Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Весна идёт! Весне дорогу!»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Актуальность и значимость регионального компонента на уроках русского языка несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края, с родного района, с родной школы. Содержание регионального компонента призвано способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала обучающихся, толерантности и целеустремленности. Развивает познавательный интерес к изучению темы урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
«Весна идёт! Весне дорогу!»
Шевелева Евгения Владимировна, МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова, учитель русского языка и литературы
Якутск – 2025
ПАСПОРТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Наименование ГМО | МО учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова |
Вид учебно- методического материала Тема работы | Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Тема: Весна идёт! Весне дорогу!»
|
Сведения об авторе-составителе (ФИО, ОО, должность) | Шевелева Евгения Владимировна, МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова, учитель русского языка и литературы |
Актуальность, проблема | Актуальность и значимость регионального компонента на уроках русского языка несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края, с родного района, с родной школы. Содержание регионального компонента призвано способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала обучающихся, толерантности и целеустремленности. Развивает познавательный интерес к изучению темы урока. |
Нормативное и правовое обеспечение |
|
Адресат/целевая аудитория; | 6 класс |
Цель и задачи, планируемые результаты; | Образовательные Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке при написании миниатюры; Формировать умения учащихся составлять связный текст описательного характера на основе личных впечатлений; Совершенствовать умения вести диалог, принимать мнения собеседника, выразительно читать; Расширить знания учащихся по отдельным вопросам. Развивающие Развивать критическое мышление посредством осмысления художественного текста. Формировать навыки написания текстов различных жанров. Развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности. Формировать положительное отношения к учению, интересов, способностей. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний). Развивать интеллект Воспитательные: Содействовать воспитанию эстетических взглядов на основе метапредметных связей; Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию любви к родному краю, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции. Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность). Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени. |
Используемые формы, методы и/или приемы, технологии; | Индивидуальная, парная, фронтальная, метод самооценки |
Средства обучения и оборудования; | Презентация ,дидактический раздаточный материал; выставка книг; |
Перспективы использования | ВУД по русскому языку |
Карта урока
Учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова Шевелевой Евгенией Владимировной
Предмет: русский язык Класс: 6В
Тема урока в начале урока: Весна идёт! Весне дорогу!»
Цели урока:
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств.
Задачи урока:
Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке при написании миниатюры;
Формировать умения учащихся составлять связный текст описательного характера на основе личных впечатлений;
Совершенствовать умения вести диалог, принимать мнения собеседника, выразительно читать;
Расширить знания учащихся по отдельным вопросам.
Развивать критическое мышление посредством осмысления художественного текста.
Формировать навыки написания текстов различных жанров.
Развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с
информацией любой сложности.
Формировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.
Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).
Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).
Содействовать воспитанию эстетических взглядов на основе метапредметных связей;
Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию любви к родному краю, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.
Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности
Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).
Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
Тип урока: урок развития речи
Технология : Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание природы). Создавать тексты описания природы с опорой на жизненный и читательский опыт; произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствие с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка. Развитие чувства любви к Родине, через поэзию родного края.
Оборудование: мультимедийный проектор; дидактический раздаточный материал; выставка книг
План урока:
1 Организационная часть — 1 мин.
2 Стадия вызова — 8 мин.
3 Стадия «Осмысления содержания»- 8 мин
4 Работа с текстом – 8 мин
5 Практическая работа учащихся — 8 мин.
6 Стадия рефлексии – 4 мин
7 Завершение урока — 1 мин.
Ход урока
1.Организационный момент. Готовность учащихся к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организую целенаправленную деятельность учащихся. | Сосредотачивают внимание и учебную деятельность на начало урока. |
2 «Открытие» темы урока. Стадия вызова.
∙актуализация имеющих знаний;
∙пробуждение интереса к получению информации;
∙постановка учеником собственных целей обучения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организую диалог, который помогает понять учащимся о целях, способах работы на уроке Стимулирую учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствую бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, даже если они неточны и неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». | Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге |
1. Прослушивание музыкального фрагмента П. Чайковского. | 1.Прослушивание музыкального фрагмента П. Чайковского. |
2 Беседа Как вы думаете, какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков? Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором. Как называется музыкальный фрагмент? Назовите. («Апрель. Песня жаворонка») | Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. |
3 Чтение стихотворения алданского поэта Александра Ивановича Войтовича «Весна». Запах талого снега, Запах талой весенней воды, Холодов отступивших Заметает седые следы. Поброжу я по лесу, На поляне лесной отдохну, И весеннего ветра Полной грудью сегодня вдохну. | Подготовленный учащийся выразительно читает стихотворение со слайда, остальные – слушают. |
4.Беседа по прочитанному стихотворению. Что объединяет музыкальный и лирический отрывок? Каким настроением проникнут каждый отрывок? (Восторг, умиление, радость…) Вывод: мы убедились, что приход весны связан с радостью, потому что наконец-то после долгой зимы выглядывает ласковое и тёплое солнышко, появляются первая трава, первые листья на деревьях, первые цветы. И неудивительно, что ощущения просятся быть отражёнными в слове. | Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Ученики вспоминают, изучаемому вопросу. Делают вывод. Активизируют познавательную деятельность. |
5 Определение темы и целей урока. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Попробуйте определить цели урока. Записываю в тетради. Зачитываются. Итогом нашего творческого урока будет сочинения. | Записывают тему, цели в тетради. Зачитываются. |
3 Стадия «Осмысления содержания».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организацию активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Отслеживаю степень активности работы, внимательности чтения и письма. Для организации работы с текстом предлагаю различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном и написанном | Слушают, рассуждают, делают сообщения, вступают в беседу, записывают в тетради основные положения урока и составляют рабочие материалы на протяжении всего урока. Активизация чтения. Выделяют главное, систематизируют. Составляют связанный текста, учатся слушать одноклассников, делать анализ. |
3.Подбор ассоциаций к слову весна. Каждый из вас по-своему слышит и видит, что кроется за словом весна. А теперь подберите и напишите ассоциации к слову весна. Весна – это… (капель, радость, соловей, солнце, любовь, юность, доброта) | Называют ассоциации к слову весна. Самостоятельно записывают их. |
4 Напишем синквейн.( Предложения детей) Памятка для тех, кто забыл. 1 Синквейн – особое пятистишье. Правила написания синквейна: 1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным. 2.Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными. 3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами. 4.Четвёртая строка – фраза (предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме. 5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы. Задание по рядам 1- капель 2- ручеёк 3- солнце | Составляют синквейн. Данная работа позволяет представить материал в краткой форме – проявление навыков выделения главного и установления причинно – следственных связей. |
4 Работа с текстом. 1.У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? Назовите стихотворения, пословицы, поговорки. Вывод. Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном её уголке, но и ярко и эмоционально описывали увиденное. 2.Познакомимся со стихотворением якутской поэтессой Нины Яковлевой Вот месяц март. И над Якутском Простор, небес голубизна… И даже город ощущает: Идёт якутская весна! И ты представь себе. Избушка, изгиб заснеженной реки И ранней ранью на опушке Якутской ты стоишь тайги. Ещё морозно, жёсткий снег. Сугробы белые лежат, И лес по-зимнему одет, И сопки под снегами спят. Замри! И слушай. И смотри. Зажми в груди своё дыханье. Чу! Слышишь? Там вдали Весны легчайшее порханье. Затрепетали у деревьев От ожидания весны Пушистые ресницы елей, Игольчатые – у сосны… И скоро лиственка оденется В мягко-зелёный свой наряд. И в чистом воздухе развеется Весны чудесный аромат… 3 Беседа по прочитанному стихотворению. Какой изобразила якутскую весну поэтесса? При помощи каких изобразительных средств показана весна? Выпишите: Эпитеты Олицетворения Метафоры Звуки Краски 4 Творческая работа. А теперь приступаем к последнему виду работы, к тому, что является нашей целью – к написанию сочинения- миниатюры. Сформулируйте название. (каждый своё). Может быть это будет проза, а может, кто – то напишет стихотворение. Закройте глаза. Представьте весенний пейзаж и опишите его. Продумайте, вспомните и представьте все-все, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства. Пользуйтесь рабочими материалами, собранными в течение урока. Своеобразным ориентиром в весеннем настроении будет мелодия Мендельсона. | Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге Дети зачитывают отрывки, пословицы и поговорки о весне. Выразительно читают стихотворение Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге Определяют и выписывают изобразительно- выразительные средства языка Зачитывают выписанные ИВС Обобщают и систематизируют приобретённый читательский опыт. Обобщение на уровне личностных впечатлений. Определяют название, называют его. Физминутка. Выполняют творческое задание. Развивают память. Формируют умения работы с рабочими материалами. |
4 Стадия рефлексии
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Деятельность учителя Проверяю выполнение самостоятельной творческой работы, организовываю оценивание работ учащихся, подвожу итоги. | Обобщают и систематизируют приобретенный читательский опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
1 Проверка выполнения самостоятельной работы. Что понравилось в работе? Что заинтересовало? Оцените работу одноклассников при помощи памятки. 2 Итог урока. Вернёмся к началу урока. Какие цели ставили перед собой? Достигли ли вы их? Что получилось? Что не получилось? 3 Оценки за урок. Конечным результатом нашего труда стала творческая работа. Она будет оценена. Спасибо за работу. | Зачитываются 3-4 работы. Оценивают работы одноклассников (использование памятки ) Анализируют поставленные перед собой цели. |
Приложение 1
1 Синквейн – особое пятистишье.
Правила написания синквейна:
1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2.Вторая сторока – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.
3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.
4.Четвёртая строка – фраза(предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.
5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.
Приложение 2
Нина Яковлева
***
Вот месяц март. И над Якутском
Простор, небес голубизна…
И даже город ощущает:
Идёт якутская весна!
И ты представь себе.
Избушка, изгиб заснеженной реки
И ранней ранью на опушке
Якутской ты стоишь тайги.
Ещё морозно, жёсткий снег.
Сугробы белые лежат,
И лес по-зимнему одет,
И сопки под снегами спят.
Замри! И слушай. И смотри.
Зажми в груди своё дыханье.
Чу! Слышишь? Там вдали
Весны легчайшее порханье.
Затрепетали у деревьев
От ожидания весны
Пушистые ресницы елей,
Игольчатые – у сосны…
И скоро лиственка оденется
В мягко-зелёный свой наряд.
И в чистом воздухе развеется
Весны чудесный аромат…
Приложение 3
Критерии оценивания творческой работы.
1.Соответствие работы теме и основной мысли.
2 Тема раскрыта полно или неполно.
3.Содержание излагается последовательно или есть неточности.
4 Используются выразительные средства языка ( эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
