Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание частицы не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе "Правописание частицы не с глаголами " соответствует ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Правописание частицы не с глаголами
Цель урока: формирование умений определять части речи, применять знания по орфографии и морфологии в практике: раздельное написание частицы не с глаголами.
Планируемые результаты
Личностные результаты: овладение языковой культурой, готовность оценивать своё поведение и поступки,
Метапредметные результаты :
регулятивные УУД: осуществлять целеполагание и планирование предстоящей деятельности с помощью проблемных вопросов; выбирать и обосновывать способы достижения поставленной цели;
познавательные УУД: находить и использовать информацию; переводить учебную информацию из одной знаковой системы в другую (составлять алгоритм выбора написания частицы не с глаголами); выдвигать гипотезы о возможности слитного и раздельного написания не с глаголами;
коммуникативные УУД: устно представлять результаты наблюдений над языковым материалом, выполнять учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, выражать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.
Предметные результаты: распознавать часть речи - глагол; применять алгоритм раздельного-слитного написания с ним частицы не.
Оборудование урока: учебник (Русский язык. 5 кл.: учеб- ник/Т.А.Ладыженская, С.Т.Баранов и др часть 2.; под ред. Т.А.Ладыженской. – 6-е изд.; стереотип. – М. : Просвещение , 2024. – 272 с.), презентация,.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Конспект урока
I.Организационный момент.
Задача: включение учащихся в деятельность. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II Мотивация учебной деятельности (самоопределение к учебной деятельности).
Вводное слово: Внимательно прослушайте грамматическую сказку Ф.Кривина и приготовьтесь ответить на «филологический!» вопрос.
- В те сказочные времена жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было навидеть короля, когда во всём королевстве сплощная разбериха, взгоды, поладки и урядицы. « Вы такой казистый,взрачный, приглядный», - объяснялись они ему в любви, но он не верил…
Работа с текстом: фронтальная беседа
- На каком грамматическом приёме строится сказка?( использованы слова, которые не употребляются без не)
- А какие это части речи? ( существительные, прилагательные, глаголы)
- Почему король Годяй не поверил в любовь своих подчинённых?
- Послушайте продолжение сказки
И произошло чудо: король издал указ, чтобы в королевстве не было вранья и вещи назывались своими именами.
-Как вы думаете, что он приказал? ( пользоваться частицей не)
Давайте запишем уродливые слова с волшебной частицей не, чтобы правдиво назвать недостатки.
2.Творческий диктант (диктую слова из сказки, дети пишут их с частицей не: невежды, негодяй и т. д.)
- Какой можно сделать вывод?( все слова , которые не употребляются без не пишутся слитно)
- И ненавидели тоже написали слитно? Но ведь не с глаголами раздельно пишется…
Предположите, о чём может пойти речь на нашем сегодняшнем уроке (о правописании не с глаголами).Поставьте учебную цель.
III Актуализация знаний, выявление познавательного затруднения, постановка учебной проблемы.
1.Задача: выявление интеллектуальных затруднений в написании не с глаголами, создание проблемной ситуации, формулировка проблемных вопросов.
Слайд 1: Проблемное задание: распределите слова в 2 столбика; раскройте скобки. Столбики озаглавьте.
(Не) расслышит, (не) тревожится, (не)годует, (не) хлопочут. (не) взлюбил, (не) здоровится.
Слайд 2: Показано верное написание и распределение.
Самопроверка. Попутно повторяются и другие орфограммы в словах ( на полях выставляется оценка. Если много ошибок, «2» можно не ставить, заменить словом «плохо».)
- Какой вывод можно сделать по теме? Сравните свои выводы с правилом в учебнике, стр 102.
2. Составление алгоритма
1 шаг: Употребляется ли слово без не? Если нет – слитно , если –да, определяем часть речи.
2 шаг Глагол – пишем раздельно.
Проблемный вопрос
- А если это не глагол?
Выдвижение гипотез: слитно, раздельно
- С другими частями речи вам ещё предстоит познакомиться. Поэтому очень важно знать части речи.
IV Закрепление
1. Выполнение тренировочного упражнения.
Слайд 3.Записать предложения, раскрыть скобки, вдуматься в содержание.
1.За всё браться - ничего (не) сделать.
2.Лежа хлеба (не) добудешь.
3. Кто вчера солгал, тому завтра (не) поверят.
4. Слово не воробей: вылетит - (не) поймаешь.
Коллективная проверка написания, проговаривание последовательности орфографических действий.
- Если сказки намекают на человеческие недостатки, то пословицы открыто поучают. Назовите те качества в человеке, которые мы считаем недостатками.( самонадеянность, лень, ложь, болтливость, безответственность в отношении к слову)
2. Самостоятельная работа
Задача: включение знания о написании не с глаголами в систему знаний, применение алгоритма орфографических действий.
Слайд3. Третий лишний:
а) (не) было, (не) делала , (не) доумеваю;
б) (не) верю, (не)волить, (не) сдобровать;
в) (не) бояться, (не) истовствовать, (не) думаешь
Учащиеся доказывают свой выбор, опираясь на орфографическое правило.
V Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.
Задача: обобщение и систематизация знаний по теме, повторение орфографического алгоритма, самооценка результатов деятельности обу- чающимися, оценка результатов деятельности всего класса.
Ситуация рефлексии. Продолжи предложение «Сегодня на уроке..."
Я узнал...
Я затруднялся...
Я открыл для себя...
Мне показалось важным...
VI Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"
Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол».
Цели:· систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;· продолжить развитие у детей орфографических и речевых...

План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»
Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....
Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"
Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
Углубление знаний о глаголе, повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач; знакомство с признаками условного наклонения....

Урок русского языка «Правописание отрицательной частицы НЕ С ГЛАГОЛАМИ» 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тип урока: урок новых знаний. Методическое оснащение урока: компьютер, проектор. Индивидуальный раздаточный материал для чтения и письменной работыОбразовательные технологии. Объяснительно-иллюст...
План конспект урока русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Приводится план-конспект урока русского языка...