Урок - практикум в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный анализ ССП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок способствует развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-практикум «Синтаксический и пунктуационный анализ ССП»
(2-ой урок по этой теме)
Класс: 9 «Б»
Цель: способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.
Личностные УУД: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Основные понятия: сложносочиненное предложение, сочинительные союзы, соединительные союзы, разделительные союзы, противительные союзы, смысловые отношения в сложносочиненном предложении.
Межпредметные связи: Литература, история
Тип урока: урок усвоения знаний и способов действий; учебный практикум.
Технология: приемы критического мышления
Ресурсы: учебник, презентация, карточки, опорные схемы
Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах
Этапы урока | Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный. | Приветствие. «Интрига» - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас внимательных и сосредоточенных. - Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? - Клад - это богатство, деньги, золото. - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Что это? Как вы думаете? - Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. – Еще знания эти нужны, для успешной сдачи ОГЭ. Итак, в путь! | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность Ямщик - это человек, занимающийся перевозкой людей и грузов (изначально почтовых отправлений) занимался уходом за лошадьми Кучер - имеет более высокий статус, чем ямщик. Кучер обслуживал богатых аристократов, а ямщик работал обычно на среднестатистических граждан. Кучер управлял каретой или экипажем, У кучера были больше обязанностей и ответственности, включая подготовку кареты, уход за лошадьми и проведение маршрута. | Запись на доске. Отрывок из стихотворения И. И. Макарова: (1 человек работает у доски) Разобрать предложение по членам. Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика. 1. Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений? 1) Союз И, одно простое предложение 2) Союз И, два простых предложения 3) Союз И, три простых предложения | ||||||||||||||||||||||||||||||
#1040;ктуализация знаний. Цель: актуализировать ранее изученные темы, умения и навыки Проблемная ситуация | #1050;акое это предложение? (ССП) Сложносочинённое предложение —это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией. 3. Начертить схему предложения на доске. 4. Можете выделить словосочетания, определить тип связи? - Скажите, это новая для вас тема? - Можете выполнить синтаксический разбор ССП? А пунктуационный разбор? | ||||||||||||||||||||||||||||||
#1060;ормулирование темы урока, постановка цели. #1054;ткрытие нового знания. Работа у доски | - Значит, тема нашего сегодняшнего урока?? Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. - Какие же цели поставим перед собой? - Сегодня мы рассмотрим порядок синтаксического и пунктуационного анализа сложносочиненных предложений, научимся давать устную и письменную характеристику ССП, закрепим умение составлять схемы сложных предложений. #1056;абота в парах. На партах лежат информационные листы. Ваша задача: читать и карандашом отмечать все, что касается темы урока. (3 минуты) Синтаксический разбор – это характеристика структуры предложения. Пунктуационный разбор – это объяснение постановки знаков препинания. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения производится по следующему плану: 1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности 2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. #1042;ид связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная) 4. Сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), соединяющие простые предложения в сложном 5. Смысловое значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий) 6. Разбор простых предложений в сложном (односоставное, двусоставное; распространенное, нераспространенное; осложненное, неосложненное; чем выражены главные и второстепенные члены предложения) Порядок пунктуационного разбора: #1047;наки завершения. #1047;наки разделения в ССП. #1047;наки разделения (при наличии) 2. Разберем сложносочиненное предложение, записанное в тетради.
Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика. Повест., невос.. союзная связь, отношения перечисления 1)двусос., распр., полное, неосл. 2)двусос., распр., полное, неосл., 3)… Пунктуационный разбор: В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное, между простыми предложениями ставится запятая – знак разделения частей ССП.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
#1047;акрепление нового. Цель: качественное усвоение знаний, формирование первичных навыков Взаимопроверка по эталону: без ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и больше – «2» | #1048;ндивидуальная работа. Самостоятельно провести синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Солнце сильно припекало, и от воды шло сверканье. Образец письменного разбора ССП Сущ. нар. глаг. пр. сущ. глаг. сущ. Солнце сильно припекало, и от воды шло сверканье. [ -- =], и [ = --]. Повествовательное, невосклицательное, союзная связь, отношения перечисления 1) двусост.,полное, распр., неосложненное 2) двусост., распр., полное, неосложненное Устный разбор ССП. По цели высказывания предложение повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное. Состоит из двух частей. Грамматическая основа первой части – солнце припекало, второй части – сверканье шло. Связь между предложениями союзная, союз и – соединительный. Между частями отношения перечисления. Первое предложение двусоставное, полное, распространенное – распространено обстоятельством сильно, выраженным наречием, неосложненное. Второе предложение двусоставное, полное, распространенное – распространено дополнением от воды, выраженным существительным с предлогом, неосложненное Пунктуационный разбор предложения При пунктуационном разборе сложносочиненного предложения следует объяснить постановку знаков препинания в нем. В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между простыми предложениями ставится запятая - знак разделения частей сложносочиненного предложения. Физминутка для осанки. Сидя, руки на пояс. Спину держим прямо, Голову, подбородок подняли. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, Правую руку – вперед Левую -вверх Переменить положение рук Опустить руки вниз И потрясти кистями вернуться в и.п. | ||||||||||||||||||||||||||||||
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: фиксация в сознании учащихся изучаемых понятий, осмысленности Взаимопроверка групп по эталону «5» - без ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более #1042;ключение в систему знаний и повторение. Цель: включить новый способ действий в систему знаний, повторить сведения, необходимые для обеспечения содержательной непрерывности. Задание на оставшее время Цель: понимать роль соединительных союзов в ССП; отработать умение находить грамматическую основу, видеть границы частей ССП #1056;ефлексия. #1054;ценивание #1044;омашнее задание. | Разбор типового тренировочного задания Установите соответствия между предложениями и данными схемами (знаки препинания не расставлены)
Алгоритм выполнения задания:
Ответ:
Разбор типового контрольного задания Какие из следующих характеристик предложения В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс верны? (знаки препинания не расставлены) а) простое, осложнено однородными сказуемыми б) повествовательное, невосклицательное в) союз И соединяет однородные члены предложения г) сложное, союзное д) союз И соединяет простые предложения в составе сложного е) союз И передает отношения одновременности событий Алгоритм выполнения задания: 1) прочитать предложения; 2) определить их вид по цели высказывания и эмоциональной окраске; 3) найти грамматические основы; 4) если предложение сложное, то установить границы простых предложений в составе сложного; 5) определить средства связи простых предложений в составе сложного; 6) определить функцию союза И в предложении и его смысловую роль 7) выбрать верные характеристики предложения Ответ: б) г) д) е) Работа на карточках. Подчеркните грамматические основы, обозначьте союзы, укажите границы предложений. 1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. 2) Последние тени сливались да мгла синела. 3) Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет. 4) Я чувствовал себя совершенно разбитым Дерсу тоже был болен. Взаимопроверка. 1) [Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. 2) [Последние тени сливались], да [мгла синела]. 3) [Ни солнца мне не виден свет], [ни для корней моих простору нет]. 4) [Я чувствовал себя совершенно разбитым], [Дерсу тоже был болен]. Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу. - Вспомните цели урока. Как вы считаете, цели урока достигнуты? Поставьте общую оценку за урок. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке: а) я все понял, могу этот материал объяснить другому б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь в) для полного понимания мне нужно повторить тему г) я ничего не понял «5» - работа с текстом. «4» - упр. Синтаксический разбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...

Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...

Урок - практикум в 6 классе:"Комплексный анализ текста"
Тема :Урок - практикум: "Комплексный анализ текста" Цели: Образовательная 1)Продолжить работу по обучению комплексному анализу текста;2) Совершенствовать навыки правописания глаг...

Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....
Презентация по русскому языку "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7".
Презентация по русскому языку по теме "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7"....
Урок-практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова «Вышивание крестом»
Работа с текстом публицистического стиля (на основе краеведческого материала) . Составленные тестовые задания по тексту помогут учащимся глубже понять замысел автора. Написание сочинения по проблеме т...

Открытый урок-практикум по русскому языку "Лингвистический анализ очерка Юрия Бондарева "Оружие" (подготовка к ЕГЭ часть С) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Данный материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ...