Конспект занятия по русскому языку. Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
план-конспект по русскому языку

Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

Научить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по русскому языку.

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: научить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

· формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимый согласный звук в корне слова»

· формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова

· развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности

· развитие речи детей и обогащение их словарного запаса

· развитие рефлексии и адекватной самооценки

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

  - Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;                            

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Этапы урока:

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (10 мин)

3. Объяснение нового материала (10 мин)

4. Работа по теме урока (12 мин)

5. Физкультминутка (2 мин)

6. Подведение итогов урока (2-3 мин)

Ход урока:

I.  Организационный момент.

- Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихо садитесь.

Открываем тетради, записываем число, вспоминаем правильную посадку при письме.

Минутка чистописания

Сс  ( согл, парная, звонкая) – пропишите эти буквы у себя в тетради целую строчку.

Прочитайте и запишите каждый слог в строчку, обратите внимание на правильное соединение (Со, Су, Са, Се)

Солнце, село, Слава.

Что записано на 5 строчке? (слова)

Прочитайте их? Почему слово Слава записано с заглавной буквы?

Ярко светит солнце.

Что записано на следующей строчке? (предложение)

Почему?

Сколько слов в предложение?

О чем говорится в предложении? (О солнце)

Что оно делает? (светит)

Спишите и подчеркните главные члены предложения

Прочитайте мне 3 слово в предложении (солнце)

Ребята, слово солнце словарное, его нужно запомнить , но иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся .

Посмотрите на доску

II.Актуализация знаний

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

Ска..ка

Сер..це

Грус…ный

Морко…ка

1.Какая буква убежала из слова, гласная или согласная? ( вставленные буквы согласные и называют части речи )

- А четко ли они произносятся? (з, с)

- Что помогло вам проверить непроизносимую согласную? Что заметили? (подбирали такое проверочное слово, что бы после согласной буквы шла гласная)

-Ребята, как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

- Почему? (другая орфограмма, + сущ. и прилагательное)

- Давайте произнесём это слово, так как говорим.

- Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

- Запишите это слово к себе в тетрадь.

2.Обратите внимание,  как мы проверили эту согласную.

3.Давайте разберем это слово по составу (Грустный ).

4.Обратите внимание непроизносимая согласная «т» в какой части слова находится?

- Давайте вместе подумаем и определим тему нашего сегодняшнего урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»(со слов детей учитель записывает тему на доске)

Вывод:

---будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

---будем учиться подбирать проверочные слова.

III.Объяснение нового материала:

На доске записано предложение

По небу ни..ко н..сутся т..жёлые тучи

Прочитайте предложение

В некоторых словах убежали буквы, что бы их вставить нужно найти проверочное слово

Спишите это предложение, вставьте пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения (это основа предложения).

IV. Физминутка.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

Работа в группах

Ребята, а теперь поработаем в группах и  проведем исследовательскую работу , чтобы закрепить  способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

- У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

1 гр.

[капусный']

  1. капустный -
  2. капусный –

[св'иснуть ']

  1. свиснуть -
  2. свистнуть –

2 гр.

[зв'озный']

  1. звёзный -
  2. звёздный –

[м'эсный']

  1. месный -
  2. местный –

А теперь проверим как вы справились с заданием в группе( один из группы выходит к доске и зачитывает проверочные слова)

- Давайте сделаем вывод. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной буквы шла гласная.

Физминутка ( для глаз)

V.Закрепление:

Комментированное письмо (обучающий диктант)

Ученики по очереди выходят к доске записывать предложения под диктовку, а остальные пишут в тетрадях. Учитель диктует предложение, ученик комментирует и объясняет изученные  орфограммы слов.

Мороз (непроизносимая согласная на конце) и солнце(словарное слово), день чудесный(чудеса - после согласной идет гласная)!Разбери это предложение по частям речи.

Еще ты дремлешь, друг прелестный (непроизносимая согласная)

Пора, красавица, проснись…(запятые - это обращение)

Давайте вернемся к 1  предложению этого текста, прочитайте, какое слово 1 (Мороз)

Давайте сделаем фонетический разбор этого слова

VI.Итог урока:

Что нового узнали на занятии?

