Конспект урока + презентация Обобщение изученного по теме «Лексика» ( «Русский язык» 5 класс, УМК Т.А. Ладыженской)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Тема урока: Обобщение по теме «Лексика»
Цель урока:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».
Задачи:
- формировать умение применять полученные знания на практике
- развивать творческое мышление, активность учащихся
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку
- воспитывать бережное отношение к родному языку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.55 КБ | |
| 69.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение изученного по теме «Лексика» ( «Русский язык» 5 класс, УМК Т.А. Ладыженской)
5 М класс
Учитель Шляхова Екатерина Валерьевна
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Тема урока: Обобщение по теме «Лексика»
Цель урока:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика».
Задачи:
- формировать умение применять полученные знания на практике
- развивать творческое мышление, активность учащихся
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
- привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку
- воспитывать бережное отношение к родному языку
Ход урока.
1.Организационный этап.
Вступительное слово учителя.
Эпиграфом для нашего урока являются строчки из стихотворения замечательного поэта 20 века Эдуарда Асадова. Я прочитаю стихотворение, а вы подумайте и сами сформулируйте тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
«Слово может согреть, окрылить и спасти, СЛАЙД 3
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Э. Асадов
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. СЛАЙД 2
-Как вы считаете, ребята, какова тема нашего урока? ( Слово, речь)
- Правильно. А для чего служат слова? Что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)
- Что такое лексическое значение слова?
Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня урок –повторение. На уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. И поэтому цель урока: закрепление умений и навыков по разделу «Лексика».
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, где живут весёлые и умные жители –слова , которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение и повторение по теме «Лексика».
Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте и подумайте, о каких словах идет речь?
- Какое слово мы может осчастливить человека?
- А какое слово может ранить?
- К чему нас призывает автор?
III Актуализация знаний (повторение изученного).
- Нарисуем ромашку , закончив фразу. СЛАЙД 4
В центре Лексика – вокруг лепестки :
А) Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию… ( синонимы)
Б) Словарный состав языка… (Лексика)
В) Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению…(омонимы)
Г) Основная единица языка... (слово)
Д) Слова, противоположные по лексическому значению…(антонимы)
Е) Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением (паронимы: освоить-усвоить, выбор-подбор, адресат-адресант, вдох-вздох)
Ж) Тропы – слова , являющиеся средствами художественной выразительности в текстах, употребляемые в переносном значении ( эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.)
IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Упражнение 1.
Игра «Допиши пословицу».Объяснить значение некоторых. СЛАЙД 5
*Мир строит, а война… (разрушает).
*Герой умирает, а слава его …( живет).
*Корень учения горек, а плод его…(сладок).
*Не бойся врага умного, а бойся друга…(глупого).
*Мягко стелет, да….спать. (жестко)
С какой группой слов мы сейчас работали? ( антонимы)
Упражнение 2.А какие слова одинаковы по значению, но разные по написанию? (Синонимы) Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях. СЛАЙД 6
Скупой - жадный, скряга, жмот
Блестеть - сиять, сверкать, переливаться
Большой - огромный, могучий, крупный
Метел ь- буран, пурга, вьюга
Задание 3. Работа в микрогруппах ( раздаточный материал с разноуровневыми заданиями по теме : «Синонимы»)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации .
Упражнение 4 .
Для активизации лексического запаса:"От прямого - к переносному" (читаю сочетания слов с прямым значением, а ученики приводят примеры с этими словами, употребленными в переносном значении. Даю образец: Шар надулся. - Почему ты надулся?) СЛАЙД 7
1. Не отрывать листок. (Не отрывать глаз)
2. Твердый материал. (Твердый характер)
3. Погрузиться в воду. (Погрузиться в раздумья)
4. Сбить с ног. (Сбить с толку)
5. Потерять кошелек. (Потерять терпение)
6. Прийти в дом. (Прийти в голову)
7. Свежий хлеб. (Свежие новости)
8. Золотой браслет. (Золотое сердце)
С некоторыми из этих сочетаний учащиеся составляют предложения
Физкультминутка: Слайд 8
1. Ноги устали не знают
Смело по горам шагают. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
2. Вот к болоту подошли
Налетели комары.
Прыгаем , хлопок другой.
Комарики над головой. (Прыжки на месте, руки вверху, выполняем хлопок в ладоши)
3. Чтоб в лесу не заблудиться.
Надо вместе потрудиться (Руки на поясе, ноги на ширине плеч, повороты вправо влево)
А уставшая спина , это просто ерунда. (Наклоны вперёд, руки на поясе)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Упражнение 5.
Отгадайте загадки. Записать ответы + те слова-омонимы и их значения, которые еще не назвали. СЛАЙД 9
1. Оружие, камни. самоцветы, фрукты. Одно название- разные предметы (Гранаты)
2.Чтоб в ванну нам воды набрать его мы будем открывать.
Ну, а на стройке он другой, большой, подъемный и стальной(Кран)
3.Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый
И даже детским он бывает, кто это слово знает?(Сад)
4.Первую в школе все изучают, ну, а второй из двустволки стреляют, третью исполнят нам два барабана, иль каблуки отобьют ее рьяно(Дробь)
5.Первую утром девчонки плетут, сено косить все вторую берут, третья у речек песчаной бывает, кто это слово быстрей отгадает? (Коса)
6.Нас много в играх набирают и на нос тоже одевают(Очки)
7.Со мной ходи стрельбе учиться И на грядке меня ищи
Могу попасть я метко в птицу, а также попадаю в щи!(Лук)
8.На дереве висит, в книге лежит (Лист)
Упражнение 6 .
Игра "БУМЕРАНГ"с мячиком СЛАЙД 10
(Подобрать антонимы: быстро "извлечь" из памяти нужное слово и "возвратить его друг другу с мячом)
Разлука (встреча), радость (грусть), тишина (шум), труд (лень), жара (мороз), богатый (бедный), ругать (хвалить), храбрый (трусливый(, дружба (вражда), сухой (мокрый).
Упражнения 7 к теме «Употребление паронимов»
Объясните разницу в значении словосочетаний. СЛАЙД 11
молодой советник — молодой советчик;
опасный человек — опасливый человек;
кардинальное решение — кардинальское решение;
осудить поступок — обсудить поступок;
соседний дом — соседский дом;
хозяйские интересы — хозяйственные интересы;
мелкие придирки — мелочные придирки;
абсолютный невежа — абсолютный невежда;
годовой отпуск — годичный отпуск.
Домашнее задание: Написать мини-сочинение по стихотворению Э.Асадова СЛАЙД 12
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
VIII Рефлексия (подведение итогов занятия) СЛАЙД 13
Приём «Рефлексивный экран»
Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня на уроке-путешествии в страну слов я узнал…
Путешествуя по стране Лексика, Я научился…
Было интересно…
У меня получилось…
Было трудно…
Я смог…
Я выполнял задания…
Я попробую…
Я понял, что мир слов …
Меня удивило…
Теперь я могу…
Занятие дало мне для жизни…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Расскажу дома, что …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Повторить теоретические сведения по теме «Лексика» Закрепить полученные знания Отработать навыки употребления в речи слов разных групп лексики Развивать свои творческие способности
- Какое слово мы может осчастливить человека? А какое слово может ранить? К чему нас призывает автор ? Какая фраза является ключевой? «Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем сурово: "Чтобы не было в жизни ненужных бед Надо думать, ребята, над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов
Актуализация знаний. Нарисуем ромашку Пестик Б) Словарный состав языка… Лепестки А) Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию… В) Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению… Г) Основная единица языка... Д) Слова, противоположные по лексическому значению… Е) Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением Ж) Тропы – слова , являющиеся средствами художественной выразительности в текстах, употребляемые в переносном значении
Допиши пословицу. Объясни. *Мир строит, а война … *Герой умирает, а слава его … *Корень учения горек, а плод его…. *Не бойся врага умного, а бойся друга …. *Мягко стелет, да … .спать. С какой группой слов мы сейчас работали?
Какие слова одинаковы по значению, но разные по написанию? Подберём и запишем в тетради. Скупой - Блестеть - Большой - Метель- По выполнении этого упражнения учитель выдаёт материал с заданиями по теме для работы в микрогруппах .
Работа в микрогруппах С оединить синонимы стрелкой : Карточка 1. собака путь печаль пес дорога ложь неправда войско армия грусть огонь пламя метель машина автомобиль буран
Работа в микрогруппах С какими словами из скобок можно соединить синонимы? Карточка 2 Толстый, полный ( человек,слой ) Коричневый, карий ( глаза, костюм) Охранять, беречь (книги, здание) Мрачный, темный ( ночь, мысли)
Работа в микрогруппах Прочитать предложения, к каждому слову в них подобрать синонимы . Карточка 3 Врач прописал пациенту инъекции. Водитель снова начал вглядываться во мрак. Ребята укрывались от непогоды под крышей. Сильная вьюга замела тропинки.
Упражнение для активизации лексического запаса:" От прямого - к переносному" Образец: Шар надулся. - Почему ты надулся? 1. Не отрывать листок. 2. Твердый материал. 3. Погрузиться в воду. 4. Сбить с ног. 5. Потерять кошелек. 6. Прийти в дом. 7. Свежий хлеб 8. Золотой браслет. С некоторыми из этих сочетаний учащиеся составляют Предложения.
Физкультминутка Ноги устали не знают Смело по горам шагают. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени) Вот к болоту подошли Налетели комары. Прыгаем , хлопок другой. Комарики над головой. (Прыжки на месте, руки вверху, выполняем хлопок в ладоши) Чтоб в лесу не заблудиться. Надо вместе потрудиться (Руки на поясе, ноги на ширине плеч, повороты вправо влево) А уставшая спина , это просто ерунда . (Наклоны вперёд, руки на поясе)
Отгадайте загадки Оружие , камни , самоцветы , фрукты. Одно название- разные предметы. 2.Чтоб в ванну нам воды набрать, его мы будем открывать. Ну , а на стройке он другой, большой, подъемный и стальной . 3.Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый И даже детским он бывает, кто это слово знает ? 4.Первую в школе все изучают, ну, а второй из двустволки стреляют, третью исполнят нам два барабана, иль каблуки отобьют ее рьяно . 5.Первую утром девчонки плетут, сено косить все вторую берут, третья у речек песчаной бывает, кто это слово быстрей отгадает? 6.Нас много в играх набирают и на нос тоже одевают . 7.Со мной ходи стрельбе учиться И на грядке меня ищи Могу попасть я метко в птицу, а также попадаю в щи!
Игра "БУМЕРАНГ"с мячиком Подобрать антонимы: быстро "извлечь" из памяти нужное слово и "возвратить его друг другу с мячом. Разлука , радость , тишина, труд , жара , богатый, ругать, храбрый, дружба , сухой.
Упражнения к теме «Употребление паронимов» Объясните разницу в значении словосочетаний. молодой советник — молодой советчик; опасный человек — опасливый человек; кардинальное решение — кардинальское решение; осудить поступок — обсудить поступок; соседний дом — соседский дом; хозяйские интересы — хозяйственные интересы; мелкие придирки — мелочные придирки; абсолютный невежа — абсолютный невежда; годовой отпуск — годичный отпуск.
Домашнее задание Написать мини-сочинение (3-5 предложений) по стихотворению Э.Асадова Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем сурово: "Чтобы не было в жизни ненужных бед Надо думать, ребята, над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!"
«Рефлексивный экран» Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня на уроке –путешествии в страну слов я узнал… Путешествуя по стране Лексика, я научился… Было интересно… У меня получилось… Было трудно… Я смог… Я выполнял задания… Я попробую… Я понял, что… Меня удивило… Теперь я могу… Занятие дало мне для жизни… Мне захотелось… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Расскажу дома, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...
Повторение и обобщение изученного по теме"Лексика"
Открытый урок по русскому языку...

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе
Обучающие:- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика. Фразеология»" (5 класс)
Данная технологическая карта урока по русскому языку является одним из вариантов проведения заключительного урока по разделу "Лексика и фразеология" в 5 классе. Целью урока будет...

Презентация к технологической карте урока русского языка на тему "Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика. Фразеология»" (5 класс)
Данная презентация является необходимым комопнентом урока русского языка в 5 классе, составленного по технологической карте на тему "Систематизация и обобщение знаний по теме «Ле...
