Конспект занятия по русскому языку. Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
план-конспект по русскому языку
Научить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по русскому языку.
Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель: научить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи:
· формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимый согласный звук в корне слова»
· формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова
· развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности
· развитие речи детей и обогащение их словарного запаса
· развитие рефлексии и адекватной самооценки
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
- Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Этапы урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация опорных знаний (10 мин)
3. Объяснение нового материала (10 мин)
4. Работа по теме урока (12 мин)
5. Физкультминутка (2 мин)
6. Подведение итогов урока (2-3 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихо садитесь.
Открываем тетради, записываем число, вспоминаем правильную посадку при письме.
Минутка чистописания
Сс ( согл, парная, звонкая) – пропишите эти буквы у себя в тетради целую строчку.
Прочитайте и запишите каждый слог в строчку, обратите внимание на правильное соединение (Со, Су, Са, Се)
Солнце, село, Слава.
Что записано на 5 строчке? (слова)
Прочитайте их? Почему слово Слава записано с заглавной буквы?
Ярко светит солнце.
Что записано на следующей строчке? (предложение)
Почему?
Сколько слов в предложение?
О чем говорится в предложении? (О солнце)
Что оно делает? (светит)
Спишите и подчеркните главные члены предложения
Прочитайте мне 3 слово в предложении (солнце)
Ребята, слово солнце словарное, его нужно запомнить , но иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся .
Посмотрите на доску
II.Актуализация знаний
На доске написаны слова
-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово
Ска..ка
Сер..це
Грус…ный
Морко…ка
1.Какая буква убежала из слова, гласная или согласная? ( вставленные буквы согласные и называют части речи )
- А четко ли они произносятся? (з, с)
- Что помогло вам проверить непроизносимую согласную? Что заметили? (подбирали такое проверочное слово, что бы после согласной буквы шла гласная)
-Ребята, как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)
- Почему? (другая орфограмма, + сущ. и прилагательное)
- Давайте произнесём это слово, так как говорим.
- Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]
- Запишите это слово к себе в тетрадь.
2.Обратите внимание, как мы проверили эту согласную.
3.Давайте разберем это слово по составу (Грустный ).
4.Обратите внимание непроизносимая согласная «т» в какой части слова находится?
- Давайте вместе подумаем и определим тему нашего сегодняшнего урока.
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»(со слов детей учитель записывает тему на доске)
Вывод:
---будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.
---будем учиться подбирать проверочные слова.
III.Объяснение нового материала:
На доске записано предложение
По небу ни..ко н..сутся т..жёлые тучи
Прочитайте предложение
В некоторых словах убежали буквы, что бы их вставить нужно найти проверочное слово
Спишите это предложение, вставьте пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения (это основа предложения).
IV. Физминутка.
Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.
Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.
Работа в группах
Ребята, а теперь поработаем в группах и проведем исследовательскую работу , чтобы закрепить способ проверки слов с непроизносимыми согласными.
- У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.
1 гр.
[капусный']
- капустный -
- капусный –
[св'иснуть ']
- свиснуть -
- свистнуть –
2 гр.
[зв'озный']
- звёзный -
- звёздный –
[м'эсный']
- месный -
- местный –
А теперь проверим как вы справились с заданием в группе( один из группы выходит к доске и зачитывает проверочные слова)
- Давайте сделаем вывод. Как проверить непроизносимую согласную?
Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной буквы шла гласная.
Физминутка ( для глаз)
V.Закрепление:
Комментированное письмо (обучающий диктант)
Ученики по очереди выходят к доске записывать предложения под диктовку, а остальные пишут в тетрадях. Учитель диктует предложение, ученик комментирует и объясняет изученные орфограммы слов.
Мороз (непроизносимая согласная на конце) и солнце(словарное слово), день чудесный(чудеса - после согласной идет гласная)!Разбери это предложение по частям речи.
Еще ты дремлешь, друг прелестный (непроизносимая согласная)
Пора, красавица, проснись…(запятые - это обращение)
Давайте вернемся к 1 предложению этого текста, прочитайте, какое слово 1 (Мороз)
Давайте сделаем фонетический разбор этого слова
VI.Итог урока:
Что нового узнали на занятии?
- Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по русскому языку.
Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель: научить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи:
· формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимый согласный звук в корне слова»
· формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова
· развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности
· развитие речи детей и обогащение их словарного запаса
· развитие рефлексии и адекватной самооценки
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
- Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Этапы урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация опорных знаний (10 мин)
3. Объяснение нового материала (10 мин)
4. Работа по теме урока (12 мин)
5. Физкультминутка (2 мин)
6. Подведение итогов урока (2-3 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихо садитесь.
Открываем тетради, записываем число, вспоминаем правильную посадку при письме.
Минутка чистописания
Сс ( согл, парная, звонкая) – пропишите эти буквы у себя в тетради целую строчку.
Прочитайте и запишите каждый слог в строчку, обратите внимание на правильное соединение (Со, Су, Са, Се)
Солнце, село, Слава.
Что записано на 5 строчке? (слова)
Прочитайте их? Почему слово Слава записано с заглавной буквы?
Ярко светит солнце.
Что записано на следующей строчке? (предложение)
Почему?
Сколько слов в предложение?
О чем говорится в предложении? (О солнце)
Что оно делает? (светит)
Спишите и подчеркните главные члены предложения
Прочитайте мне 3 слово в предложении (солнце)
Ребята, слово солнце словарное, его нужно запомнить , но иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся .
Посмотрите на доску
II.Актуализация знаний
На доске написаны слова
-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово
Ска..ка
Сер..це
Грус…ный
Морко…ка
1.Какая буква убежала из слова, гласная или согласная? ( вставленные буквы согласные и называют части речи )
- А четко ли они произносятся? (з, с)
- Что помогло вам проверить непроизносимую согласную? Что заметили? (подбирали такое проверочное слово, что бы после согласной буквы шла гласная)
-Ребята, как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)
- Почему? (другая орфограмма, + сущ. и прилагательное)
- Давайте произнесём это слово, так как говорим.
- Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]
- Запишите это слово к себе в тетрадь.
2.Обратите внимание, как мы проверили эту согласную.
3.Давайте разберем это слово по составу (Грустный ).
4.Обратите внимание непроизносимая согласная «т» в какой части слова находится?
- Давайте вместе подумаем и определим тему нашего сегодняшнего урока.
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»(со слов детей учитель записывает тему на доске)
Вывод:
---будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.
---будем учиться подбирать проверочные слова.
III.Объяснение нового материала:
На доске записано предложение
По небу ни..ко н..сутся т..жёлые тучи
Прочитайте предложение
В некоторых словах убежали буквы, что бы их вставить нужно найти проверочное слово
Спишите это предложение, вставьте пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения (это основа предложения).
IV. Физминутка.
Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.
Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.
Работа в группах
Ребята, а теперь поработаем в группах и проведем исследовательскую работу , чтобы закрепить способ проверки слов с непроизносимыми согласными.
- У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.
1 гр.
[капусный']
- капустный -
- капусный –
[св'иснуть ']
- свиснуть -
- свистнуть –
2 гр.
[зв'озный']
- звёзный -
- звёздный –
[м'эсный']
- месный -
- местный –
А теперь проверим как вы справились с заданием в группе( один из группы выходит к доске и зачитывает проверочные слова)
- Давайте сделаем вывод. Как проверить непроизносимую согласную?
Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной буквы шла гласная.
Физминутка ( для глаз)
V.Закрепление:
Комментированное письмо (обучающий диктант)
Ученики по очереди выходят к доске записывать предложения под диктовку, а остальные пишут в тетрадях. Учитель диктует предложение, ученик комментирует и объясняет изученные орфограммы слов.
Мороз (непроизносимая согласная на конце) и солнце(словарное слово), день чудесный(чудеса - после согласной идет гласная)!Разбери это предложение по частям речи.
Еще ты дремлешь, друг прелестный (непроизносимая согласная)
Пора, красавица, проснись…(запятые - это обращение)
Давайте вернемся к 1 предложению этого текста, прочитайте, какое слово 1 (Мороз)
Давайте сделаем фонетический разбор этого слова
VI.Итог урока:
Что нового узнали на занятии?
- Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Непроизносимые согласные в корне слова
Повторение изученного в 5 классе....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых согласных в корне слова"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе....
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Урок письма (5 класс, коррекционно-развивающее обучение)Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило....
конспект урока русского языка в 7 классе "Орфограммы в корнях слов"
Конспект урока и раздаточный материал...
