Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Паршикова Татьяна Александровна

Данный урок является завершающим по теме "Односоставные предложения" в 8 классе. Направлен на повторение и обобщение изученного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_8_klass.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тема урока

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Тип урока

Обобщение и закрепление изученного материала

Учебник

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. -  М.: Просвещение, 2023 год.

Цель урока

Научить учащихся классифицировать односоставные предложения, определять их тип (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), объяснять их роль в тексте и использовать их для создания выразительной речи, а также устанавливать связь между односоставными предложениями и другими видами предложений

Основные понятия

Односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, обобщенно-личные

Технологии

Технологии: элементы проблемного обучения, развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения

Методы

Словесный; практический; частично – поисковый; творческий

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Рабочие листы урока, раздаточный материал (задания для групп)

Универсальные учебные действия:

1. Личностные УУД: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, осознать ценность совместной деятельности; формировать готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; осознавать причины удач и неудач.

2. Метапредметные УУД: 

- Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать и исследовать; формировать умения структурировать информацию.

- Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

 - Коммуникативные: работать с информацией на уроке, развивать умение сотрудничать в группе, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли.

3. Предметные УУД: знать структурно-грамматические особенности определённо-личных, неопределённо-личных, обобщённо-личных, безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи; уметь распознавать виды односоставных предложений в тексте, умело использовать в речи;

Этапы урока

        Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организацион-

ный момент

Учитель приветствует обучающихся. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой. Привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Учащиеся готовятся к занятию, настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД: 

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

 Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

 - настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Проверка домашнего задания

Учитель проверяет правильность выполнения домашнего задания, при необходимости корректирует ответы учащихся.

Учитель проверяет домашнее задание «Аукцион поэтических строк» (учащиеся должны были подобрать поэтические строки с односоставными предложениями) 

Учащиеся проверяют правильность выполнения ими домашнего задания, повторяют виды односоставных предложений.

Учащиеся зачитывают строки с односоставными предложениями.

Например, строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова:

И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной тревоги… (это сложное предложение, первое простое предложение  односоставное, безличное, сказуемое выражено словами категории состояния; второе простое предложение тоже односоставное, безличное, сказуемое выражено устойчивым выражением «некому руку подать» в состав которого входит инфинитив)

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД: 

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- отвечать на вопросы учителя.

 Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

III. Формулировка

темы и целей урока. Мотивация к учебной деятельности

Предлагает обучающимся вопросы для определения темы и целей урока. 


- Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Односоставные предложения.  Скажите, что мы уже знаем об односоставных предложениях?

- А что еще нужно нам повторить? Какие умения мы должны закрепить на этом уроке?

 

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

 - Какие задачи мы поставим перед собой?

- Не зря эпиграфом к этому уроку я взяла слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса». Как вы их понимаете?

-Ребята, запишите, пожалуйста, эпиграф нашего урока к себе в рабочие листы и выполните синтаксический разбор данного предложения.

- Вы видите, что даже слова Паустовского представляют собой односоставное предложение. Цель сегодняшнего урока - научиться уверенно определять вид односоставных предложений и понимать, зачем они нужны в языке, как сделать нашу речь более яркой и выразительной.

 - А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив контрольный тест. Найдите на своём столе рабочий лист, запишите на нём свою фамилию.

 Отвечают на вопросы учителя, формулируют  тему урока, ставят задачи и работают с эпиграфом.


- Как отличить односоставные предложения от двусоставных. Виды односоставных предложений. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.

- Умение правильно определять вид односоставного предложения, умение использовать односоставные предложения в своей речи.

- Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения».

 

- Повторить виды односоставных предложений. Отработать умение правильно определять вид односоставного предложения. Научиться использовать односоставные предложения для создания выразительной речи.

- Речь идет о богатстве и выразительности языка, о важности научиться им пользоваться, и тогда можно творить чудеса.

(Повеств., невоскл., прост.,односост., БЛП, распр., не осл.)

Познавательные УУД:

 - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать тему урока, цели и задачи;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - воспринимать информацию на слух;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

 - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия.

IV.Актуализация знаний

В игровой форме проверяет знание учащимися теоретического материала.

Игра «Да – нет» («сесть-встать»)

1. По наличию главных членов предложения делятся на односоставные и двусоставные. (Да)
2. Если в предложении подлежащего нет, сказуемое – глагол в форме 1-го или 2-го лица, то это неопределенно-личное предложение. (Нет)
3. Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено инфинитивом, то это безличное предложение. (Да)

 4. Если в предложении подлежащего нет, сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени, то это определенно-личное предложение. (Нет) 
5.Согласны ли вы, что в обобщенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено глаголом в форме 2-го лица единственного числа. (Да)
6. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее? ( Да)
7. Согласны ли вы с тем, что назывное предложение не может быть распространенным. (Нет)

Учащиеся выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний по теме.

Познавательные УУД:

- использовать уже имеющиеся теоретические знания для решения учебных заданий;

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия.

V. Обобщение и систематизация знаний

Организует исследование проблемной ситуации, работу учащихся в группах.

 - Прочитайте отрывки стихотворений, выделите грамматические основы, определите вид односоставных предложений, их роль в тексте.

Карточка 1.

1.Предчувствую тебя. Года проходят мимо.

Всё в облике одном предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И, молча, жду, - тоскуя и любя.

А. Блок

Карточка 2.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С. Есенин

Карточка 3.

За что-то меня упрекают,

И в чём-то согласны со мной:

Так исповедь льётся немая

Беседы блаженнейшей той.

А Ахматова

Карточка 4.

 Деревья, и солнце, и тени,

И мертвый могильный покой…

Но – чу! Заунывные пени,

Глухой, сокрушительный вой!

Н.А. Некрасов

Карточка 5.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

После драки кулаками не машут.

Век живи, век учись.

Работают в группах, определяют вид односоставных предложений и их роль в тексте.

1.Предложения определенно-личные. Сказуемые выражены глаголами в форме 1 лица ед. числа. Сосредоточивают внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли), создают интонацию доверительности

2. Безличное предложение. Сказуемые выражены глаголами в форме инфинитива. Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя.

3.Предложения неопределенно-личные. Сказуемое выражено глаголом в форме наст. времени мн. ч. Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности.

4. Предложения назывные. Они создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость.

5. Обобщенно-личные предложения.

Пословицы. Передают народную мудрость.

Познавательные УУД:

-- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

 - использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- делать выводы по результатам работы;

- уметь анализировать степень усвоения учебного материала;

 - уметь производить коррекцию.

VI. Физкультминутка

Предлагает обучающимся выполнить определенные действия, связывает их выполнение с темой урока.

- А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте.

- Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

- Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные) А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонении).

Выполняют действия, которые называет учитель, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

 - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою физическую и познавательную деятельность;

VII. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель организует деятельность учащихся по применению знаний об односоставных предложениях и способах выражения главного члена.

-Определите вид односоставного предложения. Объясните свой выбор.

  1. Что же говорят об этом удальце?
  2. Мне было жутко в темной и сырой комнате
  3. Тихая, звёздная ночь.
  4. Иду на помощь!
  5. Кашу маслом не испортишь. (Пословица)
  6. Не отходи от меня, друг мой.
  7. На обломках самовластья напишут наши имена.
  8. Мне хочется пойти домой.
  9. Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
  10. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (безличное)

Учащиеся по цепочке определяют вид односоставных предложений, комментируют выполнение задания, называют способ выражения сказуемого.

1.Неопределенно-личное.

2. Безличное.

3. Назывное.

4. Определенно-личное.

5. Обобщенно-личное.

6. Определенно-личное.

7. Неопределенно-личное.

8. Безличное.

9. 1-ое простое – назывное.

10.Безличное.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

 - использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- делать выводы по результатам работы;

- уметь анализировать степень усвоения учебного материала;

 - уметь производить коррекцию.

VIII. Применение знаний и умений в творческой ситуации.

Организует деятельность учащихся по написанию текста с обязательным включением односоставных предложений.

- Вы видите, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Они помогают сделать текст более выразительным и эмоциональным. Сейчас я предлагаю вам выступить в роли авторов текстов и описать природу за окном нашего класса, обязательно используя односоставные предложения. (Учитель проверяет 1-3 текста)

Составляют текст-описание природы, используют односоставные предложения.

Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- делать выводы по результатам работы;

- уметь анализировать степень усвоения учебного материала;

 - уметь производить коррекцию.

IX. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

 

В качестве контроля предлагает выполнить проверочную работу с последующей самопроверкой. 

        

-Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы в зависимости от вида односоставного предложения.

1 вариант

1. Нагибаюсь поднять записку.

2. Придешь ко мне завтра на чай?

3. Пахнет сеном и конюшней.

4. Холодает.

5. Мне сказали о вашем желании.

6. Хочу почитать детективный роман.

7. Весна.

8. Книгу закрывают и кладут под подушку.

9. Ваза на столе.

10. Вокруг так красиво!

11. Уважайте человеческий труд!

12. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2 вариант

1. Светает.

2. Зимний лес.

3. Стоишь и вслушиваешься в тишину.

4. Трудно распознать их в вечерней тишине.

5. Объявили посадку на самолет.

6. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

7. Снегу намело до самых крыш. 

8. Меня здесь ждут.

9. Осенние сумерки.

10. Усердье и труд все перетрут.

11. Завтра уходим в горы.

12. От листьев пахло осенью.

 

Выполняют проверочную работу, проверяют правильность ответов по эталону.

 

Эталон.

1 вариант.

Определенно-личные: 1,2,6,11

Неопределенно-личные: 5, 8,

Безличные: 3, 4, 10

Назывные: 7,9

Обобщено-личные: 12

2 вариант.

Определенно-личные: 3,6,11

Неопределенно-личные: 5, 8

Безличные: 1,4,7,12

Назывные: 2,9

Обобщено-личные: 10

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

 - использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: уметь анализировать степень усвоения нового учебного

материала на основе сопоставления решения с образцом для самопроверки, уметь производить коррекцию.

X. Рефлексия

Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся.

- Какие затруднения вы испытывали?

- Определите, над чем ещё нам с вами необходимо поработать?

 - Оцените себя на рабочих листах с точки зрения понимания материала.

Отвечают на вопросы.

Выражают своё отношение к работе на уроке и к пониманию материала.

Самооценка

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому:- 5

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь: - 4

В) для полного понимания мне нужно повторить тему: - 3

Г) я ничего не понял-2.

Личностные УУД:  

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Познавательные:

- формирование границ собственного «знания и «незнания».

Регулятивные:

 - восприятие оценки учителя;

- адекватная самооценка.

XI. Домашнее задание

Учитель дает пояснения к выполнению домашнего задания.

Учащимся на выбор предлагается домашнее задание:

1. Составить тест, проверяющий знание видов односоставных предложений (для учащихся с самооценкой 5 и 4).

2. Списать текст, найти односоставные предложения, определить их вид (для учащихся с самооценкой 3 и 2).

Ученики слушают и записывают задания в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения....

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....

технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения"

обощающий урок по теме "Сложные предложения" с использованием сингапурской технологии "крестики - нолики"...

Технологическая карта урока русского языка, 7 класс 8 вид, тема 11: Предложения нераспространённые и распространённые

Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 7 класса с УО (ИН), вариант 1.Учебник по русскому языку для 7 класса: авторы Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова...