Конспект урока повторение темы "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хрусталева Светлана Сергеевна

Конспект урока повторение темы "Синтаксис и пунктуация"

Предмет: русский язык

Класс:5

УМК: под редакцией Л.Тростенцовой,М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме "Синтаксис.Пунктуация".

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_urok_russkogo_yazyka.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока повторение темы "Синтаксис и пунктуация"

Предмет: русский язык

Класс:5

УМК: под редакцией Л.Тростенцовой,М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме "Синтаксис.Пунктуация".

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Форма: традиционная

Оборудование: опорный конспект, видеофрагмент.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела " Синтаксис и пунктуация ".

Задачи:

1.Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация".

2.Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

#1051;ичностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.

Ход урока

#1069;тап мотивации к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои столы, проверьте готовность к урока: наличие всех школьных принадлежностей, необходимых нам на уроке русского языка. Проверили? Садимся.

#1069;тап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

Сегодня мы с вами отправился в один из городов нашей огромной страны род названием "Русский язык". А в какой? Вы сейчас сможете сами догадаться.

На доске слова:

Летом, рюкзак, школа, тяжёлый, день, светлый, учитель, со стола, пойдём,1 сентября, праздник, цветы, поздравляем.

-Что это? (Слова)

-Что мы с ними можем сделать? (Составить словосочетания). Дети составляют словосочетания.

-Что с ними можно сделать? (Составить предложения)

-Давайте составим предложения из словосочетаний. Дети составили. Итак, в каком же городе огромной страны " Русский язык" мы находимся?

(Ответы детей)

-Верно, в синтаксисе. Иногда ученики забывают ставить знаки препинания, поэтому получают не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. В городе "Синтаксис" за эти пристально следят.

Посмотрите на нашу следующую фразу, написанную на доске:

" Казнить нельзя помиловать ". От того, в каком месте вы поставила нужный знак зависит жизнь человека. Где же место здесь для запятой?

Дети отвечают.

-Точно. И чтобы быть всегда такси сообразительными, нужно постоянно повторять правила синтаксиса. Поэтому наша сегодняшняя тема так называется "Повторение темы. Синтаксис и пунктуация. Практикум".

Любые правила, изученные ранее становятся крепкими и полезными тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют. Поэтому целью нашего урока можно считать обобщение, систематизацию и закрепление знаний по теме " Синтаксис. Пунктуация", а также повторение основных единиц синтаксиса, совершенствование умения постановки знаков препинания в предложении.

Давайте запишем в тетради тему нашего урока и будем внимательно и сосредоточенно следить за нашей прогулкой по городу "Синтаксис". Также сегодня мы с вами поработаем над подготовкой к ВПР при помощи интересного мультфильма " Дудочка и кувшинчик" автор. - В.Катаев, чей рассказ вы сейчас читает на уроке литературы.

#1069;тап выявления места и причины затруднения.

Для начала нам нужно пройти пропускной пункт в наш город, а это значит повторить терминологию хозяев нашего населённого пункта - мэра Синтаксиса и его жены Пунктуации. Для этого нам нужны ваши правильные ответы.

Терминологический диктант:

Что такое Синтаксис?(Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

Что такое пунктуация? (Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

Что такое словосочетание? (Словосочетание - 2 и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что такое грамматическая основа предложения?(Это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого)

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа(Кто? Что? Подлежащее)

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей(дополнение)

Назовите второстепенный член предложения, который отвечал на вопросы косвенных падежей(дополнение)

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?(определение)

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что также предмет?(сказуемое)

Что также разговор двух или более лиц?( Диалог)

Что такое речь одного лица?(Монолог)

А теперь идём в гости!

#1054;бобщение и систематизации знаний.

А теперь мы с вами совместим приятное с полезным и посмотрим видеофрагменты мультфильма "Дудочка и кувшинчик" по рассказу В.Катаева.

Итак, каждое задание сначала идёт ввиде видеоряда, а потом нам с вами предлагается вспомнить, что это за примеры из всероссийской проверочной работы.

Дети отвечают по виде фрагменту. Учитель комментирует ответы и выставляет оценки.

#1055;рименение знаний и умений.

-Какие вы молодцы! А теперь давайте будем применять все наши знания в ходе самостоятельной работы с взаимопроверкой. Закрепление(работа со связным текстом).

#1055;...словица - это краткое,мудрое изречение народа. 2. П...словицы л...ГКО и быстро зап...минаются, потому что похожи на к...роткие стихотворения и песни. 3. В п...словицах заключ...ется народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях. 4. Сохранилось много старых п...словиц, в которых г...творится о тяжёлой ж...дни народа. 5. Много п...словиц о труде, потому что создавал п...словицы трудовой народ.6. В них ценится и м...стерство, и его умная выдумка. 7. Есть п...словицы, где высмеивал(...)ся л...нтяи, болтуны. 8. Мы знаем, что пр...мой и переносный смысл. 9. П...словица учит, а п...оговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Задания.

#1055;рочитайте текст. Ответьте на вопрос: каково заглавие текста?

#1042;ыпишите слова с пропущенными буквами, графически обозначьте орфограмму, подберите проверочной слово (если возможно) - проверяемых у доски.

2. Выписываем простые предложения.

3. Выписываем сложные предложения.

#1042;ыписать второе предложение и выполнить его синтаксический разбор.

6. Рефлексия.

- Ребята, вы большие молодцы, так как не побоялись такого сложного пути по нашему городу "Синтаксис". Давайте подведем итоги урока, на нашей доске я сделала две колонки, одна с плюсом, другая с минусом. Подведем итоги урока, закончив фразу:

-Сегодня я на уроке научился...

-Ещё раз повторил...

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

Ученики поднимают руки и отвечают.

Спасибо вам за плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока-повторения по учебнику Биболетова М.З. 8 класс

Конспект урока-повторения лекси и грамматике по теме "Экологические проблемы"...

2 класс конспект урока. повторение.

Тема: Повторение. Тренировка навыка говорения.Цели: познакомить с новой буквой; тренировать навык говорения в  структурах: Myname is…, I am from…,  I am… , I have… , I can… , по изученным те...

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....

Конспект урока-повторения по английскому языку во 2 классе Тема "We are friends".

Целью урока является активизация глагола "быть" 2 в лексико-грамматических структурах по материалам детского произчевдения....