перечитывает фразу), и когда дописывает конец предложения, уже забывает, что было в начале… Может он «применять правила» при письме, отслеживать позиции, если все его внимание направлено на то, чтобы переписать слова из текста. Он не запоминает ни смысла написанного, ни правописания.
Научно доказано, что объем слухоречевой оперативной памяти и оперативного внимания резко снижается и падает именно в момент письма — при моторном (рукодвигательном) усилии.
Таким образом, любые проблемы с письмом и грамотностью — это разные варианты дисфункций речевых систем: недостаточный объем слухоречевой оперативной активности (памяти и внимания), а также расфокусированный зрительно-моторный контроль. И в традиционной нормативной программе результат обучения не зависит от волевых усилий учителей, родителей и, тем более, самого учащегося, которого эти усилия не активируют, а наоборот, подавляют.
Программа коррекционного курса опирается на исследования особенностей развития нейропсихологии подростка, системное наблюдение над ошибками детей, этиологию и этимологию ошибок (статус и качество ошибок и их профессиональная классификация), подростковые дисграфии.
Курс исключает опору на все традиционные правила; обучает практическим умениям с опорой на слух и речь. Уметь и знать — не одно и то же. Здесь расходятся задачи школьной программы и программы коррекционного курса. Школьная программа не дает развиться естественной грамотности человека и ставит ей всяческие препятствия. Программа коррекции основана на внутренних законах речи и языка, которые в нормативной грамматике не учитываются.
Это специальная программа, цель которой — не отражать грамматические правила и информацию (какие есть части речи, части слова и грамматические категории), а уничтожение ошибок. То есть, это «не повторение русского языка, а стратегия, предельно точно ориентированная именно на борьбу с ошибками и их преодоление».
Поэтому она способна решать задачи формирования функциональной грамотности, в частности, практической грамотности на всю жизнь человека.
Содержание
- Отличие коррекционного курса от традиционной программы обучения
Цель коррекционного курса - научить каждого учащегося писать любые тексты без ошибок и подготовить его ко всем видам экзаменов за предельно короткий срок без диктантов и зубрежки.
Исходя из нее, курс решает следующие методические задачи:
- Нацеленность на решение конкретных частотных проблем обучающихся, перевод позиции «трудно» в позицию «легко».
- Живая организация занятий, включенность каждого обучающегося в рабочий процесс.
- Практическая направленность занятий: исключение громоздких теоретических правил учебных пособий, справочников и т.п. Предельная простота терминологии и борьба с системными ошибками.
- Решение проблем именно с грамотным письмом, а не попытка охватить всю академическую дисциплину «русский язык». Курс нацелен на выработку стойкого навыка практической грамотности.
- Сокращение до минимума в методике «вирусов» и исключений, которыми заражены многие правила школьной программы и которые неизбежно приводят к системным ошибкам.
Чем отличается методика коррекционного курса «Русский язык без правил» от традиционной по предмету «Русский язык»?
1.Традиционная методика обучения неспособна решить системные ошибки учащихся, поскольку она их попросту не учитывает. Коррекционный курс решает конкретные задачи по борьбе с системными ошибками.
2.Учебные пособия по русскому языку, предлагаемые в средней общеобразовательной школе, несмотря на разнообразие подходов к обучению, имеют громоздкую систему правил, которая приводит ученика к зубрёжке (если ещё учитель требует знать правило «на зубок») и не усваивается учащимися на практическом уровне, а также содержат бесчисленные «вирусы» и исключения из правил, гарантированно ведущие к ошибке (ниже это будет видно на примерах).
3.Коррекционный курс отказывается от любых правил и сосредотачивается на классификации системных ошибок обучающихся (квазиграмматизмы, ошибки на «границах слов», в глагольных формах и т. д.). Бороться со всеми ошибками сразу неразумно и неэффективно. Курс русского языка по программе «Русский язык без правил» ставит последовательные задачи — сначала справиться с главными ошибками и довести до автоматизма основные позиции при письме — слитность, правописание «ни» и «не» («гармошка»), затем научить писать словарные слова без помощи словаря (применение «регулярных блоков», ликвидация квазиграмматизмов). Освоение этих навыков автоматически поднимает оценку ученика как минимум на один балл, так как это наиболее частотные позиции при письме.
4.Важно также показать учащимся, что во многих «трудных» случаях никакой трудности нет, сама природа русского языка их исключает, если опираться на слух и речь. Курс по методике «без правил» отличаются от традиционных методик обучения тем, что переводят большинство грамматических трудностей в позицию «легко». Далее остается освоить ряд менее частотных позиций, включая сложнейшую пунктуацию русского языка.
II. Особенности методики курса
1.Методика коррекционного курса «Русский язык без правил» нацелена на уничтожение ошибок на письме, а не на повторение и заучивание правил. Её суть такова: наглядно показывается, что в большинстве так называемых “сложных” случаев орфографии и пунктуации никаких сложностей нет, и учащиеся без проблем могут писать грамотно. В тех случаях, где сложность действительно есть, предусмотрена система простых, доступных в усвоении алгоритмов, которые закрепляются специальными тренингами.
От традиционных уроков русского языка коррекционный курс «Русский язык без правил» отличается тем, что не пытается охватить всю огромную теоретическую часть предмета «Русский язык». Курс коррекции для школьников направлен на решение конкретной задачи для каждой категории учащихся: формирование навыка практической грамотности.
Учащийся может воспринять только тот материал, который он в состоянии усвоить в силу физиологических особенностей развития мозга в данный период его жизни и развития. Для того, чтобы определить степень развития речевых систем мозга на вводном уроке проводим вступительный тест (а не для определения «уровня безграмотности»). По результатам вступительного тестирования планируем индивидуальную коррекционную работу, с которой учащийся может наиболее эффективно справиться в данный момент. Чаще уровень учащихся примерно соответствует тому, в каком классе средней школы они обучаются, но бывают исключения: ребёнок, опережающий в развитии своих сверстников, и наоборот, отстающий, так как степень развития структур его мозга пока не позволяет ему эффективно усвоить материал. Курс коррекции направлен на решение конкретной задачи для каждого ученика.
Базовый курс коррекции включает в себя максимально возможный набор алгоритмов, охватывающий всю пунктуацию и все позиции, содержащие в себе орфографические «трудности», но не «всю школьную орфографию», так как в школьной программе огромное количество «трудностей» и проблем попросту надуманы. Никто из учащихся не делает в них ошибок (например, «дотронулся до стола», «смотрю в окно» и др.). Целью программы является борьба именно с системными ошибками, которые делает большинство учащихся.
Основные ошибки учащихся можно условно разделить на две группы.
Наиболее злокачественная группа ошибок исходит из подростковой дисграфии (незрелость речевых систем) и ее последствий:
а) ошибки на границе слов: упорное написание слитных слов раздельно (не наоборот!): (такие как «ушел на всегда», «идти в перед», «не правильный вывод», «ни чего не знаю», «говорить в пол голоса» и т. д.),
б) «квазиграмматизмы»: ложные представления, что письмо от речи отличается и что нужно писать все наоборот («истЕнный», «бОгряный», «преподОвание», «дирЕжер», «ОранжЕровка», «сЕмпОтЕзировать» и т. д.).
Такие ошибки наиболее частотны, и школьные методики обучения русскому языку не могут помочь ученику справиться с этими проблемами. В школьной программе освоить первую категорию ошибок мешают «правила»: «слитно-раздельно» (при этом, ошибок типа «поставил настол», «налил вкружку» не бывает), а все трудные, «словарные» слова дети просто заучивают. Коррекционный курс предлагает простые алгоритмы, помогающие принять правильное решение непосредственно в момент письма. Концепция курса основана не на зубрежке теории, а на выработке навыка автоматического письма без ошибок.
Вторая группа – грамматические ошибки:
- на н/нн: «серебрЕННый», «истиНый», «крашеННый», «ранеННый», «тружеННик»;
- на о/ё: «поражОн», «девчЁнка», «грачЁнок», «сгущОнка», «трущЁба», «решОтка», «шЁрох» и т. д.;
- на ь: «много дачЬ», «грушЬ», «могучЬ», «напроч», «вскач», «злющЬ», «сжеч»;
- на дефис: «древне - русский», «трех-метровый», «что то», «какой нибудь», «пол груши»;
- производные предлоги: «в течении» («втечении», «втечение»), «в следствии» («в следствие»).
«Правила» на эти темы не усваиваются большинством учащимися. Причина этих ошибок в самой громоздкой системе школьных правил, переходящих из учебника одного года обучения в другой (из 5 в 6 класс, из 6 в 7-ой). Трудно воспринимаемая терминология в учебниках, множество «исключений» из «правил», нехватка времени на отработку практических умений не приводят к устойчивому навыку применения этих «правил». Например, практически все могут перечислить три слова-исключения «стеклянный, оловянный, деревянный», но правило на «н/нн» мало кто вспомнит. Отсюда ошибки: «серебрянный», «кожанный». «Исключения» легко запоминаются из-за многократного повторения, но на письме именно они и сбивают с толку ученика. В программе коррекции понятия «исключение» нет.
Пунктуационные ошибки примерно того же типа. Например, «выделение на письме причастного оборота» очень сложно в ситуации реального письма. Поэтому коррекционный курс «без правил» предлагает использовать простые алгоритмы для формирования практических умений.
2.Курс эффективен для старших учащихся, 8-11 (9-12) классов.
Программа коррекционного курса «Русский язык без правил» поможет решить все проблемы с грамотностью, стоящие перед учениками на данном этапе: диктанты, изложения, сочинения, включая успешную сдачу ЕГЭ.
В программе курса запрещено:
- использовать традиционные правила русской грамматики;
- пользоваться орфографическим словарем с целью выучить слова или узнать, как их писать;
- вообще что-либо «учить» и «запоминать», включая материал и тезисы самого курса.
На первом уроке ученик пишет текст диктанта, как умеет. Учителю важен этот мониторинг, чтобы зафиксировать проблемы в правописании и построения индивидуального курса коррекции.
Но учитель, поурочно планируя коррекционный курс, ДОЛЖЕН исходить изначально из того, что учащийся никогда не учился в школе и не знаком с учебником русского языка.
Поэтому на вводном уроке перед учеником надо поставить ЗАДАЧИ, которые ему предстоит решить:
- Научиться писать, делая как можно меньше ошибок;
- Те ошибки, которые остались, свести к нулю путем различных и предельно простых приёмов, которые легко применить на практике.
И главная задача - правописание из позиции «трудно» перевести в позицию «легко». То есть не увеличивать количество «трудностей», а, наоборот, сокращать их. Это должно стать для ребёнка психологической УСТАНОВКОЙ успешности, тем более что уже с первых занятий он начнет видеть результат своих усилий. А к концу обучения он становится грамотным человеком на всю жизнь.
Сверхзадача «грамотность на всю жизнь» ставится только перед учащимися базового курса (9–11 классы). Она успешно решается и подтверждается рядом контрольных тестов в период обучения. Уже через месяц обучения первый тест-контроль показывает учащемуся (и родителям), чему он научился и сколько позиций он способен держать под контролем. Через полгода проверяется приобретенный «эффект корректора»: пишет без ошибок и правит разные системные ошибки в чужих текстах. У старшеклассников (базовый курс) эффект идеальной грамотности сохраняется на всю жизнь и обучаться повторно не нужно.
Но чтобы программа работала, пока учащиеся переходят из класса в класс (если курс пройден в 9 классе, например), они должны пользоваться всем тем, чему научились на уроках коррекции, а не заучивать снова школьные правила. И учителю нужно будет перестроить свою работу на уроке русского языка, чтобы ребенок вписывался в общую систему умений.
Итак, коррекционный курс призван убедить учителей и родителей, что без правил можно обойтись. Даже наоборот, применить правило — значит не справиться с задачей. В книге «Идеальная грамотность» в главе «Вирусы» Н.Романова приводит примеры, доказывающие, что «именно правила в целом ряде случаев приводят к неверному ответу и гарантированной ошибке»:
Один из вариантов тестов:
В каком ряду все слова пишутся с одной буквой «н»?
1) Собстве(н/нн)ый, исти(н/нн)ый, ледя(н/нн)ой.
2) Серебря(н/нн)ый, постоя(н/нн)ый, кожа(н/нн)ый.
3) Перекоше(н/нн)ый, броше(н/нн)ый, непроше(н/нн)ый.
4) Стриже(н/нн)ый, беше(н/нн)ый, полотня(н/нн)ый.
Правильный ответ — № 4. Но те, кто пытается здесь вспомнить и применить правило, никогда его не выберут! Потому что правило на «н/нн» прежде всего требует «запомнить суффиксы». Среди всех этих суффиксов есть и суффикс енн с двумя «н» (естественно, тождественный). В словах «стриже(н/нн)ый» и «беше(н/нн)ый» этот суффикс есть! Автоматически срабатывает связь: суффикс енн = «нн». То есть «стриженный» и «бешенный».
Трудно не согласиться, потому что понятие «отглагольные прилагательные» в школьной программе дается вскользь, в сопоставлении со страдательным причастием (и то и другое дети усваивают с трудом или вовсе не усваивают).
Это и есть системные ошибки. Ошибки, закрепленные в сознании обучающихся пробелами в системе обучения. Только профессионал, обладающий достаточной теоретической базой, объяснит, что в словах «стриженый» и «бешеный» суффикс надо писать не с двумя, а с одной «н», потому что так называемые «отглагольные прилагательные», где суффикс роли не играет, потому что эти слова производятся от глаголов несовершенного вида, что в них нет приставок. Спрашивается – а есть ли у экзаменуемого время на все эти объяснения, а в стрессовой ситуации экзамена ещё и возможность спокойно и взвешенно обдумать каждый вариант!? Ответ очевиден: не может уже потому, что у него нет опоры в виде алгоритма, который для учащихся, прошедших курс коррекции, является рабочим и решает практически половину всех вопросов в орфографии без правил, пользоваться которыми невозможно в условиях экзамена, а в жизни вообще незачем.
Ведь те, кто «и так знает, как писать», грамотные люди, не станут вспоминать никаких суффиксов и выберут правильный ответ сразу, едва пробежав глазами все четыре варианта.
3.Позиция «легко» («рука пишет сама»)
Задачу: правописание из позиции «трудно» перевести в позицию «легко» - решаем, используя АЛГОРИТМ (то есть точный порядок, последовательность действий). Алгоритм специально заучивать не надо, он запоминается в практической деятельности. Как то, например, что дважды два – четыре или что в 1 метре 10 дециметров…
Но одно дело это знать, другое – уметь применить в примерах и задачах. Алгоритм, таким образом, надо просто УМЕТЬ применить. Только этого, конечно же, недостаточно, чтобы ребёнок прекратил делать ошибки в позициях заданного алгоритма! И так как коррекционная задача формировать не знания, а УМЕНИЯ, то надо еще научить различать и выделять конкретную позицию среди других в процессе письма, то есть отработать ВНИМАНИЕ и КОНТРОЛЬ.
Эту функцию в коррекционном курсе выполняют специальные ТРЕНИНГИ. Они направлены на укрепление и развитие слухо-речевой оперативной активности (памяти и внимания), зрительного и моторного (рукодвигательного) осмысленного контроля за текстом и подавление интерференции, чтобы в потоке множества позиций и смыслов не упустить и отслеживать ту, которая сейчас является главной. Здесь необходим счет.
Методика ТРЕНИНГА проста и подходит для любого уровня обучения грамоте («зоне ближайшего развития» С.Выготский).
Порядок действий для учителя:
- Даём алгоритм грамматической задачи;
- Работаем с текстом (это делает сам ученик или сначала учитель даёт образец работы, потом ученик):
1)НЕ ПИШЕМ! На слух учащиеся из речевого потока отслеживают и считают позиции заданного алгоритма (позиции при этом озвучиваются и сверяются);
2)ПИШЕМ! (если ребёнок не пишущий, тексты для тренинга НУЖНО распечатать). Задача: из текста выписывать только те слова, в которых есть позиционные (из алгоритма) буквы, записать слово и сразу, в момент письма, ручкой графически зафиксировать наблюдаемую позицию: обвести в кружок, подчеркнуть и др. (исходить из физических возможностей ребёнка). НУЖНО, чтобы этот моторный (рукодвигательный) контроль включался ОДНОМОМЕНТНО с записью слова и был ПОСТОЯННЫМ по ходу дальнейшего обучения и практики.
Таким образом, шаг за шагом сводим все «трудности» к минимальному количеству позиций, постепенно сокращая, доводим их до предельно необходимого минимума, который, в итоге тоже обнуляется и снимается с контроля, переводим его в позицию «легко» — «трудности нет» — «варианты отсутствуют» — «ошибка исключена» — «рука пишет сама» (Романова Н.).
«Рука пишет сама» - автоматическое письмо, не контролируемое знаниями и навязанными установками (так пишут грамотные взрослые люди - никто о правилах не вспоминает в момент письма, никто не думает, как написать слово), но в коррекционном курсе оно жестко контролируется алгоритмом. Это та опора, при помощи которой ребёнок довольно быстро осваивает автоматическое письмо. Перед обучением ученик пишет текст без опоры, как умеет: у него на тот период ноль позиций. Далее, через месяц обучения, он может учитывать (благодаря алгоритмам) и держать под контролем (благодаря тренингам) позиции, которые дают ему возможность правильно решать при письме: 1) как надо писать «трудные» «словарные» слова (в том числе, и русского происхождения) без словаря; 2) как надо правильно ставить знаки (запятые) в половине всех случаев (а также, где ни в коем случае знаки ставить нельзя).
Так постепенно решается главная задача: перевод из позиции «трудно» в позицию «легко».
Проблемы дисграфиков – детей, не обладающих изначально природной грамотностью, имеют еще и вторичную природу: они не могут справиться с своей дисграфией из-за правил! Их попытки применить правило приводят к еще большему количеству ошибок, потому что знание нормативной грамматики не приводят к грамотности. Нормативные программы, как правило, предполагают двух или трёхкратное прохождение одних и тех же разделов с расширением и углублением их содержания в зависимости от возраста учащихся, и в учебнике преподносится материал «порциями». Например, 5 класс «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах имён существительных», 6 класс - «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах имён прилагательных», 7 класс – «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». В природной структуре языка это одна и та же позиция в речи, а в сознании ребёнка к 8-ому классу психологически закрепляется понятие «трудно», потому что он воспринимает эти «правила» как абсолютно разные. Это пример того, что практически все проблемы нормативной грамматики надуманы.
Программа коррекционного курса основана на внутренних природных законах речи и языка. Для носителей языка норма — это сама речь, и чтобы грамотно писать не нужно держать в голове ненужную информацию. Поэтому программа «Русский язык без правил» исключает все позиции «трудно», так как практически переводит их в позиции «легко» (т.е., рука пишет сама).
4.Главное требование к поведению при письме: «Думать вредно!» и «Опора на речь»
Итак, коррекционный курс «без правил» учит УМЕТЬ. Уметь — это когда не надо думать («думать вредно»). Выше уже было сказано, что грамотный человек (у кого нет проблем с правописанием) пишет произвольно, не задумываясь о том, как написать, т.е. «рука пишет сама». И вопрос возникает только тогда, когда «рука думает»: как писать? Только в этом случае и нужен АЛГОРИТМ, который быстро подскажет решение.
В речи и языке ключевую роль играют, как известно, ИНТОНАЦИЯ и СМЫСЛ (предложение состоит из смысловых отрезков). Речь сама заставляет нас делать ПАУЗУ, выделяя смысловой отрезок. Поэтому в коррекционном курсе нет необходимости подразделять смысловые отрезки на грамматические категории («причастный оборот», «деепричастный оборот» и т.п.). Оставляем привычное детям название «оборот» и берём за основу для тренировки правильного выбора знаков препинания ПАУЗНУЮ РЕЧЕВУЮ пунктуацию. То есть начинаем УЧИТЬ ребёнка во время чтения СЛУШАТЬ себя, чтобы ПОНИМАТЬ прочитанное. Опыт работы показывает, что проблема пунктуационных ошибок и заключается в том, что наши дети даже к 11 (12) классу не обладают функциональной грамотностью: не умеют ЧИТАТЬ. Речь идет не о технике чтения, а о формировании устойчивого навыка ОСМЫСЛЕННОГО чтения, приобретения навыка рефлексивного чтения. Именно погоня за скоростью чтения в младшей школе закрепляется в сознании ребёнка и приводит к тому, что он старается быстро дочитать до точки, не вникая в смысл того, что прочёл. Но точный смысл предложения может быть понят только при наличии навыка полного «прочитывания» слов, а не «примерного» их восприятия. Поскольку ученики плохо читают про себя многосложные слова, проглатывают окончания, то воспринимают только «образ» слова (его корень и, так сказать, контур), а не слово в его грамматической форме. А слова в предложении связаны по смыслу, интонация разделяет эти смыслы, связи. Методика курса через алгоритмы и тренинги перестраивает в сознании ученика представления о чтении и формирует устойчивый навык осмысленного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения художественных и других видов текста и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Как научить?
