Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Весна идёт! Весне дорогу!»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Шевелева Евгения Владимировна

Актуальность и значимость регионального компонента на уроках русского языка несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края, с родного района, с родной школы. Содержание регионального компонента призвано способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций, развитию  творческого потенциала обучающихся, толерантности и целеустремленности. Развивает познавательный интерес к изучению темы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vesna_idet.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

 «Весна идёт! Весне дорогу!»

 

 

Шевелева Евгения Владимировна, МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова, учитель русского языка и литературы

 Якутск – 2025

ПАСПОРТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Наименование ГМО

МО учителей русского языка и литературы МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова

Вид учебно- методического материала

Тема работы

Методическая разработка.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

«Тема: Весна идёт! Весне дорогу!»

 

Сведения об авторе-составителе (ФИО, ОО, должность)

Шевелева Евгения Владимировна, МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова, учитель русского языка и литературы

Актуальность, проблема

Актуальность и значимость регионального компонента на уроках русского языка несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края, с родного района, с родной школы. Содержание регионального компонента призвано способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций, развитию  творческого потенциала обучающихся, толерантности и целеустремленности. Развивает познавательный интерес к изучению темы урока.

Нормативное и правовое обеспечение

 

Адресат/целевая аудитория;

6 класс

Цель и задачи, планируемые результаты;

Образовательные

Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке при написании миниатюры;

Формировать умения учащихся составлять связный текст описательного характера на основе личных впечатлений;

Совершенствовать умения вести диалог, принимать мнения собеседника, выразительно читать;

Расширить знания учащихся по отдельным вопросам.

Развивающие

Развивать критическое мышление посредством осмысления художественного текста.

Формировать навыки написания текстов различных жанров.

Развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

Формировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.

Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

Развивать интеллект

Воспитательные:

Содействовать воспитанию эстетических взглядов на основе метапредметных связей;

Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию любви к родному краю, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности

Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения  (дисциплинированность, организованность).

Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

Используемые формы, методы и/или приемы, технологии;

Индивидуальная, парная, фронтальная, метод самооценки 

Средства обучения и оборудования;

Презентация ,дидактический раздаточный материал; выставка книг;

Перспективы использования

ВУД по русскому языку 

Карта  урока

Учителя  русского языка и литературы МОБУ СОШ 24 им. С.И. Климакова Шевелевой Евгенией Владимировной

Предмет: русский язык                 Класс: 6В

Тема урока в начале урока: Весна идёт! Весне дорогу!»

Цели урока: 

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств.

Задачи урока:

Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке при написании миниатюры;

Формировать умения учащихся составлять связный текст описательного характера на основе личных впечатлений;

Совершенствовать умения вести диалог, принимать мнения собеседника, выразительно читать;

Расширить знания учащихся по отдельным вопросам.

Развивать критическое мышление посредством осмысления художественного текста.

Формировать навыки написания текстов различных жанров.

Развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с

информацией любой сложности.

Формировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.

Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).

Содействовать воспитанию эстетических взглядов на основе метапредметных связей;

Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию любви к родному краю, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности

Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

Тип урока: урок развития речи

Технология : Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание природы). Создавать тексты описания природы с опорой на жизненный и читательский опыт; произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствие с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка. Развитие чувства любви к Родине, через поэзию родного края.

Оборудование: мультимедийный проектор; дидактический раздаточный материал; выставка книг

План урока:

1 Организационная часть — 1 мин.

2 Стадия вызова — 8 мин.

3 Стадия «Осмысления содержания»- 8 мин

4 Работа с текстом – 8 мин

5 Практическая работа учащихся — 8 мин.

6 Стадия рефлексии – 4 мин

7 Завершение урока — 1 мин.

Ход урока

1.Организационный момент. Готовность учащихся к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую  целенаправленную деятельность учащихся.

Сосредотачивают внимание и учебную деятельность на начало урока.

2 «Открытие» темы урока. Стадия вызова.

актуализация имеющих знаний;

пробуждение интереса к получению информации;

постановка учеником собственных целей обучения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую диалог, который помогает понять учащимся о целях, способах работы на уроке Стимулирую учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствую бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и

систематизации информации, полученной от школьников.

При этом важно не критиковать ответы, даже если они неточны и неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

1. Прослушивание музыкального фрагмента П. Чайковского.

1.Прослушивание музыкального фрагмента П. Чайковского.

2 Беседа

Как вы думаете, какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков?

Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором.

Как называется музыкальный фрагмент? Назовите. («Апрель. Песня жаворонка»)

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу.

3 Чтение стихотворения алданского поэта Александра Ивановича Войтовича «Весна».

Запах талого снега,

Запах талой весенней воды,

Холодов отступивших

Заметает седые следы.

Поброжу я по лесу,

На поляне лесной отдохну,

И весеннего ветра

Полной грудью сегодня вдохну.

Подготовленный учащийся выразительно читает

стихотворение со слайда, остальные – слушают.

4.Беседа по прочитанному стихотворению.

Что объединяет музыкальный и лирический отрывок?

Каким настроением проникнут каждый отрывок?

(Восторг, умиление, радость…)

Вывод: мы убедились, что приход весны связан с радостью, потому что наконец-то после долгой зимы выглядывает ласковое и тёплое солнышко, появляются первая трава, первые листья на деревьях, первые цветы. И неудивительно, что

ощущения просятся быть отражёнными в слове.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

Ученики вспоминают, изучаемому вопросу.

Делают вывод.

Активизируют познавательную деятельность.

5 Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Попробуйте определить цели урока.

Записываю в тетради. Зачитываются.

Итогом нашего творческого урока будет

сочинения.

Записывают тему, цели в тетради. Зачитываются.

3 Стадия «Осмысления содержания».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацию активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Отслеживаю степень активности работы, внимательности чтения и письма.

Для организации работы с текстом предлагаю различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном и написанном

Слушают, рассуждают, делают сообщения, вступают в беседу, записывают в тетради основные положения урока и составляют рабочие материалы на протяжении всего урока.

Активизация чтения.

Выделяют главное, систематизируют. Составляют связанный текста, учатся слушать одноклассников, делать анализ.

3.Подбор ассоциаций к слову весна.

Каждый из вас по-своему слышит и видит, что кроется за словом весна. А теперь подберите и напишите ассоциации к слову весна.

Весна – это… (капель, радость, соловей, солнце, любовь, юность, доброта)

Называют ассоциации к слову весна.

Самостоятельно записывают их.

4 Напишем синквейн.( Предложения детей)

Памятка для тех, кто забыл.

1 Синквейн – особое пятистишье.

Правила написания синквейна:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.

3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.

4.Четвёртая строка – фраза (предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.

5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.

Задание по рядам

1- капель

2- ручеёк

3- солнце

Составляют синквейн.

Данная работа позволяет представить материал в краткой форме – проявление навыков выделения главного и установления причинно – следственных связей.

4 Работа с текстом.

1.У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками?

Назовите стихотворения, пословицы, поговорки.

Вывод. Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном её уголке, но и ярко и эмоционально описывали увиденное.

2.Познакомимся со стихотворением якутской поэтессой Нины Яковлевой

Вот месяц март. И над Якутском

Простор, небес голубизна…

И даже город ощущает:

Идёт якутская весна!

И ты представь себе.

Избушка, изгиб заснеженной реки

И ранней ранью на опушке

Якутской ты стоишь тайги.

Ещё морозно, жёсткий снег.

Сугробы белые лежат,

И лес по-зимнему одет,

И сопки под снегами спят.

Замри! И слушай. И смотри.

Зажми в груди своё дыханье.

Чу! Слышишь? Там вдали

Весны легчайшее порханье.

Затрепетали у деревьев

От ожидания весны

Пушистые ресницы елей,

Игольчатые – у сосны…

И скоро лиственка оденется

В мягко-зелёный свой наряд.

И в чистом воздухе развеется

Весны чудесный аромат…

3 Беседа по прочитанному стихотворению.

Какой изобразила якутскую весну поэтесса?

При помощи каких изобразительных средств показана весна?

Выпишите:

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Звуки

Краски

4 Творческая работа. А теперь приступаем к последнему виду работы, к тому, что является нашей целью – к написанию сочинения- миниатюры.

Сформулируйте название. (каждый своё).

Может быть это будет проза, а может, кто – то напишет стихотворение.

Закройте глаза. Представьте весенний пейзаж и опишите его.

Продумайте, вспомните и представьте все-все, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.

Пользуйтесь рабочими материалами, собранными в течение урока.

Своеобразным ориентиром в весеннем настроении будет мелодия Мендельсона.

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

Дети зачитывают отрывки, пословицы и поговорки о весне.

Выразительно читают стихотворение

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

Определяют и выписывают изобразительно-

выразительные средства языка

Зачитывают выписанные ИВС

Обобщают и систематизируют приобретённый читательский опыт.

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Определяют название, называют его.

Физминутка.

Выполняют творческое задание. Развивают память. Формируют умения работы с рабочими материалами.

4 Стадия рефлексии

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Проверяю выполнение самостоятельной творческой работы, организовываю оценивание работ учащихся, подвожу итоги.

Обобщают и систематизируют приобретенный читательский опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

1 Проверка выполнения самостоятельной работы.

Что понравилось в работе? Что заинтересовало?

Оцените работу одноклассников при помощи памятки.

2 Итог урока. Вернёмся к началу урока.

Какие цели ставили перед собой?

Достигли ли вы их? Что получилось? Что не получилось?

3 Оценки за урок.

Конечным результатом нашего труда стала творческая работа. Она будет оценена.

Спасибо за работу.

Зачитываются 3-4 работы.

Оценивают работы одноклассников

(использование памятки )

Анализируют поставленные перед собой цели.

Приложение 1

1 Синквейн – особое пятистишье.

Правила написания синквейна:

1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2.Вторая сторока – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательными.

3.Третья строка- описание действий тремя словами, обычно глаголами.

4.Четвёртая строка – фраза(предложение) из четырёх слов, выражающих отношение автора к этой теме.

5.Пятая строка – одно слово – синоним к первому, повторяющий суть темы.

Приложение 2

Нина Яковлева

***

Вот месяц март. И над Якутском

Простор, небес голубизна…

И даже город ощущает:

Идёт якутская весна!

И ты представь себе.

Избушка, изгиб заснеженной реки

И ранней ранью на опушке

Якутской ты стоишь тайги.

Ещё морозно, жёсткий снег.

Сугробы белые лежат,

И лес по-зимнему одет,

И сопки под снегами спят.

Замри! И слушай. И смотри.

Зажми в груди своё дыханье.

Чу! Слышишь? Там вдали

Весны легчайшее порханье.

Затрепетали у деревьев

От ожидания весны

Пушистые ресницы елей,

Игольчатые – у сосны…

И скоро лиственка оденется

В мягко-зелёный свой наряд.

И в чистом воздухе развеется

Весны чудесный аромат…

Приложение 3

Критерии оценивания творческой работы.

1.Соответствие работы теме и основной мысли.

2 Тема раскрыта полно или неполно.

3.Содержание излагается последовательно или есть неточности.

4 Используются выразительные средства языка ( эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...