Внеурочная деятельность по русскому языку «Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.3._vneurochnaya_deyatelnost_programma.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЛЬМЕНЬ-СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

404334, Россия, Волгоградская область, Октябрьский район,

хутор Ильмень-Суворовский, ул. Школьная, дом 1

тел: 8 (84475) 6-69-95, E-mail: okt_sh.ilmen@volganet.ru

Внеурочная деятельность по русскому языку

«Занимательный русский язык»

Автор: Лулуева Элиза Байсолтаевна

учитель русского языка и литературы

х.Ильмень-Суворовский

2023-2024

Актуальность:

Сегодня наблюдается снижение уровня грамотности и слабое владение нормами русского языка даже среди школьников старших классов. Причины этому разные: массовое распространение упрощённого сетевого общения, низкое качество детской литературы, недостаточный интерес к учебному процессу. Именно поэтому возникает необходимость введения специальных мероприятий, направленных на формирование стойкого интереса к родному языку и развитию речевых навыков учащихся.

Проблематика:

Основной проблемой остаётся отсутствие мотивации у большинства подростков заниматься русским языком сверх рамок обязательных уроков. Поэтому важно выстроить такую форму внеурочной деятельности, которая была бы привлекательной, интересной и развивающей одновременно.

Цель:

Развитие интереса к русскому языку, привитие навыков правильной речи и грамотного письма, формирование желания исследовать богатство родного языка.

Задачи:

- Формировать положительное отношение к изучению русского языка.

- Способствовать развитию речи и улучшению уровня грамотности.

- Развивать навыки устного и письменного общения.

- Стимулировать интерес к самостоятельному поиску нового материала и исследованию.

- Повышать уровень самооценки и уверенности в себе через публичные выступления и демонстрации личных достижений.

Формы работы:

1. Игровые занятия:  

   Лингвистические игры, викторины, задания типа «Собери предложение», «Отгадай слово», «Объясни выражение».

2. Культурно-просветительские мероприятия:  

   Просветительские акции, просмотры фильмов о великом русском языке, мероприятия, приуроченные к юбилейным датам выдающихся представителей русской литературы.

3. Исследовательско-проектная деятельность:  

   Организация исследований по русскому языку и проведение экспериментальных наблюдений (происхождение слов, синонимы-антонимы, образование словосочетаний и предложений).

   

Методы работы:

- Игровой метод: вовлечение учащихся в игровые процессы, облегчающие освоение материала.

- Проектный метод: содействие развитию у детей исследовательских навыков, побуждая их искать новую информацию.

- Диалоговый метод: активные обсуждения, дискуссии, взаимопомощь и сотрудничество.

- Метод опережающего обучения: ввод новых понятий и терминов раньше традиционных уроков, стимулируя любопытство и внимательность.

Результаты:

- Повышенный интерес к изучению русского языка.

- Улучшение показателей уровня грамотности и связности речи.

- Широкий активный словарный запас и умение пользоваться разными видами речи.

- Независимость и инициатива в выборе направлений дальнейшего развития.

Таким образом, внедрение данной программы обеспечит необходимые условия для поддержания и развития высокого уровня владения русским языком, повысит привлекательность учебы и укрепит значимость русского языка в сознании подрастающего поколения.

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

5-7 класс

2023-2024г

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание  деятельности

Дата

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная? Что такое речь письменная?

«Мишуткина академия»–задания.

2

Что такое слово?

Слово – это название предметов, явлений и т.д. Знакомство с рисунком.

Расшифровка ребусов, отгадывание загадок.

3

В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия: "фонетика", "фонема", "фонематический слух".

Игра в слова «Начинается со звука…»

4

Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие "рифма".

Игра «Узнай по описанию».

5

Звуки и буквы –

не одно и то же

В чём заключается различие между звуками и буквами

«Сбежали буквы» - стихи.

6

Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

«Разгадайте метаграммы» по рисункам.

7

Жили-были гласные и согласные

Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнения в определении в слове гласных и согласных букв

Отгадайте загадки.

8

Игротека

Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные  и согласные. Разгадывание метаграмм.

Игра «Слушай и запоминай».

9

Волшебник Ударение

Роль ударения в слове. Понятие "омограф"

«Мишуткина академия» –задания.

10

Такие разные согласные

Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких.

Игра «Твёрдый-мягкий».

11

Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные.

«Реши кроссворд».

12

Игротека

Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

Игра «Слова играют с нами в прятки».

13

Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Игра «Поиграй с загадкой в прятки».

14

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием "пантомима".

Игра «Угадай по трём словам».

15

Познакомьтесь:

алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите.  Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

«Мишуткина академия» –задания.

16

Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

Разгадывание кроссвордов «Русские народные загадки».

17

Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

Игра «Нарисуй –вспомни- повтори».

18

Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Умение различать данные предложения, приводить примеры.

Какие это предложения?

19

Ещё немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией.

Стихотворения – перевёртыши.

20

Игротека

Понятие "шарада". Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание  анаграммы предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации.

Разгадывание шарад.

21

Знакомимся с анаграммами

Понятие "анаграмма". Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Разгадывание анаграмм.

22

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

Мишуткина академия – задания.

23

Почему мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнения в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Рисунок по клеточкам.

24

Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы.

Рассказ Е.Чарушина «Курочка».

25

О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

Мишуткина академия – задания.

26

О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.

Отгадывание загадок.

27

Слова-приятели

Знакомство с понятием "синоним". Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

Прослушивание сказки «Тигр-лев, лев-тигр».

28

Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

Задание «Соедини линиями».

29+33

Слова-неприятели

Знакомство с понятием "антоним". Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимические пары в группе слов.

Отгадай загадки.

30+34

Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Составь предложения по рисункам.

31+32

Что за зверь такой – фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Мишуткина академия – задания.

32

Игротека

Понятие "омоним". Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Расшифруй фразеологизмы.

33

Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

Отгадай загадки.

34

Повторяем…

Фразеологизмы и их  значения. Упражнение в умении правильно употреблять предлоги в тексте, подбирать синонимы, антонимы, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.

Чтение стихотворения В.Шумилина «Задира».

Описание материально-технического обеспечения курса

  1. Книгопечатные пособия:
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  1. Цифровые ресурсы:
  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
  1. Техническое оборудование:
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".

Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....

Презентация для внеурочной деятельности 5-6 класс по русскому языку

Презентация составлена с использованием теоретического и практического материала...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»...

Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «...

Программа внеурочной деятельности "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"

 Программа занятий кружка предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных изм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка,а также обеспечить дополнительную подгото...