Главная позиция при формировании навыка ПАУЗНОГО РЕЧЕВОГО чтения - «ОПОРА НА РЕЧЬ» (т.е. НА свой СЛУХ). Ребёнок должен научиться СЛЫШАТЬ себя во время чтения, слышать ПАУЗУ – подсказку. Слышать себя получается не сразу, потому что, как уже было сказано выше, ребёнку приходится осознать, что читает он непродуктивно: не понимает прочитанное, пересказать не может, и алгоритм применить он не в состоянии именно ПОЭТОМУ. Осознать, что алгоритм работает, а ошибки в пунктуации из-за неправильной стратегии чтения, бывает непросто! Чтобы исключить психологический срыв у ребёнка, учителю следует проявить такт и терпение. Только когда ребёнок начинает понимать, что РЕЧЬ сама «ставит» чтение НА ПАУЗУ в нужном месте, тогда он начинает понимать и смысловые связи отрезков речи, и смысл всего предложения целиком.
Работа над формированием навыков правильной пунктуации смыслового отрезка начинается с алгоритма. Алгоритм позволяет закрепить установку на поиск определённого смыслового отрывка (вопрос, паузную речевую позицию в предложении). Затем применяем различные виды ПАУЗНО РЕЧЕВОГО тренинга:
ознакомительный – учитель показывает, как «работает» алгоритм;
тренировочный – ученик сам применяет алгоритм;
закрепляющий – рефлективный.
ПАУЗНАЯ РЕЧЕВАЯ пунктуация отрабатывается в 3 действия:
- расставляются паузы;
- по алгоритму определяются ПРАВИЛЬНЫЕ паузы («не тормозить!»), вычитаются ложные;
- проверяется постановка знаков препинания: «голова - хвост» предложения (читаем предложение БЕЗ смыслового оборота).
Таким образом, формируем умение стилистически правильно строить фразу, наращивая оборот и делая проверку. Этот навык является устойчивым и остаётся на всю жизнь человека.
Тренировочные УПРАЖНЕНИЯ должны состоять из предложений с одним или несколькими смысловыми отрезками ОДНОГО ТИПА, например, «правый оборот». Сначала ученик идёт строго по алгоритму (каждый раз проговаривая вслух), а далее, в зависимости от степени усвоения УМЕНИЯ, «про себя», «на автомате». Связный текст здесь непродуктивен.
К темам 14 и 17 (см. ниже) необходимо подбирать предложения с РАЗНЫМИ ТИПАМИ смысловых отрезков, на рефлективный тренинг нужно использовать связные тексты.
III.Главные темы в методике «без правил»:
- Слитность (границы слов).
- Умение пользоваться двумя проверками: 1) «много можно/нельзя» и 2) «скажи иначе». При этом все остальные проверки, а также применение правил запрещены.
- Уверенное и правильное написание словарных слов без словаря и без заучивания и запоминания.
- Паузная речевая пунктуация: безошибочная постановка всех пунктуационных знаков в предложениях любой конструкции без разбора их структуры. В любых предложениях (сложной конструкции) знаки расставляются правильно в 2 простых действия (плюс проверка).
Тематическое (примерное) планирование
Тема Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители |
Диктант | Проверка уровня грамотности (установка: писать , как умеет, не проверять; чем больше ошибок, тем лучше ) | Входной контроль |
Тема 1. «КВАГИ»(квази грамматизмы). | Умение правильно писать все словарные слова иностранного происхождения без словаря (вторая половина всего словаря — за вычетом исконных). Алгоритм «все гласные». Блоки и «КВАГИ». | |
Тема 2. Регулярные блоки. | Умение правильно писать все словарные слова русского происхождения БЕЗ СЛОВАРЯ, опираясь на простейшие регулярные блоки (запоминать и учить ничего не надо). | |
Тема 3. Проверяемые гласные корня слова | Умение правильно писать слова, опираясь на проверку корня. | |
Тема 4. Чередование гласных корня слова | Умение правильно писать слова, опираясь на значение корня. | |
Тема 5. Правый оборот. | Умение правильно расставить (50%) всех запятых, имеющихся в синтаксисе. Паузная речевая пунктуация в 2 действия: расставляются паузы;вычитаются ложные. Умение стилистически правильно строить фразу, наращивая оборот и делая проверку | |
Тема 6. Установка на слитность. | Слитность — главная позиция ППП (поведения при письме). Позиция «легко» (?) и позиция «слитно» (?). Где трудно — там слитно. Умение соблюдать границы слов (учитываются все позиции языка, включая частицу «не»). | |
Тема 7. Гармошка (Z). | Умение правильно писать отрицательные и неопределенные местоимения и местоименные наречия (типа «ниоткуда не вернулся», «нисколько не дорогой билет», «ни к кому не обращаясь») по одной формуле. Умение правильно различать все парные сочетания, которые есть в языке. | |
Тема 8. Различать «не» и «ни». | Алгоритм различия. |
|
Тема 9. ДОБ (деепричастный оборот). | Паузная речевая пунктуация (ПРП). Умение правильно ставить остальные запятые, которые остались после правого оборота. Вычитание ложных пауз. Контроль правильных пауз. Приобретенный навык ПРП является пожизненным. | |
Тема 10. Позиции после шипящих | Умение правильно писать слова типа «изображ…н», «трущ…ба», «туш…нка», «вооруж…нный», «пораж…н». | |
Тема 11. Союзный оборот | Автоматизм в расстановке всех запятых; предупреждение системных ошибок (общих для подавляющего большинства населения), пользуясь простым алгоритмом проверки пауз. Умение грамотно строить фразу путем наращивания мобильных оборотов (ДОБ и союзный оборот). | |
Тема 12. «Н» и «НН» во всех словах и позициях. | Учить ничего не надо. Умение правильно писать труднейшие слова русской орфографии без словаря и без грамматики — по алгоритму «опора на речь». | |
Тема 13. Различение пар. | Все союзы и частицы. Слова типа «тоже»/«то же». Умение правильно писать «плавающие» частицы и слова с ними без словаря. | |
Тема 14. Алгоритм «контроль последней ложной паузы». | Алгоритм «контроль последней ложной паузы». Автоматическая ПРП (уточнение есть/нет). | |
Тема 15. «Ь» после шипящих. | Умение правильно писать ь во всех позициях. | |
Тема 16. Позиция «полуслитность». | Алгоритм на все дефисы во всех словах. Умение правильно пользоваться дефисами строго по позициям алгоритма и писать труднейшие слова русской орфографии без словаря. | |
Тема 17. Главный алгоритм «наши действия». | Все запятые в предложении любой сложности и распространенности. Все делается в 2 действия. 3-е действие — проверка. Умение правильно стилистически строить фразу, пользуясь проверкой «голова-хвост». | |
Тема 18. Вертикальная ПРП | Знаки «:" и «-" в любых фразах и предложениях.Предупреждение системных ошибок. Автоматическое реагирование на речь и контроль союзом. | |
Тема 19. Все приставки | Сокращение количества позиций до нулевой. Обнуление позиции «ошибка возможна». Умение правильно различать все приставки в языке и все, что может быть рядом. | |
Тема 20. «Предлоги-братья». | Умение правильно различать и писать слова типа «в течение года», «в продолжение месяца», «вследствие пробки», «в заключение приведу факты» и т. д. Умение стилистически правильно строить фразу в официально-деловой документации («благодаря», «согласно», «вопреки», производные предлоги и фразеология). | |
Тема 21. Все окончания во всех словах. | Умение правильно писать все окончания во всех словах путем сокращения и обнуления количества позиций («ошибка исключена», позиция «легко»). | |
Итоговый диктант | Итоговый текст по всему курсу. |
IV.Как курс помогает готовиться к ЕГЭ
Коррекционный курс основательно готовит ученика к ЕГЭ. Решение тестовых заданий подчиняется тому же принципу: «Думать вредно!» и «Опора на речь». Нужно выбрать правильный ответ по алгоритму. Вспоминать правило при этом не требуется!
Методика курса помогает и учителям русского языка и литературы, многие из которых до сих пор воспринимают ЕГЭ как личный стресс, понимая, что проштудировать школьную программу к таким экзаменационным тестам — практически нерешаемая задача. Справиться с ними могут только те учащиеся, у кого с грамотностью не было особых проблем. Это те, которые умеют, а не знают. Подавляющее же большинство учеников перед экзаменом научиться умениям в школьной системе уже не в состоянии, родители пытаются решать проблемы с помощью репетиторов. Но и это проигрышный вариант. Репетиторство, как правило, проблему не решает – грамотнее обучаемый не становится.
Тесты ЕГЭ построены так, что ученик не обязан ничего доказывать: он должен выбрать правильный вариант ответа. То есть, он должен уметь (именно уметь, а не знать) правильно писать слова и ставить знаки в правильном месте. Значит, он обязан продемонстрировать свои навыки правильного письма, а не знание школьных правил. Именно это и заложено в самой системе тестирования, и поэтому к тестовым экзаменам надо относиться как к явлению позитивному. Не заставлять ученика знать правила, а научить уметь – дать опору, то есть алгоритм действий.
Выше уже был приведён пример, доказывающий, что «именно правила в целом ряде случаев приводят к неверному ответу и гарантированной ошибке», вот ещё один такой пример:
Задание: Укажите слово, написание которого определяется правилом «в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется „нн“»?
1) Беше…ый 2) Погруже…ый 3) Пораже…ы 4) Гости…ый (двор)
На какие вопросы должен ответить ученик, который готовится по учебникам? Какие грамматические категории он должен вспомнить? На одно их перечисление уйдет уйма времени: «полные» или «краткие», «действительные» или «страдательные», причастия и т.д. А ему ещё просто надо понять вопрос.
А если поступать строго по алгоритму:
1)В суть задания не вникать!
2)Приемом «опора на речь»: речевой прием «язык прижать!» - мгновенно определить сколько «н» в каждом из этих слов. НН во втором слове — «погруженный».
3)Дополнительный контроль — алгоритмом «действия/чистые». Второе слово — «действие». Приставка есть, значит «нн».
И не нужны никакие «правила», потому что, чтобы быстро решить задачу, у ученика есть две точные опоры: 1) опора на речь; 2) дополнительный контроль алгоритмом – и секунды для принятия решения.
Таким образом, курс коррекции поможет выпускнику выбрать правильный ответ легко и быстро. Делается это под жестким контролем алгоритмов, которые работают автоматически: вариант может быть только один - правильный. Школьники, которые усвоили,
а) главные команды поведения при письме;
б) рабочие алгоритмы, которые не надо учить, набирают наибольшее количество баллов.
А пройти тестирование ГИА и ЕГЭ становится формальной задачей, не вызывающей страха.
Заключение
Итак, в чём же отличие коррекционного курса по предмету «Русский язык» от обычных курсов русского языка?
- отсутствие зубрежки - не надо учить и запоминать огромное количество сложных, запутанных и противоречивых правил;
- простота программы - ее способны усвоить все;
- позитивная, дружеская атмосфера на занятиях, не пугающая оценками.
Какие проблемы помогает решить?
- повысить свою грамотность, а значит и успеваемость; научиться писать без ошибок, исключить двойки или тройки по русскому языку;
- подготовиться к сдаче ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) с высоким количеством баллов по всем позициям без мучений и повторения школьной программы;
- подготовиться к вступительным экзаменам в СУЗ или ВУЗ: написать тест, диктант, изложение, сочинение
- устранить психологический дискомфорт при письме в любых условиях, быть уверенными в себе.
Коррекционный курс формирует умения:
- писать без ошибок тексты любой сложности;
- уметь правильно ставить все запятые в любых «длинных и трудных» предложениях;
- быстро принимать правильные решения при написании любых тестов по русскому языку, в том числе ЕГЭ и ГВЭ;
- исправлять ошибки (корректировать) в чужих текстах: в газетах и журналах и т. д.
Приобретенный навык грамотности (писать без ошибок тексты любой сложности) является пожизненным. Его нельзя утратить так же, как невозможно разучиться сложным психомоторным действиям: шитью, вязанию, игре на клавишных музыкальных инструментах.
Список использованной литературы
1.М. ГРИНДЕР. ИСПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КОНВЕЙЕРА. НЬЮ - ЙОРК 1989 Г.
2.Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерств.
3.Конира Андреас, Стив Андреас. Измените своё мышление
4.Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., 1997.
5.Плигин А.А. Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированного обучения русскому языку в школе. http://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=224
6. Романова Н. Введение в практическую грамотность. - М., 2011 г
7. Соболева А.Е. Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. М., 2008.
Приложение 1.
1. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций» (русский язык)
12А класса по АООП для обучающихся с НОДА
34 часа (1ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол.урок | Дата план | Дата факт | Примечание |
Входной контроль (диктант) | 1 | ||||
Правописание словарных слов иностранного происхождения без словаря. | 1 | ||||
Правописание словарных слов русского происхождения без словаря. | 1 | ||||
Пунктуация при всех оборотах речи, отвечающих на вопрос: какой? Правый оборот. | 1 | ||||
Употребление конструкций речи с правым оборотом. | 1 | ||||
Проверяемые и чередующиеся гласные корня. Алгоритм «все гласные». | 1 | ||||
Слитные написания слов. | 1 | ||||
Слитное правописание слов ( все позиции языка, включая частицу «не»). | 1 | ||||
Правописание отрицательных и неопределённых местоимений и местоименных наречий. | 1 | ||||
Правописание числительных и наречий (на два - надвое) | 1 | ||||
Правописание слов с буквами О-Ё после шипящих. | 1 | ||||
Пунктуация при деепричастном обороте. | 1 | ||||
Пунктуация сложного предложения. Союзный оборот | 1 | ||||
Союзный оборот. Предупреждение системных ошибок. | 1 | ||||
Употребление всех синтаксических конструкций. | 1 | ||||
Правописание «Н» и «НН» в глагольных формах. | 1 | ||||
Правописание «Н» и «НН» во всех словах и позициях. | 1 | ||||
Правописание слов с дефисами. | 1 | ||||
Правописание союзов и частиц. | 1 | ||||
Правописание «не» и «ни». | 1 | ||||
Правописание производных предлогов и их омонимов. | 1 | ||||
Пунктуация при вводных оборотах речи. | 1 | ||||
Пунктуация при уточнении. | 1 | ||||
Пунктуация в простом предложении. | 1 | ||||
Пунктуация в предложении любой сложности и распространенности. | 1 | ||||
Пунктуация в предложении любой сложности и распространенности. | 1 | ||||
Правописание Ь после шипящих | 1 | ||||
Правописание окончаний существительных и прилагательных, причастий, глаголов. | 1 | ||||
Правописание приставок. | 1 | ||||
Правописание Ы,И после приставок, правописание Ъ. | 1 | ||||
Пунктуация в бессоюзных сложных конструкциях речи. | 1 | ||||
Пунктуация при прямой речи. | 1 | ||||
Пунктуация при прямой речи. Диалог. | 1 | ||||
Контрольный срез (диктант) | 1 |
Приложение 2.