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по русскому языку.

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: научить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

· формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимый согласный звук в корне слова»

· формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова

· развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности

· развитие речи детей и обогащение их словарного запаса

· развитие рефлексии и адекватной самооценки

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

  - Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;                            

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Этапы урока:

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (10 мин)

3. Объяснение нового материала (10 мин)

4. Работа по теме урока (12 мин)

5. Физкультминутка (2 мин)

6. Подведение итогов урока (2-3 мин)

Ход урока:

I.  Организационный момент.

- Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку и тихо садитесь.

Открываем тетради, записываем число, вспоминаем правильную посадку при письме.

Минутка чистописания

Сс  ( согл, парная, звонкая) – пропишите эти буквы у себя в тетради целую строчку.

Прочитайте и запишите каждый слог в строчку, обратите внимание на правильное соединение (Со, Су, Са, Се)

Солнце, село, Слава.

Что записано на 5 строчке? (слова)

Прочитайте их? Почему слово Слава записано с заглавной буквы?

Ярко светит солнце.

Что записано на следующей строчке? (предложение)

Почему?

Сколько слов в предложение?

О чем говорится в предложении? (О солнце)

Что оно делает? (светит)

Спишите и подчеркните главные члены предложения

Прочитайте мне 3 слово в предложении (солнце)

Ребята, слово солнце словарное, его нужно запомнить , но иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся .

Посмотрите на доску

II.Актуализация знаний

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

Ска..ка

Сер..це

Грус…ный

Морко…ка

1.Какая буква убежала из слова, гласная или согласная? ( вставленные буквы согласные и называют части речи )

- А четко ли они произносятся? (з, с)

- Что помогло вам проверить непроизносимую согласную? Что заметили? (подбирали такое проверочное слово, что бы после согласной буквы шла гласная)

-Ребята, как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

- Почему? (другая орфограмма, + сущ. и прилагательное)

- Давайте произнесём это слово, так как говорим.

- Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

- Запишите это слово к себе в тетрадь.

2.Обратите внимание,  как мы проверили эту согласную.

3.Давайте разберем это слово по составу (Грустный ).

4.Обратите внимание непроизносимая согласная «т» в какой части слова находится?

- Давайте вместе подумаем и определим тему нашего сегодняшнего урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»(со слов детей учитель записывает тему на доске)

Вывод:

---будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

---будем учиться подбирать проверочные слова.

III.Объяснение нового материала:

На доске записано предложение

По небу ни..ко н..сутся т..жёлые тучи

Прочитайте предложение

В некоторых словах убежали буквы, что бы их вставить нужно найти проверочное слово

Спишите это предложение, вставьте пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения (это основа предложения).

IV. Физминутка.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

Работа в группах

Ребята, а теперь поработаем в группах и  проведем исследовательскую работу , чтобы закрепить  способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

- У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

1 гр.

[капусный']

  1. капустный -
  2. капусный –

[св'иснуть ']

  1. свиснуть -
  2. свистнуть –

2 гр.

[зв'озный']

  1. звёзный -
  2. звёздный –

[м'эсный']

  1. месный -
  2. местный –

А теперь проверим как вы справились с заданием в группе( один из группы выходит к доске и зачитывает проверочные слова)

- Давайте сделаем вывод. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной буквы шла гласная.

Физминутка ( для глаз)

V.Закрепление:

Комментированное письмо (обучающий диктант)

Ученики по очереди выходят к доске записывать предложения под диктовку, а остальные пишут в тетрадях. Учитель диктует предложение, ученик комментирует и объясняет изученные  орфограммы слов.

Мороз (непроизносимая согласная на конце) и солнце(словарное слово), день чудесный(чудеса - после согласной идет гласная)!Разбери это предложение по частям речи.

Еще ты дремлешь, друг прелестный (непроизносимая согласная)

Пора, красавица, проснись…(запятые - это обращение)

Давайте вернемся к 1  предложению этого текста, прочитайте, какое слово 1 (Мороз)

Давайте сделаем фонетический разбор этого слова

VI.Итог урока:

Что нового узнали на занятии?

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Урок письма (5 класс, коррекционно-развивающее обучение)Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых  согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило....