Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
статья по теме

Чемакина Марина Игоревна

 

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт   работы  социального педагога  с несовершеннолетними 

Организация работы                                                                                                     по профилактике правонарушений и безнадзорности                                     в образовательном учреждении

Пояснительная записка

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации  детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие  бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе.   Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили  выявить  следующие факторы «риска»:

  • неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
  • экономическая и социальная незащищённость;
  • педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
  • влияние дурной компании, окружения, социума;
  • отчужденность детей от семьи, школы и общества;
  • частые случаи раннего антисоциального поведения.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель  профилактической работы.

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа  правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Задачи:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Обеспечение внеурочной и каникулярной  занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
  5. Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
  6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной  ступени образования  к другой.

Основная часть

В школе создаются  условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков  проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ПДН ОМВД, ТКДН и ЗП, ОСЗН, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и др..   Разработан и  ведётся утверждённый  ежегодный  план работы по следующим направлениям: 1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; 2) социально-педагогическая зашита прав ребенка; 3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании  личности учащегося; 4) социально-педагогическое консультирование; 5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; 6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; 7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков; 8) организационно-методическая деятельность.

С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа  руководствуется  следующими нормативными документами:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон «Об образовании»;

- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

- Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и Порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области (Постановление Правительства АО от 7 декабря 2010 года № 373-пп;

- Районная комплексная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010-2012гг»;

-  Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории Пинежского района;  

- План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений ОУ и ПДН.

В плане работы  отражены также  мероприятия, проводимые в  структурных подразделениях «Ерконемская начальная  школа» и «Детский сад» д. Кушкопала.  

С  каждым  учебным годом падает численность учащихся,  если в  2004 –2005 учебном году число учащихся   составляло  348 чел, то в настоящее время  120 чел. (приложение №1)    

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей  учащихся позволяет утверждать, что в нашей  школе  обучаются дети  в основном  из семей рабочих  и служащих со средним  специальным образованием, доходы большинства семей  сравнительно невысокие  (48% детей                                из малообеспеченных семей)   (приложение № 2)

В  полных семьях  воспитывается  - 78%  учащихся.

В неполных семьях - 21 % учащихся.  

Количество опекаемых семей  - 1%

В многодетных семьях   воспитывается  -   18% детей  

В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие  в хронически проблемных семьях.  Иногда семейный  кризис  и неблагополучие  достигают такого уровня, что остаётся  только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа  была вынуждена  выступать  с ходатайством о лишении  родительских  прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет  9% от общей численности учащихся.  

На основании данных социальных паспортов  класса создается банк данных учащихся, не посещающих или систематически  пропускающих по неуважительным причинам  занятия в школе; состоящих на  разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле  в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) (см. табл.1), оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

и семей, находящихся в социально-опасном положении,  группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся   с целью оказания   помощи, консультирование  и контроль деятельности  родителей за воспитанием  детей. (см. табл. 2)

На каждого несовершеннолетнего  подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения.  

В соответствии с районной целевой Программой «Молодёжь  Пинежья»  администрации МО  «Пинежский муниципальный район»  Архангельской области  в 2008 году  проводила   конкурс  проектов по поддержке деятельности подростковых и молодёжных клубов по месту жительства «Свободное время»,   в котором  наша школа приняла  активное участие. Организовала работу правового клуба,  для детей. Его посещали учащиеся,  состоящие на разных формах учёта и  дети из семей группы риска.  Возраст детей  11-16 лет.  В ходе проекта проведены следующие мероприятия: игра «Счастливый случай», «Суд над «2»», занятие «ваши права, дети!», кулинарный кружок, день именинника, походы, посетили выставки  в доме народного творчества, кабинет инспектора  ПДН,   и др.                   (приложение № 3)

Также в  школе систематически  проводятся   классные часы,  тематика которых разнообразна:

  • Устный журнал: «Спасибо, не курю!»  (7 класс);                                              «Знают взрослые, знают дети -   объявлен  курильщикам  бой на планете»                 (с детьми из неблагополучных семей);                                                                     «Сказка  о том, как победить табачный дым» (инсценировка в День отказа от пассивного курения) (приложение №4) и др.;  
  •  Уроки права (8 - 11 классы);                                                                               «Ваши права, дети!»  (1 класс) (приложение № 5);                                             «О правах играя» (1-4 классы);                                                                   «Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.
  • Родители  посетили   мероприятия:                                                                              «Моя семья. Давайте познакомимся» (5 класс);                                Спортивный праздник  с  неблагополучными, многодетными семьями  «Вместе дружною семьёй)  (приложение №6);                                                      Игровая программа   «Тропой огня» с  семьями  группы риска (приложение №6) ;                                                                                                                                      «Мой дом – моя крепость»
  • Оформлены  информационные стенды Уголок права;   «Ваши права, дети!», «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем», «Государственные символы РФ», Славные символы Архангельской области», «Правила дорожного движения», «Если тебе сложно - просто позвони!» (приложение № 7)

В результате проведённых мероприятий  уменьшилось количество правонарушений среди несовершеннолетних:

  • уменьшилось бродяжничество детей в вечернее время суток;
  • повысился уровень правовых знаний;
  • появилось стремление вести  здоровый образ жизни.  

  Проводится целенаправленная работа по выявлению детей не посещающих ОУ без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. В школе ведется ежедневный контроль над  посещаемостью, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль над  поведением, успеваемостью). Ежеквартального отчитываемся  в  управление образования о детях, не посещающих занятия или имеющих систематические пропуски уроков. Из числа не обучающихся на начало II четверти 2011-2012 учебного года 1 человек не обучался,  систематически пропускающих  занятия детей не было. За 2011 – 2012 учебный год: поставлен на учёт в центр занятости населения  1 несовершеннолетний,  в 2012 -2013 учебном году он  устроен для продолжения обучения в вечернюю школу.

Традиционной  в школе стала ежегодная акция   “ Мы – за здоровый образ жизни”, в ходе которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

  • единый классный час  «Вредные привычки и их последствия» (1-4классы);  «Привычки  и  здоровье» (5-6 классы) ;  «Я выбираю жизнь! А ты? » (7-8  классы);  «Алкоголизм -  это ужасно!» (9-11 классы)
  • библиотечная выставка,
  •  конкурсы:

буклетов «Я выбираю жизнь! А ты?», которые впоследствии дети распространяют на территории МО «Кушкопальское» (приложение № 8) ;

 плакатов   « Мой прекрасный мир», «Выбери здоровый образ жизни», «Курить,  здоровью вредить» (приложение №8);

стенгазет  «Скажи жизни – ДА!», «Остановите СПИД»;

 инсценировок  «Твоё здоровье в твоих руках» (приложение № 9 ),  

  • выступление  агитбригад  в  День отказа  от  пассивного курения (приложение № 9), 
  • акция "Детство – территория, свободная от курения» 
  • дни здоровья, час здоровья  (приложение №10).

Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа,  реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия  (спортивные секции, соревнования),  а также через дополнительное образование ДЮСШ (см. табл. 3), которая пользуется у наших учащихся большой популярностью.

Занятость учащихся во внеурочное  время

 Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.

Во время летних каникул  2011-2012  учебного года трудоустроено на рабочие места с оплатой 7 несовершеннолетних.   19 детей из малообеспеченных,  4   из неблагополучных семей  устроены   в лагерь отдыха  «Радуга»  с дневным пребыванием. (приложение №11)

 С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно «Плану  совместной работы с ПДН ОМВД» в школе проведены следующие мероприятия:

- классные часы  по пропаганде безопасности дорожного движения;  здорового образа жизни; беседы:  «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков,  «Последствия оскорбления и драки», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Правонарушение, проступок, преступление» и др.,

- рейды в семьи «группы риска»,

- профилактические беседы с учащимися и их родителями, состоящими на ВШК, ПДН ОМВД, ОСЗН.

- общешкольные  родительские собрания «Жестокое обращение с детьми», «Ответственность родителей за воспитание детей»,

-  Экскурсии в изолятор временного содержания.  Посетив  данное учреждение, дети   задумываются,  стоит  ли    нарушать закон.

На классных часах реализуются программы превентивного образования “Полезные привычки” (1–4 кл.), “ Полезные навыки” (5–9 кл.), “Полезный выбор” (10–11 кл.). Превентивная программа эффективна и полезна. Она даёт учащимся необходимые знания и формирует навыки принятия ответственных решений. 

 Занятия по программе выстраивается поэтапно: определение проблемы, поиск информации о проблеме, нахождение альтернатив или возможных вариантов её решения, определение последствий каждой из альтернатив, выбор одной из них — принятие решения, несения  ответственности за принятое решение.

Наиболее интересными  по мнению учащихся являются темы:                   «О дружбе»,  «О  правильном  поведении»,  «Конфликт или  компромисс?», «Красота  и здоровье»,  «Моя  внешность»,  «О вреде  курения  и алкоголя»,  «Нет безвредного табака»,  «Как  преодолеть отрицательные  чувства?»,  «Поговорим  об  ответственности», «Моё  настроение», «Чувства, которые  мы  переживаем», «Как  развивать память», «Экзамены  без  стресса», «Близкие  отношения  и риск».

 Результаты   обучения по таким программам: 

- ребята  располагают объективной информацией и лучше подготовлены к обсуждению вопросов, связанных с употреблением ПАВ в обществе;

- многие   начинают курить позже и курят меньше, некоторые отказываются от этой вредной привычки или совсем не пробуют табака.

Таким образом, в  образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися,  усиления  роли  Совета профилактики, педагогического коллектива  образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение» на 2015 -2016 учебный год

Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение»на 2015 -2016 учебный год...

Организация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении

В статье даются рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, нахожящимися в социально опасном положении. Выполнение этих рекомендаций поможет упорядочить д...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

План работы совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2016 -2017 учебный год

Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних на 2016 -2017 учебный год...

Организация работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в образовательном учреждении

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и под...

План работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2021учебный год

оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации....