Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.
методическая разработка по теме

Социальный педагог и функции его деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.

Социальный педагог ГБС(К) ОУ №480

Тедеева Зарина Алановна

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Социальный педагог и функции его деятельности

3. Кто такие «трудные дети» и откуда они берутся

4. Этапы работы с «трудными детьми»

5. Взаимодействие социального педагога с классным руководителем

6. Вывод

7. Литература

ВВЕДЕНИЕ

В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по- своему. Вот только вопрос в каждом отдельном случае один и тот же:

«Что делать?»

Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признаётся обучение ребёнка, т.е. формирование у него определённой системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения поведенческих и психических расстройств. Однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничиться знанием их психологических особенностей и проблем поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательным особенностям их поведения, что делает их поведение проблемным, трудным.

Как показывает опыт работы социального педагога - трудными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, неуспевающие дети, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.

Социальный педагог и функции его деятельности

Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы.

Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению С.А.Расчетиной, особенность цели деятельности социального педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка.

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно. Социальный педагог способствует саморазвитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта.

Социальный педагог должен:

1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.

7. Соблюдать высокие нравственные своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.

10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. (В.Г.Бочарова).

Вопрос о содержании деятельности социального педагога в настоящее время остается дискуссионным. В Методическом письме «О социально-педагогической работе с детьми» определены основные ориентиры деятельности социального педагога, позволяющие моделировать ее содержание с учетом специфики того или иного региона, микрорайона, образовательного учреждения, запросов социума. (Моделирование – построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов, исследование объектов познания на их моделях.). Как показывает опыт, основными направлениями социально-педагогической работы с детьми в современном образовательном учреждении могут быть следующие:

 Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева учащихся;

 Изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешение этих проблем с учетом возможностей ОУ;

 Осуществление мер по социальной защите прав учащихся, предусмотренных законодательством РФ на образование, воспитание в семье, на охрану здоровья, имущественных прав, участие в трудовой деятельности, развитие способностей;

 Учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж;

 Социально-педагогическая поддержка личности в критических и кризисных ситуациях;

 Осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация детей и подростков, имеющих социальные проблемы;

Объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и их семьям.

Содержательное наполнение профессионального взаимодействия социального педагога определяется основными функциями деятельности и ведущими социальными ролями. Анализ, имеющихся подходов в современной науке и практике, показывает, что в качестве устоявшихся функций социально-педагогической деятельности принято считать следующие: охранно-защитную, профилактическую, образовательно-воспитательную, организаторскую и исследовательскую.

Организационная функция профессиональной деятельности социального педагога призвана способствовать включению педагогов, родителей, административных органов, специалистов детских учреждений, общественности, населения микрорайона, в процесс социального воспитания подрастающего поколения. Реализуя эту функцию, социальный педагог устанавливает, развивает и совершенствует связи воспитательной службы как внутри своего ОУ, так и вне его.

Реализуя образовательно-воспитательную функцию профессиональной деятельности, социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует педагогической деятельности всех социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации; использует воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса. Социальный педагог в рамках образовательно-воспитательной функции вместе с педагогическим коллективом ОУ формирует нравственное сознание ребенка, его нравственные качества, базовые социальные компетентности современной личности. Причем, базовые компетентности личности понимаются как некая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющие индивиду развиваться в гармонии с запросами общества.

Особое значение в профессиональной деятельности социального педагога имеет исследовательская функция, ибо социально-педагогическая деятельность начинается с исследования, любая из обозначенных социально-педагогических функций имеет исследовательскую составляющую.

Для оказания качественной профессиональной помощи ребенку, являющемуся жертвой неблагоприятных условий социализации, социальному педагогу необходимо:

  • проанализировать физическое и психическое состояние ребенка, мир его интересов, круг его общения, условия жизни;
  • изучить и проанализировать процессы, происходящие в его ближайшем окружении, негативно влияющие на социальное развитие ребенка;
  • вычленить проблему социальной жизни ребенка и попытаться осуществить прогноз ее возможного решения;

Для изучения личности обучающегося, состоящего на учёте и проведения с ним индивидуальной работы классный руководитель составляет социальный паспорт ученика, который содержит в себе:

  • педагогическую характеристику (общие сведения о школьнике, направленность личности, характер и темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, способности и особенности познавательной деятельности;
  • психодиагностику (индивидуализированную психологическую карту – разрабатывает и диагностирует психолог);

В результате проведённых исследований, как правило, дети «группы риска» имеют отклонения:

  • в интеллектуальной сфере (низкий уровень развития познавательных процессов);
  • в личностной сфере (неадекватная самооценка, завышенный или заниженный уровень тревожности, акцентуации характера, повышенная агрессия и др.)
  • проблемы межличностного общения, неудовлетворённость психологическим климатом в классе.

Совместно с классным руководителем составляем индивидуальный план педагогической поддержки ученика.

2 этап.

Цель: изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых). Построение эмоционально – значимых и социально – значимых видов деятельности подростка. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. Методы коррекции: метод «педагогического взрыва», метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально – значимой деятельности.

3 этап.

Цель: Формирование законопослушного поведения. Формирование доверительных отношений. Достижение устойчивых результатов в учёбе и других видах деятельности.

Методы отслеживания работы с детьми «группы риска»:

  • индивидуальная карта развития (психологический, социальный, медицинский, аспекты), отслеживаются за определённый период времени;
  • карта наблюдения и контроля за поведением учащегося (отслеживание динамики за четверть, полугодие, за год).

Если действия оказались неэффективны:

  • определяю причины, что не сработало;
  • корректируем работу с учётом выявленных ошибок;
  • подключаем дополнительные ресурсы, оптимизируем методы.
  • рассматриваем вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения и ставлю вопрос о профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве.

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений.

Основные задачи, которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель:

  • Является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми;
  • Делает первичный запрос и даёт первичную информацию о ребёнке;

Социальный педагог:

  • Изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы;
  • Организует профилактическую и коррекционную работу;
  • Взаимодействует с общественностью для решения проблемных ситуаций.

Организуя работу с трудными детьми, можно использовать следующие формы:

  • Консультации для школьников и их родителей;
  • Вовлечение трудных детей во внеурочную деятельность (кружки, секции);
  • Педагогическое изучение и отслеживание ребёнка на протяжение всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся.

Формы коррекционной работы:

  • Информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе.
  • Выявление причин девиантного поведения.

Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и социального педагога может дать положительный результат в решение проблем трудных детей.

Вывод

Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

1. для эффективной деятельности общеобразовательной школы по работе с трудными детьми необходим комплексный подход к решению проблемы.

2. профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками.

3. профилактическая и коррекционная работа может осуществяться в следующих формах: работа с семьёй (посещение семьи на дому, приглашение родителей в школу), индивидуальная работа с ребёнком, привлечение общественности.

Использованная литература

1. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие, Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная пелагогика).

2. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007 – 112 с.

3. Кочётов А.И., Верциеская Н.Н. Работа с трудными детьми: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»

Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...

Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет

В данной статье описаны следующие темы:Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.Социально-психологические особенности  развития подростков 12-14 лет. ...

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...

Мастер - класс "Система классных часов и родительских собраний в профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет"

В статье описан опыт работы учителя информатики и классного руководителя по профилактике девиантного поведения детей и подростков в сети Интернет...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Практические рекомендации для содания конструктивного и эффективного общения с трудными подростками....