конспект урока : "Словосочетания с прилагательными". Учебник «Русский язык» 7 кл. / Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, с. 126 - 128
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
тема: "Словосочетания с прилагательными".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 116 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТ
Учебник «Русский язык» Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, с. 126 - 128
Тема: Словосочетания с прилагательными
Цель урока: формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
Задачи:
Обучающие:
Систематизировать существенные признаки имени существительного и имени прилагательного как части речи;
Дать представление о многообразии признаков предметов, которые обозначаются именем прилагательным;
Формировать умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным;
Коррекционные:
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, формировать умения применять полученные знания на практике;
Развитие произвольного внимания при выполнении упражнений в тетради.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебе, предмету Русский язык:
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
Воспитывать нравственные качества, такие как сопереживание, дружба, уважение.
Оздоровительная:
Рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
Оборудование: учебники, рабочая тетрадь № 3 «Имя прилагательное», ИКТ - презентация, цветные карточки – настроение, словарное слово, карточки со словами, карточки д/з, карточки для III группы детей.
Тип урока: комбинированный.
Планируемый результат.
Личностные БУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Развитие этических чувст, доброжелательности.
Коммуникативные БУД:
С помощью учителя сохранять цель и учебные задачи урока;
Уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Формирование умения взаимодействовать в парах, группах.
Регулятивные БУД:
Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные БУД:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Методы обучения:
Беседа, диалог;
Наглядный;
Словесно-репродуктивный, частично-поисковый;
Здоровьесберегающие технологии;
Рефлексия;
Информационно-коммуникативная технология.
Ход урока.
I. Организационная часть (10 мин.)
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.
- Приветствие учащихся:
Добрый день, ребята!
Пусть этот день будет действительно для вас добрым.
С каким настроением вы пришли на урок?
Я предлагаю вам выразить ваше настроение при помощи карточек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная карточка - настроение отличное, зеленая - хорошее. Синяя карточка – так себе.
Я тоже покажу вам свое настроение.
Мое настроение, вот какое.
(показывает красную карточку)
- Проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.
Я вижу, вы готовы к уроку. На партах порядок. В классе светло и уютно. Все условия для успешной работы созданы. От каждого из вас зависит, насколько он будет сегодня успешен. Для этого будьте на уроке внимательны, активны, говорите громко, чётко полным ответом, пишите разборчиво и аккуратно.
Рапорт дежурного:
- Число;
- День недели;
- Урок по счету и название урока;
- Отсутствующие ФИО.
Слайд № 1
Наш урок, мне хотелось бы начать со слов русского писателя К.Г. Паустовского - «С русским языком можно творить чудеса!»
Как понимаете смысл этого выражения?
Русский язык имеет огромное значение в жизни человека, с помощью чего можно выразить свои мысли, чувства, быть понятым, воспитывает в людях любопытство, интерес, желание узнавать и понимать окружающий мир.
Проверка домашнего задания:
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Начнем урок с проверки домашнего задания.
Открываем учебник и тетради на с. 124.
Какое задание было на дом?
(выполнить упражнение, с. 124, у. 158)
Слайд № 2
Какое задание было в упражнении?
(Прочитать названия предметов. Сравнить предметы по их признакам. Записать получившиеся выражения по образцу и подчеркнуть прилагательные)
Рустам, прочитай первое выражение.
Индивидуальная работа: фронтальный опрос класса.
У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении д/з?
Что нам помогает выполнить правильно задание?
(знание правила)
Какой частью речи являются выделенные слова?
(имя прилагательное)
Дайте полное определение этой части речи?
(Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какие)
Какие сведения дают прилагательные о предмете, какой он может быть?
Вывод:
Слайд № 3
Прилагательные дают сведения о предмете, какой предмет по величине, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу, по материалу по назначению.
Приведите примеры признаки предмета по форме?
(круглый, квадратный)
Приведи примеры признаки предмета по назначению?
(книжная полка, спортивный зал, зимний костюм)
II. Основная часть (25 мин.)
Сообщение темы урока:
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим наше знакомство с частью речи имя прилагательное, узнаем, с какой частью речи связано прилагательное в предложении, будем учиться находить в тексте словосочетания с прилагательными и записывать их.
Тема урока «Словосочетания с прилагательными».
От домашней работы отступаем вниз две строки, на третьей пишем число, классная работа, тема урока.
Ниже с новой строки запишите словарная работа.
Словарная работа:
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но для начала подумайте, человек, какой профессии является работником почты, разносит по адресам письма, телеграммы, газеты?
(почтальон)
Слайд № 4
(карточка на доске)
Прочитаем слово. Как произносится? А как пишется?
Выполним звуко - буквенный разбор слова (ученик у доски)
Словарная работа: почтальон – 9 б., 8 зв., 3 гл., 5 согл.
Произнеси слово с ударением.
(ударение падает на третью гласную –о)
Укажи в слове орфограммы, которые следует запомнить?
(первая орфограмма: б/г –о проверяемая ударением, проверочное слово почта, вторая орфограмма: правописание разделительного Ь знака)
Что разделяет разделительный Ь знак?
(разделяет согласный и гласный на письме)
Посчитаем, сколько букв в слове?
(9 букв)
Посчитаем, сколько звуков в слове?
(8 звуков)
Одинаковое их количество?
(нет, буква -Ь знак – звука не обозначает)
Сколько гласных звуков?
(3 гласных звука)
Сколько согласных звуков?
(5 согласных звуков)
Индивидуальная работа: ФИО ученика – работа у доски разбор слова.
Составим и запишем предложение со словом почтальон.
******Почтальон разносит газеты в почтовые ящики.
Найдите в этом предложение прилагательное?
(почтовые)
Как определили?
(отвечает на вопрос – какие?)
С каким словом связано прилагательное почтовые в предложении?
(со словом ящики)
Какой частью речи является слово ящики?
(имя существительное)
Как определили?
(отвечает на вопрос что? и обозначает предмет)
С какой частью речи прилагательное связано в предложении?
Вывод после работы:
Прилагательное в предложении связано с существительным.
Индивидуальная работа: ФИО ученика - работа у доски, запись предложения с комментированием.
Задание с карточками:
У вас у каждого есть карточки со словами.
Нужно прочитать слова, определить, к какой части речи они относятся и правильно распределить в нужный столбик на доске.
На доске два столбика
Существительное Прилагательное
Почтальон шустрый
Шубка мягкая
Лес дремучий
Яблоко сочное
День светлый
Цветок красивый
Птицы поющие
Зима снежная
Ребенок ласковый
По каким признакам распределяли слова по столбикам?
(слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие признак предмета)
С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное?
(с существительным)
Вывод после работы:
Прилагательное связано по смыслу с существительным.
Эти две части речи тесно связаны межу собой.
- Работа с учебником с. 126, дополни определение.
Я буду читать правило, а вы дополнять недостающие его части.
Вывод после работы:
Прилагательное в предложении связано с существительным.
Индивидуальная работа: ФИО ученика - повтор вывода за сильным учеником.
- Работа с учебником с. 126, у. 161
Рассмотрите рисунки. Подберите к рисункам словосочетания с прилагательными. Запишем данные заголовки и словосочетания к ним.
«На олимпиаде»
Олимпийский флаг, беговая дорожка, опытный тренер, финишная лента, спортивная победа, постоянные тренировки.
(упражнение на доске и в тетради)
На тему конноспортивный спорт запишите самостоятельно словосочетания.
«Конноспортивная школа»
Конный спорт, счастливые ребята, замечательное животное, верховая езда.
Какие слова записали к теме конноспортивная школа?
Индивидуальная работа: ФИО ученика - чтение словосочетаний к теме конный спорт.
III группа ФИО ученика – запись упражнения с карточки: «На олимпиаде» - 3 словосочетания, «Конноспортивная школа» - 2 словосочетания.
Что обозначают прилагательные?
(признак предмета)
С какой частью речи связаны прилагательные?
(с именем существительным)
Вывод после работы:
Прилагательное в предложении связано с существительным.
Индивидуальная работа: ФИО ученика - повтор вывода за сильным учеником
Физкультминутка.
Закрепление материала.
- Работа с тетрадью № 3 «Имя прилагательное» с. 11, у. 24
Прочитать текст. Выписать словосочетания с прилагательными, с помощью которых описан фартук.
Фартук нарядный, фартук весёлый, пёстрого ситца, белыми кружевами, витой поясок, накладных кармана, фартук фасонистый.
Индивидуальная работа: ФИО ученика - работа у доски и в тетради.
III группа ФИО ученика – списать 3 предложения, подчеркнуть прилагательные.
С какой частью речи связаны прилагательные?
(с именем существительным)
Вывод после работы:
Прилагательное в предложении связано с существительным.
Индивидуальная работа: ФИО ученика - повтор вывода за сильным учеником
III. Заключительная часть.
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
Над какой темой мы работали на уроке?
(словосочетания с прилагательными)
Дайте определение имени прилагательному?
С какой частью речи связаны прилагательные в предложении?
Домашнее задание:
Разбор в классе – Работа с карточками.
Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные. Подчеркнуть прилагательные.
Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.
Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).
(интересная книга, вкусный завтрак, темная ночь, школьное здание, машинное масло, горный воздух, вокзальная площадь, туманное утро грустная песня, осенний дождь)
Индивидуальная работа: III группа ФИО ученика – списать с карточки, вставив окончания прилагательных, 4 словосочетания.
Подведение итогов.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Оценка работы учащихся.
Чем занимались на уроке?
Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?
Какое настроение у вас в конце урока?
Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная фишка - настроение отличное, зеленая хорошее. Синяя – так себе.
Я тоже покажу вам свое настроение.
Мое настроение, вот какое.
Молодцы! Знаете вы какие?
Вы внимательные сообразительные, активные. И все эти слова – имена прилагательные.
Оценивание ответов учащихся, выставление оценок.
Большое спасибо за хорошую работу я говорю…….и ставлю «5»
……. «4»
Старались сегодня…., но нужно подтянуться «3».
Коррекционное упражнение на снятие напряжения: «мультимедия»
Слайд № 5
Прочитай слова, назови только прилагательные.
Хороший, хорошеет, хорошенький, хорошо.
Длина, удлинить, длинный.
Голубой, голубеет, голубизна, голубенький.
Упражнение № 161
«На олимпиаде»
Олимпийск__ флаг, бегов__ дорожка, опытный тренер.
«Конноспортивная школа»
Конный спорт, счастливые ребята.
Упражнение № 161
«На олимпиаде»
Олимпийск__ флаг, бегов__ дорожка, опытный тренер.
«Конноспортивная школа»
Конный спорт, счастлив__ ребята.
Словарная работа: почтальон – __ б., 8 зв., __ гл., 5 согл.
Почтальон разносит почту.
Словарная работа: почтальон – __ б., 8 зв., __ гл., 5 согл.
Почтальон разносит почту по.
Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
Подчеркнуть прилагательные.
Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.
Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).
Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
Подчеркнуть прилагательные.
Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.
Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).
Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
Подчеркнуть прилагательные.
Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.
Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).
Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
Подчеркнуть прилагательные.
Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.
Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»
Цель: повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать их от других частей речи, опр...

Урок контроля в 5 классе (разноуровневые задания) к учебнику Английский язык. 5 класс. Верещагина И.Н, Афанасьева О.В.
Данный материал может использоваться на уроках контроля грамматических навыков (Past Simple, Past Continuous) с соблюдением разноуровневости....

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...
Конспект урока по русскому языку 6 класс коррекционной школы. Тема: Однородные члены предложения без союзов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Однородные члены предложения без с...

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык", 5 класс, коррекционная школа.
Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как части речи.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:- Закрепить и актуализировать знания о грамматических призн...
























