Презентация по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОГЭ № 9 1. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 2. Замените словосочетание «лай собаки», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 3. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 4. Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 5. Замените словосочетание «отцовская несуразность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
ОГЭ № 9 1. Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 2. Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 3. Замените словосочетание «ловля рыбы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 4. Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. 5. Замените словосочетание «встретить с радостью », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Орфоэпическая разминка. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя 4) корЫсть 5) Оптовый 1) дешевИзна 2) ерЕтик 3) черпАть 4) дОсуха 5) мозАичный
Орфоэпическая разминка. Расставим ударение: 1) ту́фля 2) поня́в 3) доне́льзя 4) коры́сть 5) опто́вый 1) дешевИзна 2) еретИк 3) чЕрпать 4) дОсуха 5) мозаИчный
Фронтальный опрос Какие предложения называются сложноподчинёнными? Как называется независимое предложение в составе СПП? А зависимое? С помощью чего связываются главное и зависимое предложения? В чём разница между союзами и союзными словами? Для чего в главном предложении часто употребляются указательные слова?
Составь текст на лингвистическую тему: «СПП с придаточным определительным» . Вид Отвечает на вопросы Союзы Союзные слова К чему присоединяется Указательные слова Место по отношению к главному предложению (схемы) Определительные Какой? Какое? Какая? __ Какой который каков чей кто что где Существи тельное, местоимение Тот, такой 1. , [ ,( ), ]
Андрей поднял глаза и увидал красавицу какой еще не видывал отроду стоявшую у окна. Но есть удары которые больнее бьют по самому сердцу. ( И. Тургенев) Можно ли поменять местами главное и придаточное предложение?
Андрей поднял глаза и увидал красавицу, стоявшую у окна, какой еще не видывал отроду. Но удары, которые больнее бьют по самому сердцу, есть
Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда.какой. . 1. Поезд на котором ехал Глеб пр….был на станц…ю в час в который все еще спали. 2. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 3. Страна из которой пр.ехали студенты нуждается в спец..алистах которых выпускает наш институт.
Грамматические синонимы
Запиши предложение. Замени обособленное определение придаточным предложением; запиши получившееся предложение, определи способ связи придаточного с главным, составь его схему. В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей.
Как ты думаешь, зачем может быть нужно заменять причастный оборот на придаточное определительное? В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей . В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, который плыл с далеких полей.
Прочитай текст.
Призвание — это склонность, способность к какому-либо делу, занятию. Это то, что вызывает у человека непреодолимое желание заниматься определённой деятельностью , к которой он чувствует особый интерес и страсть . 3 Также призвание может рассматриваться как предназначение , главная цель жизни, к которой человека влечёт непреодолимая сила. Призвание может быть связано с различными сферами жизни: профессией, семьёй, обществом, творчеством или личными интересами. Например, тот, чьё призвание — помогать людям, может стать врачом или соцработником, а может — благотворителем или волонтёром.
Тезис. Человек счастлив, когда он выбирает профессию по душе. Горе тому, кто не найдет своего призвания.
Аргумент 1 Счастливый человек –
Аргумент 2 Человек, не нашедший своего «уголька»…
Вывод. Важность правильного выбора профессии.
Запомни: для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Чаще всего замена вызвана необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.
Придаточное определительное предложение нельзя заменить причастным оборотом, если: 1. Союзное слово который употреблено с предлогом Например: Наш парк, в котором мы любили гулять по утрам стал другим. 2. В главной части сложноподчиненного предложения есть указательное местоимение ( тот, это, этот и т.д.). Например: Уже в ранних произведеиях Достоевского явственно обнаружились такие черты реализма, которые выделили его из круга писателей натуральной школы. 3. Сказуемое в придаточном определительном предложении выражено глаголом условного наклонения (то есть при глаголе имеется частица бы (б). Например: Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести, сидя дома. 4. В придаточном определительном употреблен глагол, от которого не образуются причастия. Так как причастия образуются не от всех глаголов, такие конструкции нельзя заменять причастным оборотом . От глаголов совершенного вида (что Сделать?) не образуются действительные причастия настоящего времени. От непереходных глаголов не образуются страдательные причастия. Например: Должен быть на свете человек, который поймет меня. Следует запомнить глаголы (являются переходными несовершенного вида), от которых также нельзя образовать причастия. Жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать. Например: Лисица - зверь нередкий, которого обычно все знают , даже маленькие дети. Глаголы, которые обозначают длительный незавершенный процесс и имеют формальное выражение длительности или повторяемости ( суффиксы -ива-, -ва-, -а -), например спрашивать переделывать снимать и подобные, как правило не образуют страдательные причастия прошедшего времени. Например: Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.
Группа 1. Деревня где скучал Евгений Была прелес…..ный уг….лок. Когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинстве…ых д..линах Являться муза стала мне. Онегин добрый мой пр..ятель Р..дился на брегах Невы Где может быть р..дились вы Или бл…стали мой читат…ль… У нас теперь не то в пр…дмете: Мы лучше посп…шим на бал Куда стремглав В ямской карете Уж мой Онегин поск…кал.
Группа 3 Отредактируйте предложения, устранив назойливое повторение слова который. Вставьте буквы и знаки препинания. 1. Коля ст…ял во дворе который был ог…рожен забором и ждал брата который должен был пр…ехать поездом. 2. Ольга под…шла к тому повороту на котором ст…яла скамья с которой она любила см…треть на море. 3. На подоко…..ике лежало (не) сколько игрушек которые пр….надлежали малышу который сейчас был в де….ком саду. 4. Около балкона сидела собачка которая надеялась получить косточки которые пр…носили ей ребята. 5. В саду было много яблок которые очень любил мальчик который каждое лето пр…езжал к бабушке которая работала в этом колхозе сад..водом.
Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы и подходящие по смыслу средства связи. Определи вид придаточных, расставь знаки препинания. Поз…ней осенью я попал на озеро ______ называют Измен(нь)чивым. (Ни, не)когда (ни, не) в одной из литератур мира (ни, не) бывало примера ______ один великий поэт подхв…тил знамя поэзии вып...вшее из рук другого. Л. Андреев Наступило время ______ синиц… ст…раю(т, ть)ся посели(т, ть)ся (по)ближе к человеческому жилью.
Поз д ней осенью я попал на озеро , которое называют Изме нч ивым. — Придаточное определительное. Наступило время , когда с иниц ы ст а раю т ся посели ть ся по ближе к человеческому жилью. — Придаточное определительное. Ни когда , ни в одной из литератур мира не бывало примера, когда один великий поэт подхв а тил знамя поэзии, вып а вшее из рук другого. — Придаточное определительное.
Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, — нелегко. На земле разбросаны угольки призваний, говорит легенда. Каждый уголек может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. Если человек подберет не свой уголек, огонь едва будет мерцать, а то и совсем потухнет. С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. Ф. Вигдорова
Домашнее задание Сочинение по тексту Ф. Вигдорова. ТЕЗИС АРГУМЕНТ 1 АРГУМЕНТ 2 ВЫВОД.
Подведение итогов урока ― Какие придаточные называются придаточными определительными? ― К чему (целому предложению или слову) присоединяются придаточные определительные? ― Назовите средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточными определительными. ― Назовите место придаточного в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. ― Для чего мы изучаем сложноподчинённые предложения с придаточными определительными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс
. Данный презентация знакомит учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

презентация по русскому языку "Уточняющие члены предложения"
Презентация содержит материал по теме "Обособленные члены предложения", задания для подготовки к ЕГЭ: орфоэпические нормы, части речи, обособленные члены предложения ....

Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)
Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)...

Презентация по русскому языку "Уточняющие члены предложения" (8 класс)
В презентации кратко и понятно объясняется тема "Уточняющие члены предложения"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Предложения с обращениями» (5 класс).
Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Предложения с обращениями»....
