Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Данный урок является завершающим по теме "Односоставные предложения" в 8 классе. Направлен на повторение и обобщение изученного материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Русский язык |
Класс | 8 |
Тема урока | Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» |
Тип урока | Обобщение и закрепление изученного материала |
Учебник | Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2023 год. |
Цель урока | Научить учащихся классифицировать односоставные предложения, определять их тип (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), объяснять их роль в тексте и использовать их для создания выразительной речи, а также устанавливать связь между односоставными предложениями и другими видами предложений. |
Основные понятия | Односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, обобщенно-личные |
Технологии | Технологии: элементы проблемного обучения, развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения |
Методы | Словесный; практический; частично – поисковый; творческий |
Формы работы | Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Рабочие листы урока, раздаточный материал (задания для групп) |
Универсальные учебные действия:
1. Личностные УУД: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, осознать ценность совместной деятельности; формировать готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; осознавать причины удач и неудач.
2. Метапредметные УУД:
- Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать и исследовать; формировать умения структурировать информацию.
- Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
- Коммуникативные: работать с информацией на уроке, развивать умение сотрудничать в группе, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли.
3. Предметные УУД: знать структурно-грамматические особенности определённо-личных, неопределённо-личных, обобщённо-личных, безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи; уметь распознавать виды односоставных предложений в тексте, умело использовать в речи;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
I.Организацион- ный момент | Учитель приветствует обучающихся. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой. Привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. | Учащиеся готовятся к занятию, настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
II. Проверка домашнего задания | Учитель проверяет правильность выполнения домашнего задания, при необходимости корректирует ответы учащихся. Учитель проверяет домашнее задание «Аукцион поэтических строк» (учащиеся должны были подобрать поэтические строки с односоставными предложениями) | Учащиеся проверяют правильность выполнения ими домашнего задания, повторяют виды односоставных предложений. Учащиеся зачитывают строки с односоставными предложениями. Например, строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова: И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной тревоги… (это сложное предложение, первое простое предложение односоставное, безличное, сказуемое выражено словами категории состояния; второе простое предложение тоже односоставное, безличное, сказуемое выражено устойчивым выражением «некому руку подать» в состав которого входит инфинитив) | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. | |
III. Формулировка темы и целей урока. Мотивация к учебной деятельности | Предлагает обучающимся вопросы для определения темы и целей урока. - Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Односоставные предложения. Скажите, что мы уже знаем об односоставных предложениях? - А что еще нужно нам повторить? Какие умения мы должны закрепить на этом уроке?
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Какие задачи мы поставим перед собой? - Не зря эпиграфом к этому уроку я взяла слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса». Как вы их понимаете? -Ребята, запишите, пожалуйста, эпиграф нашего урока к себе в рабочие листы и выполните синтаксический разбор данного предложения. - Вы видите, что даже слова Паустовского представляют собой односоставное предложение. Цель сегодняшнего урока - научиться уверенно определять вид односоставных предложений и понимать, зачем они нужны в языке, как сделать нашу речь более яркой и выразительной. - А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив контрольный тест. Найдите на своём столе рабочий лист, запишите на нём свою фамилию. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, ставят задачи и работают с эпиграфом.
- Умение правильно определять вид односоставного предложения, умение использовать односоставные предложения в своей речи. - Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения».
- Повторить виды односоставных предложений. Отработать умение правильно определять вид односоставного предложения. Научиться использовать односоставные предложения для создания выразительной речи. - Речь идет о богатстве и выразительности языка, о важности научиться им пользоваться, и тогда можно творить чудеса. (Повеств., невоскл., прост.,односост., БЛП, распр., не осл.) | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать тему урока, цели и задачи; - использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других. - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - воспринимать информацию на слух; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия. | |
IV.Актуализация знаний | В игровой форме проверяет знание учащимися теоретического материала. Игра «Да – нет» («сесть-встать») 1. По наличию главных членов предложения делятся на односоставные и двусоставные. (Да) 4. Если в предложении подлежащего нет, сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени, то это определенно-личное предложение. (Нет) | Учащиеся выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний по теме. | Познавательные УУД: - использовать уже имеющиеся теоретические знания для решения учебных заданий; Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; - планировать свои действия. | |
V. Обобщение и систематизация знаний | Организует исследование проблемной ситуации, работу учащихся в группах. - Прочитайте отрывки стихотворений, выделите грамматические основы, определите вид односоставных предложений, их роль в тексте. Карточка 1. 1.Предчувствую тебя. Года проходят мимо. Всё в облике одном предчувствую тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И, молча, жду, - тоскуя и любя. А. Блок Карточка 2. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин Карточка 3. За что-то меня упрекают, И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А Ахматова Карточка 4. Деревья, и солнце, и тени, И мертвый могильный покой… Но – чу! Заунывные пени, Глухой, сокрушительный вой! Н.А. Некрасов Карточка 5. Лучше скажи мало, но хорошо. Что имеем - не храним, потерявши - плачем. После драки кулаками не машут. Век живи, век учись. | Работают в группах, определяют вид односоставных предложений и их роль в тексте. 1.Предложения определенно-личные. Сказуемые выражены глаголами в форме 1 лица ед. числа. Сосредоточивают внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли), создают интонацию доверительности 2. Безличное предложение. Сказуемые выражены глаголами в форме инфинитива. Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя. 3.Предложения неопределенно-личные. Сказуемое выражено глаголом в форме наст. времени мн. ч. Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности. 4. Предложения назывные. Они создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость. 5. Обобщенно-личные предложения. Пословицы. Передают народную мудрость. | Познавательные УУД: -- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - делать выводы по результатам работы; - уметь анализировать степень усвоения учебного материала; - уметь производить коррекцию. | |
VI. Физкультминутка | Предлагает обучающимся выполнить определенные действия, связывает их выполнение с темой урока. - А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте. - Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе. - Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонении). | Выполняют действия, которые называет учитель, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою физическую и познавательную деятельность; | |
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации | Учитель организует деятельность учащихся по применению знаний об односоставных предложениях и способах выражения главного члена. -Определите вид односоставного предложения. Объясните свой выбор.
| Учащиеся по цепочке определяют вид односоставных предложений, комментируют выполнение задания, называют способ выражения сказуемого. 1.Неопределенно-личное. 2. Безличное. 3. Назывное. 4. Определенно-личное. 5. Обобщенно-личное. 6. Определенно-личное. 7. Неопределенно-личное. 8. Безличное. 9. 1-ое простое – назывное. 10.Безличное. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - делать выводы по результатам работы; - уметь анализировать степень усвоения учебного материала; - уметь производить коррекцию. | |
VIII. Применение знаний и умений в творческой ситуации. | Организует деятельность учащихся по написанию текста с обязательным включением односоставных предложений. - Вы видите, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Они помогают сделать текст более выразительным и эмоциональным. Сейчас я предлагаю вам выступить в роли авторов текстов и описать природу за окном нашего класса, обязательно используя односоставные предложения. (Учитель проверяет 1-3 текста) | Составляют текст-описание природы, используют односоставные предложения. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - делать выводы по результатам работы; - уметь анализировать степень усвоения учебного материала; - уметь производить коррекцию. | |
IX. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
| В качестве контроля предлагает выполнить проверочную работу с последующей самопроверкой.
-Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы в зависимости от вида односоставного предложения. 1 вариант 1. Нагибаюсь поднять записку. 2. Придешь ко мне завтра на чай? 3. Пахнет сеном и конюшней. 4. Холодает. 5. Мне сказали о вашем желании. 6. Хочу почитать детективный роман. 7. Весна. 8. Книгу закрывают и кладут под подушку. 9. Ваза на столе. 10. Вокруг так красиво! 11. Уважайте человеческий труд! 12. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2 вариант 1. Светает. 2. Зимний лес. 3. Стоишь и вслушиваешься в тишину. 4. Трудно распознать их в вечерней тишине. 5. Объявили посадку на самолет. 6. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. 7. Снегу намело до самых крыш. 8. Меня здесь ждут. 9. Осенние сумерки. 10. Усердье и труд все перетрут. 11. Завтра уходим в горы. 12. От листьев пахло осенью.
| Выполняют проверочную работу, проверяют правильность ответов по эталону.
Эталон. 1 вариант. Определенно-личные: 1,2,6,11 Неопределенно-личные: 5, 8, Безличные: 3, 4, 10 Назывные: 7,9 Обобщено-личные: 12 2 вариант. Определенно-личные: 3,6,11 Неопределенно-личные: 5, 8 Безличные: 1,4,7,12 Назывные: 2,9 Обобщено-личные: 10 | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; - использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию. | |
X. Рефлексия | Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся. - Какие затруднения вы испытывали? - Определите, над чем ещё нам с вами необходимо поработать? - Оцените себя на рабочих листах с точки зрения понимания материала. | Отвечают на вопросы. Выражают своё отношение к работе на уроке и к пониманию материала. Самооценка А) я все понял, могу этот материал объяснить другому:- 5 Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь: - 4 В) для полного понимания мне нужно повторить тему: - 3 Г) я ничего не понял-2. | Личностные УУД: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Познавательные: - формирование границ собственного «знания и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя; - адекватная самооценка. | |
XI. Домашнее задание | Учитель дает пояснения к выполнению домашнего задания. Учащимся на выбор предлагается домашнее задание: 1. Составить тест, проверяющий знание видов односоставных предложений (для учащихся с самооценкой 5 и 4). 2. Списать текст, найти односоставные предложения, определить их вид (для учащихся с самооценкой 3 и 2). | Ученики слушают и записывают задания в дневник. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения....

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Методический материал к урокам русского языка в 8 классе по теме "Односоставное предложение", "Роль инфинитива в предложении".
Материалы к урокам русского языка...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».
Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения"
обощающий урок по теме "Сложные предложения" с использованием сингапурской технологии "крестики - нолики"...

Технологическая карта урока русского языка, 7 класс 8 вид, тема 11: Предложения нераспространённые и распространённые
Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 7 класса с УО (ИН), вариант 1.Учебник по русскому языку для 7 класса: авторы Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова...
