Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание частицы не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе "Правописание частицы не с глаголами " соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_glagolami.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Правописание частицы не с глаголами

Цель урока: формирование умений определять части речи, применять знания по орфографии и морфологии  в  практике: раздельное написание частицы не с глаголами.

 Планируемые результаты

Личностные результаты: овладение языковой культурой, готовность оценивать своё поведение и поступки,  

Метапредметные результаты :

регулятивные УУД: осуществлять целеполагание и планирование предстоящей деятельности с помощью проблемных вопросов; выбирать и обосновывать способы достижения поставленной цели;

познавательные УУД: находить и использовать информацию; переводить учебную информацию из одной знаковой системы в другую (составлять алгоритм выбора написания частицы не с глаголами); выдвигать гипотезы о возможности слитного и раздельного  написания не с глаголами;

коммуникативные УУД:  устно представлять результаты наблюдений над языковым материалом, выполнять учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, выражать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Предметные результаты: распознавать часть речи - глагол; применять алгоритм раздельного-слитного написания  с ним частицы не.

Оборудование урока: учебник (Русский язык. 5 кл.: учеб- ник/Т.А.Ладыженская, С.Т.Баранов  и др часть 2.; под ред. Т.А.Ладыженской. – 6-е изд.; стереотип. – М. : Просвещение , 2024. – 272 с.), презентация,.

Тип урока:  урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Конспект урока

I.Организационный момент.

Задача: включение учащихся в деятельность. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II Мотивация  учебной деятельности (самоопределение к учебной деятельности).

Вводное слово: Внимательно  прослушайте грамматическую сказку Ф.Кривина и приготовьтесь ответить на «филологический!» вопрос.

- В те сказочные времена  жили в одной стране  просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб,  а королева -  Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели  своего короля Годяя. Да и как было навидеть  короля, когда во всём королевстве сплощная разбериха, взгоды, поладки и урядицы. « Вы такой казистый,взрачный, приглядный», - объяснялись они ему в любви, но он не верил…

Работа с текстом: фронтальная беседа

- На каком грамматическом приёме  строится сказка?( использованы слова, которые не употребляются без не)

- А какие это части речи? ( существительные, прилагательные, глаголы)

- Почему король Годяй не поверил в любовь своих подчинённых?

- Послушайте продолжение сказки

И произошло чудо: король издал указ, чтобы в королевстве не было вранья и вещи назывались своими именами.

-Как вы думаете, что он приказал? ( пользоваться частицей не)

Давайте запишем уродливые слова с волшебной частицей не,  чтобы правдиво назвать недостатки.

2.Творческий диктант (диктую слова из сказки, дети пишут их с частицей не: невежды, негодяй и т. д.)

- Какой можно сделать вывод?(  все слова , которые не употребляются без не пишутся слитно)

- И ненавидели  тоже написали слитно? Но ведь не с глаголами раздельно пишется…

Предположите, о чём может пойти речь на нашем сегодняшнем уроке (о правописании не с глаголами).Поставьте  учебную цель.

   III Актуализация знаний, выявление познавательного затруднения, постановка учебной проблемы.

1.Задача: выявление интеллектуальных затруднений в написании не с глаголами, создание проблемной ситуации, формулировка проблемных вопросов.

Слайд 1: Проблемное задание: распределите слова в 2 столбика; раскройте скобки. Столбики озаглавьте.

(Не) расслышит, (не) тревожится, (не)годует, (не) хлопочут. (не) взлюбил, (не) здоровится.

Слайд 2: Показано верное написание  и  распределение.

Самопроверка. Попутно повторяются и другие орфограммы в словах ( на полях выставляется оценка. Если много ошибок, «2» можно не ставить, заменить словом «плохо».)

- Какой вывод можно сделать по теме? Сравните свои выводы с правилом в учебнике, стр 102.

2. Составление алгоритма

1 шаг: Употребляется ли слово без не? Если нет – слитно , если –да, определяем часть речи.

2 шаг  Глагол – пишем раздельно.

Проблемный вопрос

- А если это не глагол?

Выдвижение гипотез: слитно, раздельно

- С другими  частями речи  вам  ещё предстоит познакомиться. Поэтому очень важно знать части речи.

IV Закрепление

1. Выполнение тренировочного упражнения.

Слайд 3.Записать предложения, раскрыть скобки,  вдуматься в содержание.

 1.За всё браться  -  ничего (не) сделать.

2.Лежа хлеба (не) добудешь.

3. Кто вчера солгал, тому завтра (не) поверят.

4. Слово не воробей: вылетит - (не) поймаешь.

Коллективная проверка написания,  проговаривание последовательности орфографических действий.

- Если сказки намекают на человеческие недостатки, то пословицы открыто поучают. Назовите те качества в человеке, которые мы считаем недостатками.( самонадеянность, лень, ложь, болтливость,  безответственность в отношении к слову)

2.  Самостоятельная работа

Задача: включение  знания о написании не с глаголами в систему знаний, применение алгоритма орфографических действий.

Слайд3. Третий  лишний:

а) (не) было, (не) делала , (не) доумеваю;

б) (не) верю, (не)волить, (не) сдобровать;

в) (не) бояться, (не) истовствовать, (не) думаешь

Учащиеся доказывают свой выбор, опираясь на орфографическое правило.

V Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.

Задача: обобщение и систематизация знаний по теме, повторение орфографического алгоритма, самооценка результатов деятельности обу- чающимися, оценка результатов деятельности всего класса.

Ситуация рефлексии. Продолжи предложение «Сегодня на уроке..."

Я узнал...

Я затруднялся...

Я открыл для себя...

Мне показалось важным...

VI Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол».

Цели:·        систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;·        продолжить развитие у детей орфографических и речевых...

План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»

Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"

Углубление знаний о глаголе,   повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач; знакомство  с признаками условного наклонения....

Урок русского языка «Правописание отрицательной частицы НЕ С ГЛАГОЛАМИ» 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тип урока: урок новых знаний. Методическое оснащение урока: компьютер, проектор. Индивидуальный раздаточный материал для чтения и письменной работыОбразовательные технологии. Объяснительно-иллюст...

План конспект урока русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Приводится  план-конспект урока  русского  языка...