Внеурочная деятельность по русскому языку «Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку
внеурочная деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЛЬМЕНЬ-СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
404334, Россия, Волгоградская область, Октябрьский район,
хутор Ильмень-Суворовский, ул. Школьная, дом 1
тел: 8 (84475) 6-69-95, E-mail: okt_sh.ilmen@volganet.ru
Внеурочная деятельность по русскому языку
«Занимательный русский язык»
Автор: Лулуева Элиза Байсолтаевна
учитель русского языка и литературы
х.Ильмень-Суворовский
2023-2024
Актуальность:
Сегодня наблюдается снижение уровня грамотности и слабое владение нормами русского языка даже среди школьников старших классов. Причины этому разные: массовое распространение упрощённого сетевого общения, низкое качество детской литературы, недостаточный интерес к учебному процессу. Именно поэтому возникает необходимость введения специальных мероприятий, направленных на формирование стойкого интереса к родному языку и развитию речевых навыков учащихся.
Проблематика:
Основной проблемой остаётся отсутствие мотивации у большинства подростков заниматься русским языком сверх рамок обязательных уроков. Поэтому важно выстроить такую форму внеурочной деятельности, которая была бы привлекательной, интересной и развивающей одновременно.
Цель:
Развитие интереса к русскому языку, привитие навыков правильной речи и грамотного письма, формирование желания исследовать богатство родного языка.
Задачи:
- Формировать положительное отношение к изучению русского языка.
- Способствовать развитию речи и улучшению уровня грамотности.
- Развивать навыки устного и письменного общения.
- Стимулировать интерес к самостоятельному поиску нового материала и исследованию.
- Повышать уровень самооценки и уверенности в себе через публичные выступления и демонстрации личных достижений.
Формы работы:
1. Игровые занятия:
Лингвистические игры, викторины, задания типа «Собери предложение», «Отгадай слово», «Объясни выражение».
2. Культурно-просветительские мероприятия:
Просветительские акции, просмотры фильмов о великом русском языке, мероприятия, приуроченные к юбилейным датам выдающихся представителей русской литературы.
3. Исследовательско-проектная деятельность:
Организация исследований по русскому языку и проведение экспериментальных наблюдений (происхождение слов, синонимы-антонимы, образование словосочетаний и предложений).
Методы работы:
- Игровой метод: вовлечение учащихся в игровые процессы, облегчающие освоение материала.
- Проектный метод: содействие развитию у детей исследовательских навыков, побуждая их искать новую информацию.
- Диалоговый метод: активные обсуждения, дискуссии, взаимопомощь и сотрудничество.
- Метод опережающего обучения: ввод новых понятий и терминов раньше традиционных уроков, стимулируя любопытство и внимательность.
Результаты:
- Повышенный интерес к изучению русского языка.
- Улучшение показателей уровня грамотности и связности речи.
- Широкий активный словарный запас и умение пользоваться разными видами речи.
- Независимость и инициатива в выборе направлений дальнейшего развития.
Таким образом, внедрение данной программы обеспечит необходимые условия для поддержания и развития высокого уровня владения русским языком, повысит привлекательность учебы и укрепит значимость русского языка в сознании подрастающего поколения.
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
5-7 класс
2023-2024г
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Дата | ||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||
1 | Речь устная и письменная | Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная? Что такое речь письменная? | «Мишуткина академия»–задания. | |||
2 | Что такое слово? | Слово – это название предметов, явлений и т.д. Знакомство с рисунком. | Расшифровка ребусов, отгадывание загадок. | |||
3 | В мире звуков | Уточнение представления детей о звуках. Понятия: "фонетика", "фонема", "фонематический слух". | Игра в слова «Начинается со звука…» | |||
4 | Игротека | Формулировка смыслового значения слова. Понятие "рифма". | Игра «Узнай по описанию». | |||
5 | Звуки и буквы – не одно и то же | В чём заключается различие между звуками и буквами | «Сбежали буквы» - стихи. | |||
6 | Что такое метаграммы? | Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. | «Разгадайте метаграммы» по рисункам. | |||
7 | Жили-были гласные и согласные | Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнения в определении в слове гласных и согласных букв | Отгадайте загадки. | |||
8 | Игротека | Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. | Игра «Слушай и запоминай». | |||
9 | Волшебник Ударение | Роль ударения в слове. Понятие "омограф" | «Мишуткина академия» –задания. | |||
10 | Такие разные согласные | Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких. | Игра «Твёрдый-мягкий». | |||
11 | Такие разные, разные согласные | Парные и непарные звонкие и глухие согласные. | «Реши кроссворд». | |||
12 | Игротека | Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. | Игра «Слова играют с нами в прятки». | |||
13 | Русские народные загадки | Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. | Игра «Поиграй с загадкой в прятки». | |||
14 | Зачем шипят шипящие? | Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием "пантомима". | Игра «Угадай по трём словам». | |||
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. | «Мишуткина академия» –задания. | |||
16 | Игротека | Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. | Разгадывание кроссвордов «Русские народные загадки». | |||
17 | Привет, пословица! | Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. | Игра «Нарисуй –вспомни- повтори». | |||
18 | Поговорим о предложении | Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Умение различать данные предложения, приводить примеры. | Какие это предложения? | |||
19 | Ещё немного о предложении | Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией. | Стихотворения – перевёртыши. | |||
20 | Игротека | Понятие "шарада". Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание анаграммы предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации. | Разгадывание шарад. | |||
21 | Знакомимся с анаграммами | Понятие "анаграмма". Упражнение в умении разгадывать анаграммы. | Разгадывание анаграмм. | |||
22 | Что такое текст? | Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. | Мишуткина академия – задания. | |||
23 | Почему мы пишем с большой буквы? | Правила написания заглавной буквы. Упражнения в умении писать с заглавной буквы имена собственные. | Рисунок по клеточкам. | |||
24 | Игротека | Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы. | Рассказ Е.Чарушина «Курочка». | |||
25 | О безударных гласных | Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. | Мишуткина академия – задания. | |||
26 | О парных звонких и глухих согласных | Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. | Отгадывание загадок. | |||
27 | Слова-приятели | Знакомство с понятием "синоним". Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. | Прослушивание сказки «Тигр-лев, лев-тигр». | |||
28 | Игротека | Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. | Задание «Соедини линиями». | |||
29+33 | Слова-неприятели | Знакомство с понятием "антоним". Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимические пары в группе слов. | Отгадай загадки. | |||
30+34 | Волшебное слово предлог | Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. | Составь предложения по рисункам. | |||
31+32 | Что за зверь такой – фразеологизм? | Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. | Мишуткина академия – задания. | |||
32 | Игротека | Понятие "омоним". Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. | Расшифруй фразеологизмы. | |||
33 | Учимся различать слова разных частей речи | Упражнение в умении различать слова разных частей речи. | Отгадай загадки. | |||
34 | Повторяем… | Фразеологизмы и их значения. Упражнение в умении правильно употреблять предлоги в тексте, подбирать синонимы, антонимы, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. | Чтение стихотворения В.Шумилина «Задира». | |||
Описание материально-технического обеспечения курса
- Книгопечатные пособия:
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
- Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультмедиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов
Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".
Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....

Презентация для внеурочной деятельности 5-6 класс по русскому языку
Презентация составлена с использованием теоретического и практического материала...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»...

Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.
Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «...

Программа внеурочной деятельности "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных изм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка,а также обеспечить дополнительную подгото...