План урока (образец методики преподавания)
Тема 1. Регулярные блоки и КВАГИ (квагиграмматизмы)
Актуализация и мотивация:
Умение правильно писать все словарные слова русского происхождения БЕЗ СЛОВАРЯ, опираясь на простейшие регулярные блоки
Давайте поставим условия:
- запоминать и учить ничего не надо.
- словарями пользоваться нельзя.
- словарик вести мы не будем
- т.к. нельзя победить несметные полчища ошибок, надо сосредоточить внимание на основных и частых. Наиболее злобные, упорные ошибки мы назовем «шпионы» и «кваги» - это главнокомандующие всех ошибок. Как известно, лишив армию главнокомандующих, можно победить войско – это уже дело тактики. Но прежде, чем мы начнем штурмовать главные позиции, выберем правильный путь – направление своего движения вперед.
При письме везде бывает ТОЛЬКО
два варианта
Рука пишет сама Рука думает
Нет трудности! ЛЕГКО ! Есть трудность ТРУДНО?
Ошибиться нельзя! Ошибка возможна
рядом с домом (не) (по) д…леку от дома
верны вывод вывод (не) прав…льный
идем в кино выстрел (в) х…л….стую
- Как ы думаете, каких вариантов больше? А вот и нет! На самом деле позиция ЛЕГКО во много ра превышает позицию ТРУДНО, ошибка возможна. Скоро ты в этом убедишься, а пока заомни, что на письме есть только два варианта, а скоро вообще останется всего один. Мы будем сокращать позиции с ошибками, а не увеличивать.
Работа с материалом ЧАСТЬ 1. КВАГИ
Познакомьтесь с первым врагом всех, кто хочет писать грамотно, - КВАГИ. Бороться с квагами начинай сразу, как только о них узнал. А я научу – как это делать. Ничего нет лучше, чем наблюдение, поэтому тебе придется выполнить два несложных действия.
1-е действие. Запиши слова в столбик. Пиши спокойно, отметку никто ставить не будет. И чем больше ты сделаешь ошибок, тем лучше: у тебя будет больше материала для правильного вывода.
ст(а/о)б(е/и)л(е/и)зация утр(а/о)мбовать б(е/и)рюзовый арм(а/о)тура г(е/и)рлянда пр(и/е)в(е/и)легия л(а/о)б(и/е)ринт эк(и/е)п(и/е)ровка мульт(и/е)пл(и/е)к(а/о)ц(и/е)онный г(и/е)(а/о)цинты б(а/о)гряный тр(е/и)в(и/е)альный в(и/е)(а/о)дук р(и/е)(а/о)н(и/е)мация
расп(и/е)р(а/о)торный д(и/е)СС(и/е)дент экв(и/е)л(и/е)брист ф(а/о)льс(и/е)ф(е/и)кация тр(а/о)нкв(е/и)л(и/е)затор рег(е/и)он с(и/е)мп(а/о)т(и/е)зировать в(и/е)брировать в(и/е)ртуозный в(и/е)трина аб(и/е)тур(и/е)ент (а/о)мбр(а/о)зура (а/о)мпл(и/е)туда
(а/о)ранж(и/е)ровка (а/о)рт(е/и)куляция д(и/е)(а/о)п(а/о)зон (и/е)жд(и/е)венец иллюм(е/и)нация ин(е/и)ц(и/е)(а/о)тива ин(е/и)ц(е/и)алы л(и/е)кв(и/е)д(е/и)ровать мун(е/и)ц(е/и)пальный к(а/о)либр тр(а/о)нсп(а/о)рант д(е/и)сц(е/и)плина п(а/о)в(е/и)льон м(е/и)л(е/и)т(а/о)ризм
2-е действие. Дается лист с теми же словами для проверки: проверь сам, свои ошибки исправляй ТОЛЬКО так и рядом пиши правильную букву:
и
ПЛОКАТ а
и
ПЕДЖАК и
А и
ОРАНЖЕРОВКА а и
стабилизация утрамбовать бирюзовый арматура гирлянда привилегия лабиринт экипировка мультипликационный гиацинты багряный тривиальный виадук реанимация распираторный диссидент эквилибрист фальсификация транквилизатор регион симпатизировать вибрировать виртуозный витрина абитуриент амбразура амплитуда аранжировка артикуляция диапазон иждивенец иллюминация инициатива инициалы ликвидировать муниципальный калибр транспарант дисциплина павильон милитаризм
Какой вывод ты можешь сделать? Верно, вместо Е и О везде И и А!
А теперь произнеси эти слова вслух. НЕ ПО СЛОГАМ, а просто без усилий, как они сами произносятся. Вот так их и пиши, опираясь на речь.
ЗАПОМНИ, ОПОРА НА РЕЧЬ – главное правило в написании иностранных слов. Слова, которые показались тебе трудными писать легко.
Это позиция ЛЕГКО, а ошибки. которые ты сделал, - это и есть КВАГИ.
3-е действие. Учимся отличать КВАГИ от слов, которые пишутся иначе, чем произносятся, например: пАртфель, скИлет, панАрама, линолИум. Во-первых, их мало, а во-вторых, вы эти слова пишете с 1 класса. Как писать БЕНЗИН? СОБАКА? КРОВАТЬ?
Правильно! Иначе вы их не напишете. Проведем эксперимент: выберите правильную букву, зачеркни лишнюю.
К(о/а)нспект, б(е/и)тон, б(а/о)гряный, б(и/е)рюзовый, пр(е/и)под(а/о)ватель, д(и/е)р(и/е)жер, х(о/а)л(о/а)стяк, оп(о/а)здал. пр(и/е)в(и/е)легия, тр(а/о)нсп(о/а)рант, к(а/о)мпьютер, (о/а)ранж(е/и)ровка, с(е/и)нт(и/е)затор, арт(е/и)ллерия, д(е/и)ковинный, утр(о/а)мбовывать, к(о/а)либр, ижд(е/и)венец, тр(е/и)в(и/е)альный, в(е/и)адук, к(и/е)росин, ст(а/о)д(е/и)он, в(е/и)рнисаж, т(и/е)атр, п(о/а)м(е/и)дор, р(и/е)ставрация, р(и/е)ц(е/и)дивист, м(е/и)л(е/и)таризм, д(е/и)(о/а)п(о/а)зон, транкв(е/и)л(е/и)затор, эк(е/и)п(е/и)ровка, ре(о/а)б(е/и)литировать, к(а/о)мпресс, г(и/е)(о/а)цинты, (о/а)мпл(е/и)туда, мульт(е/и)пл(е/и)кационный, дев(о/а)львация, ин(е/и)ц(е/и)атива, п(а/о)зиция
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Конспект, бетон, багряный, бирюзовый, преподаватель, дирижер, холостяк, опоздал. привилегия, транспарант, компьютер, аранжировка, синтезатор, артиллерия, диковинный, утрамбовывать, калибр, иждивенец, тривиальный, виадук, керосин, стадион, вернисаж, театр, помидор, реставрация, рецидивист, милитаризм, диапазон, транквилизатор, экипировка, реабилитировать, компресс, геацинты, амплитуда, мультипликационный, девальвация, инициатива, позиция
4-ое действие. Слова, где ты сделал ошибки выпиши в столбик и исправь по образцу. Вывод? Все твои ошибки – КВАГИ.
Что делать, чтобы от них избавиться? Внятно и четко произносить.
ЗАПИШИ: КВАГИ – позиция ЛЕГКО – трудности нет – ОПОРА НА РЕЧЬ
ТЕМА 2. ЧАСТЬ 2. Регулярные блоки
Мы разделим все слова на
две группы
русские иностранные
(исконные) (заимствованные)
Каких, по-вашему, больше? Правильно, иностранных! Но мы уже знаем, как побороть ошибки в таких словах, ведь это обыкновенные КВАГИ и пишутся они так, как … (слышатся). Правильно! Это ЛЕГКО - ОПОРА НА РЕЧЬ.
Остались русские слова, русского происхождения – исконные.
ЧТО ЖЕ С НИМИ ДЕЛАТЬ? учить?! Нет. учить мы их не будем! Дело в том, что в таких словах есть регулярные блоки – это сочетание букв, которые всегда одинаковы в огромном количестве слов. И наше ухо хорошо слышит эти сочетания, они быстро и сразу видны и нашему глазу – осталось научить нашу руку «видеть» эти блоки и обводить их в кружок. Обводить ручкой!!!
БЛОК 1. ОРО ОЛО ЕРЕ
хоровод оборона папоротник судороги оборотень подорожник торопливый горошина | холостяк проволока уголовный полотняный столовая холодный болото | деревянный правобережный береста переносица вереница переворот ожерелье |
НО: 1) Сравни иностранные слова: КАРАНДАШ, сарафан, каравай, саранча, таракан, каракатица, барабан, тарантас
ЧТО В НИХ ИНОСТРАННОГО? -АРА- А сколько –А- в каждом слове? Поставь над каждой буквой цифры. (3 или 4 буквы) Такого в русских словах не бывает, это слова тюркские.
А ЧТО В ЭТИХ СЛОВАХ ИНОСТРАННОГО? парадокс, дирижер, парашют, территория (КС = Х), дирижер и парашют – само собой не наши, а два РР – это признак иностранного слова: теРРор, баРРикада, теРРаса,аККуратный, аККорд, аККумулятор, аЛЛея, коЛЛега, гаММа, сиММетрия, аППарат, аППетит, траССа, клаСС, аТТракцион, аТТаше
2) удвоения 1+1 не в счет: баня – банный, карман – карманный, беззубый – они на стыке морфем (приставки и корня, корня и суффикса)
А ВОТ БЛОКОВ –ОРО – ОЛО – ЕРЕ- НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ НЕ СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ, например, НАРОД – слово русское, а блока –ОРО- здесь нет. Почему? Потому что его нет НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРН. НА приставка, сравни: Написал, Направо
Закрой ее в слове народ и подставь любую другую приставку. У-род
Возьмем словосочетание ПОРАЗИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ. Здесь ОРО тоже быть не может, т.к. здесь тоже есть стык: С-разить, вы-разить, от-разить, за-разить
Зато это новые блоки
БЛОК 2. РАЖ РАЗ РАЩ
поразить воображение образ образование отражение упражнение изображение | поражен заграждение выражать сражение отражатель | выращенный сокращение отвращение превращение |
БЛОК 3. ИМА ИНА ИЛО
исконно русский блок, от древних русских букв «юс малый» и «юс большой». Отсюда и современные ИМА ИНА ИЛО
истина - истинный
диковина - диковинный
правило - правильный
длина - подлинный ЛЕГКО - КВАГИ
занимаюсь внимание выжимать обниматься принимать оптимальный | ординаторская говядина отсебятина ветеринарный криминальный | пожилой лиловый метиловый вакцинальный одинаковый |
ИНА встречается и в иностранных словах: маргинальный, ординаторская, вакцинация, субординация
БЛОК 4. Самый легкий – слышу –пишу ЧИВ – ЛИВ – ТЕЛЬ - НИЦа
отбеливатель заливаться удушливый увиливать недолюбливать | озвучивать заманчивый усидчивый застенчивый | зрительница проницательный пепельница гусеница |
ЭТИ БЛОКИ НИКОГДА
- НЕ МЕНЯЮТСЯ
- НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ, значит, это позиция ЛЕГКО
( Действуй: СЛУШАЮ, БЕРУ В КРУЖОК)
СЛОВА ПИШУТСЯ ОДИНАКОВО, учить не надо!!!
Следующий этап урока: практика: ЗАДАНИЯ для самостоятельной проработки темы
Тема 5. Правый оборот.
Умение правильно расставить? (50%) всех запятых, имеющихся в синтаксисе. Паузная речевая пунктуация в 2 действия:
расставляются паузы;
вычитаются ложные.
Актуализация и мотивация: Умение стилистически правильно строить фразу, наращивая оборот и делая проверку.
Учимся правильно ставить знаки препинания!
1. Когда мы произносим фразу, мы делаем паузы – так устроен речевой аппарат. Паузы бывают правильными (обозначаемые запятыми) и ложными (запятую ставить нельзя).
КАК РАЗЛИЧИТЬ ЭТИ ПАУЗЫ?
!!! СОБЛЮДАТЬ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:
1 – СЛУШАТЬ
2- ПРОВЕРИТЬ ПАУЗУ
Прочти вслух и, загибая пальцы, посчитай, сколько здесь пауз (точка в конце не в счет).
Ленивые толстые полосатые объевшиеся рыбой коты валяются поперек дивана.
Насчитали 4 паузы, обозначим знаком U.
Простой вопрос – дай быстрый ответ.
- Почему мы делаем первые три паузы? - Перечисляем.
Правильно! Перечисление – это позиция ЛЕГКО!
Четвертая пауза: где она? Между подлежащим и сказуемым. А это ЛОЖНАЯ ПАУЗА! Запятую ставить нельзя.
ЛОЖНАЯ ПАУЗА № 1 (СМ. УСЛ.ОБОЗН. КОТ + стр. 131)
ИТАК, Перечисление – это позиция ЛЕГКО! Снимаем с контроля.
Задача:
Считай ПАУЗЫ: Ни столба ни стога ни забора ничего не видно. (4) Нам тошен был и мрак темницы и сквозь решётки свет денницы и стражи клик и звон цепей и легкий шум залетной птицы. (5) Гости говорили о природе о любви о дружбе о предстоящем празднике. (5) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения. (2)
2. Теперь все запятые, которые встречаешь , раздели на 2 группы
ПРАВЫЙ ОБОРОТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
Запиши алгоритм на поиск ПРАВОГО ОБОРОТА
1 | 2 | 3 | 4 |
Ищу слово | Смотрю вправо | Задаю вопрос КАКОЙ? | Отвечаю всей фразой |
Слово – КТО? или ЧТО? сущ. или местоимение | Не тормозить! На вопрос КАКОЙ? дай полный и точный ответ. Слов не пропускать! |
Посмотри, как работать. Сколько здесь пауз? поставь значки паузы !!!
Знакомый попугай говорящий по-турецки сидит на лампе. (две)
Иди по алгоритму.
- ЗНАКОМЫЙ – слово? (нет) ПОПУГАЙ – слово? (да)
- смотри вправо.
- задай вопрос: КАКОЙ?
- ответь : какой попугай? отметь ответ вертикальными палочками !!!
- Что ты видишь? (палочки совпали с паузами)
- поставь на них запятые – прямо на палочки!!!
- это и есть правый оборот. Убери его из предложения, прочитай остаток (голова - хвост): Знакомый попугай сидит на лампе.
Теперь сам.
Попугай довольно прилично говорящий по-турецки о футболе задумчиво сидит на лампе.
- Сколько здесь пауз.
- Ищем слово.
- Смотрим вправо.
- Задаем вопрос.
- Отвечаем фразой. Не тормозить!
- Ставим рамки. Совпали с паузами?
- Ставим запятые.
- ПРОВЕРКА: убрать правый оборот, смотри остаток (голова- хвост)
ВНИМАНИЕ!
1 опасный момент. Союз И !!!
Сколько здесь пауз?
Мы встретили попугая сидящего на ветке и говорящего по-турецки и побеседовали с ним. (две)
АЛГОРИТМ!!! ПРОВЕРКА!!!
!!!Запятых должно быть две.
2 опасный момент: непопадание в паузу.
Сколько здесь пауз?
Самолетик задымился и пригибаемый лучом пошел на запад.
здесь рамка главнее паузы, запятые – на рамку. ПРОВЕРЬ паузы и остаток.
ЛОЖНАЯ ПАУЗА №2 (см. усл. обозн. + стр.134)
Типы правых. Работа по алгоритму.
- Комнату в которой будут делать ремонт освободили от мебели.
- Город где я родился стоит на Белой.
- Мы присели на пенек еще теплый от солнца и продолжили разговор.
- Хозяйская дочка девочка лет 10 принесла нам печенье.
- Длинная челка немного светлее волос закрывала один глаз.
ЗАПОМНИ! Это правые обороты!
- Слушай паузы!
- Вопрос типа КАКОЙ?
- Правый от слова – только вперед, у него нет заднего хода!
ДЕЙСТВИЕ 1. Считать паузы.
ДЕЙСТВИЕ 2. Писать, ставить паузы и рамки в момент письма!!!
!!!!!Самостоятельная практическая работа.
Приложение 3.
Образцы заданий и текстов для тренинга
К темам 2 и 5. Регулярные блоки, правый оборот (для ознакомительного тренинга)
- В частях а) и б) обвести все блоки. Посчитать, сверить ответы.
- Просеять слова с блоками на колонки по позициям алгоритма.
- В частях в) и г) обвести все блоки. Посчитать, сверить ответы.
А) Придорожная сторожка, где водится всякая нечисть, интересное место в нашем городке,
расположенном посередине бездорожья, болот и чертополоха. Черные деревья, идущие вереницей
вдоль деревни, корчатся в судорогах. Под бледные всполохи огоньков, занимающихся над берегом,
поднимается диковинный папоротник, резной и высокий, и морочит всем голову
навязчивыми воспоминаниями.
Б) Золотая молодежь, населяющая городские окраины, понимает, что такое папоротник, и
старается с ним обходиться вежливо и приветливо. А иначе мифологическое растение примет
круговую оборону и перестанет помогать застенчивым девицам в приворотах любимых молодых
людей, а здоровенным выносливым качкам откажет в заманчивых предложениях со стороны
деловых партнеров.
В) Короче, надо понимать: весь околоток, расположенный по периметру болотистого побережья
деревни Черепаново, как есть нечистый. Даже папоротник, заносчивый, но благородный, не спасет
от оборотня, который ведет себя занудливо и навязчиво. Мелкий бес сначала заливается
длительным надоедливым смехом, но, поливаемый адской смесью керосина с самогоном, через
полсекунды отрубается надолго, но не навсегда.
Г) Деревня Черепаново засыпает и, тревожимая всякой нечистью, сама не понимает, что
происходит. А зря! Дело в том, что все молодые и пожилые люди деревни Черепаново превратились
в оборотней, которые заполонили не только околоток деревни Черепаново, но и городские окрестности!
К теме 10. Правописание о-ё после шипящих во всех позициях
Вначале посчитать все известные тебе позиции (полный текст-контроль), включая обороты, сверить ответы. Переписать, делать text-control в момент письма.
(Не)торопливо теч...т время. (В)потьмах ударился плеч...м. (На)конец заш...л в дом и наш...л конверт с сургуч... м, лежащий под кирпич...м. Это был (не)слабый сч...т, оставленный врач...м. Я уч...л, что должен перевести на его сч.. .т отнюдь не одну тысч.. .нку. Теперь от копч...ной колбасы и сгущ...нки придется (на)долго отказаться. (Ни)о(каких) печ...ных пирогах с моч...ными яблоками (не)может быть и речи. (Ни)каких суш...ных бананов, ж...лтых груш и ч...рной смородины. Только ж...сткие ж...луди и (из)редка крыж...вник, измельч. ..нный с толч. ..ным хвощ.. .м.
К теме 5. Правый оборот
Прочитай вслух, слушай и обозначай паузы. Расставь недостающие запятые.
1. Кусты неясные от тумана нависали над палубой.
2. Август чуть тронутый ржавчиной стоял сухой и безветренный.
3. И вдруг лес расступился перед ними, расступился и остался сзади плотный и немой.
4. На рассвете шторм утих, и утро наступило солнечное и теплое
5. Наступило утро пасмурное ветреное, но решение отправиться в путь опасный и долгий было твердым.
6. Ленька зашевелился и поднял на нее голубые глаза большие глубокие не по-детски вдумчивые.
7. Он положил голову на руку, закрыл глаза и с полчаса сидел уничтоженный, задавленный горем.
8. Все относящееся к работе отец считал главным.
9. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стоном и свистом.
10. Сережа смущенный стоял в стороне.
11. Тишина могучая и властная вновь овладела бором.
12. Это был офицер лет пятидесяти со смуглым лицом и рано поседевшими усами.
13. С утра до вечера он в рыжей кожаной куртке в серых клетчатых штанах весь измазанный какими-то красками неприятно пахучий встрепанный и неловкий паял какие-то штучки.
(любое количество предложений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка в старшей школе
Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...

Презентация к творческому проекту "Методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"
В презентации отражены основные методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
Методические рекомендации на тему:«Проблемы экологии современного русского языка»...

Методы достижения планируемых предметных результатов по русскому языку в коррекционной школе
Методы достижения предметных результатов по русскому языку в коррекционной школе...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагог...

Рабочая программа по русскому языку для старшей школы
Рабочая программа по русскому языку для старшей школы...





